Образ Грандкорта в романе Джордж Элиот "Дэниел Деронда" и философия Артура Шопенгауэра

Бесплатный доступ

В статье впервые в отечественной англистике анализируется образ одного из центральных героев единственного в творчестве Дж. Элиот романа о современности - «Дэниел Деронда». Образ Грандкорта рассматривается как своеобразная рефлексия писательницы на книгу немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В статье приводятся факты плотного знакомства Элиот с главным трудом Шопенгауэра, доказывается, как серьезно, внимательно и критически прочитала Дж. Элиот эту работу немецкого философа, что отразилось как на общей идейно-художественной структуре романа, так и на образе Грандкорта, чья этико-эстетическая структура редко становится предметом специального рассмотрения, особенно в аспекте идей А. Шопенгауэра. В статье делается акцент на том, что образ Грандкорта - это не просто иллюстрация к некоторым пассажам из основного труда Шопенгауэра; в ней доказывается, что представления немецкого философа о человеке, его месте в мире спровоцировали Элиот на онтологически глубокие размышления о смысле человеческого бытия, на диалог-спор с положениями Шопенгауэра, подобный рецепции идей философа у Достоевского, Толстого и некоторых других писателей конца XIX - начала XX в. В статье демонстрируется, как критически, пользуясь литературно-художественными принципами и средствами создания характера в системе определенных обстоятельств, переосмысляет Дж. Элиот понятие Шопенгауэра о воле к жизни, которая оборачивается разгулом субъективности, неудержимого эгоизма, своеволия, агрессии, пренебрежением к Другому, нравственным насилием и его упоением, отказом от общепринятых разума и логики, торжеством «природы», понимаемой как инстинкт, изъятием таких понятий, как самоанализ, самокритика, сострадание, любовь к ближнему. Специальный акцент делается на полемике Элиот с положениями философской антропологии Шопенгауэра в области взаимоотношений полов. Подчеркивается, что параллельно идейно-художественному воплощению онтологического несовпадения со многими аспектами философской системы Шопенгауэра Элиот при помощи полемически заостренного образа Грандкорта иронико-драматически заостряет проблему этико-нравственного неблагополучия современного ей английского светского общества.

Еще

Джордж Элиот, «Дэниел Деронда», Шопенгауэр, философия и литература, этико-эстетическая целостность, викторианство, литературный герой

Короткий адрес: https://sciup.org/147229717

IDR: 147229717   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-4-117-127

Список литературы Образ Грандкорта в романе Джордж Элиот "Дэниел Деронда" и философия Артура Шопенгауэра

  • Андреева И. С. Философия Шопенгауэра и русская литература // Человек: образ и сущность. 2003. № 1(4). С. 77-100.
  • Быховский Б. Э. Шопенгауэр. М.: Мысль, 1975. 206 с.
  • Гуревич П. С. Артур Шопенгауэр как философский антрополог // Философский журнал. 2011. № 1(16). С. 56-69.
  • Морильяс Ж. Утверждение и отрицание воли к жизни у Раскольникова. А. Шопенгауэр и Ф. М. Достоевский // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2012. № 28. С. 87-113.
  • Проскурнин Б. М. Исторические и религиозные взгляды викторианцев и роман Джордж Элиот «Ромола» // Проскурнин Б. М. Идеи времени и зрелые романы Джордж Элиот: монография. Пермь: Перм. ун-т, 2005. С. 14-56.
  • Проскурнин Б. М. Преодолеть национальные стереотипы: о статье Джордж Элиот «Слово в защиту немцев» // Мировая литература в контексте культуры. 2020. № 10(6). С. 99-108.
  • Русакова А. В. Томас Манн и немецкая философия // Русакова А. В. Томас Манн в поисках нового гуманизма. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1969. С. 48-69.
  • Чернышева Л. А. Влияние философии А. Шопенгауэра на творчество Ф. Шпильгагена // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2017. № 5. С. 252-254.
  • Чупров А. С. Человек в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. 298 с.
  • Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
  • Фромм Э. Введение. Инстинкты и человеческие страсти // Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с нем. Э. М. Телятни-ковой. М.: АСТ, 2015. С. 14-22.
  • Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / пер. и под ред. Ю.И. Айхенвальда. М.: И. И. Куш-нерев и К, 1903. Т. 2. Доп. к 4-й кн. 673 с. URL: http:web/archive/org/web/20120828132506/http://phi losophy.ru/library/schopenhauer/alswille.html (дата обращения: 27.07.2020).
  • Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собр. соч.: в 6 т. / пер. с нем.; под ред. А. Чанышева. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999-2001. Т. 1. 496 с.; Т. 2. 560 с.
  • Allen W. George Eliot. New York; London: The Macmillan, 1964. 192 p.
  • Burton M. 'Woman's Freedom Lies in Choosing the Husband Who Is to Be Her Master': Existentialism and the Female Slave in Daniel Deronda // The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship. 2016. № 47. P. 45-54.
  • Dolin T. George Eliot. Oxford: Oxford University Press, 2005. 284 p.
  • Eliot G. Daniel Deronda / Edited with introduction by Barbara Hardy. London: Penguin, 1986. 903 p.
  • Frank A. Daniel Deronda: The Cultural Imperative of Religion // The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship. 2008. № 39. P. 3-44.
  • Hardy B. The Novels of George Eliot. A Study in Form. London: The Athlone press,1959. XII: 242 p.
  • Hardy B. George Eliot. A Critic's Biography. London: Continuum, 2006. 192 p.
  • Harvey W. J. The Art of George Eliot. 1961. London: Chatto and Windus, 1961. 254 p.
  • Houghton W. The Victorian Frame of Mind, 1830-1870. New Haven and London: Yale University Press, 1985. 467 p.
  • Hunter C. Moving beyond Signs: The Crisis of Language in Daniel Deronda // The George Eliot Review: Journal of the George Eliot Fellowship. 2005. № 36. P. 17-23.
  • George Eliot. The Cambridge Companion / Edited by George Levine. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 248 p.
  • Liddell R. The Novels of George Eliot London: Duckworth, 1977. 193 p.
  • McCarron R. Evil and Eliot's Religion of Humanity: Grandcourt in Daniel Deronda. P. 71-88. (1980). URL: https://journalhosting.ucalgary.ca/in-dex.php/ariel/article/download/32433/26485/0 (дата обращения: 23.07.2020).
  • Oxford Reader's Companion to George Eliot / Edited by John Rignall. Oxford: Oxford University Press, 2000. 500 p.
  • Paris B. Rereading George Eliot: Changing Responses to Her Experiments in Life. New York: State University of New York Press, 2003. 234 p.
  • Purchase S. Key Concepts in Victorian Literature. London: Palgrave, 2006. 282 p.
  • Raina B. Daniel Deronda: A View of Grandcourt // Studies in the Novel. 1985. № 17. P. 371-382.
  • Stone W. The Play of Chance in Daniel Deronda // Nineteenth Century Literature. 1998. June. Vol. 53, № 1. P. 25-55.
Еще
Статья научная