Образ и текст: литургические надписи на предметах древнерусского лицевого шитья (аспекты проблемы)
Автор: Егорова М.С.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теория и история культуры, искусства
Статья в выпуске: 2 (22), 2024 года.
Бесплатный доступ
Литургические надписи, включающие молитвословные или гимнографические тексты, являются значимыми элементами композиций, выполненных в технике лицевого шитья, на предметах богослужебного облачения. В древнерусской традиции подобные надписи выполняли несколько функций: фиксировали тождество определенного изображения традиционному иконографическому сюжету, играли роль молитвенного обращения, выступали в качестве декоративного элемента. Статья посвящена одному из аспектов изучения литургических надписей, а именно рассмотрению шитого текста как своеобразной «идеограммы», семантика которой тесно связана с символикой священнического облачения. Объектом исследования служит медальон омофора, созданного в середине XVII в. в мастерской царицы Марии Ильиничны, который включает изображение Вознесения Господня и текст стихиры из службы Вознесению. Песнопение на каймах медальона трактуется в статье в контексте целостного образа Христа «в славе», обусловленного семантикой омофора как предмета богослужебной одежды архиерея и действий епископа во время совершения малого входа, которые отражены в древнерусских литургических толкованиях.
Древнерусское лицевое шитье, омофор, литургические надписи, мастерская царицы марии ильиничны, вознесение господне, древнерусские литургические толкования
Короткий адрес: https://sciup.org/140306812
IDR: 140306812 | DOI: 10.47132/2541-9587_2024_2_212
Список литературы Образ и текст: литургические надписи на предметах древнерусского лицевого шитья (аспекты проблемы)
- ГВСИАХМЗ — Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. № Т-7355.
- ГИКМЗ «Московский кремль» — Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Инв. №№ ТК-2815; ТК-2092, ТК-2091; ТК-2471; ТК-2475; ТК-2472; ТК-2815.
- ГИМ — Государственный исторический музей. Инв. №№ ПС 1-123; РБ-74.
- ГТГ — Государственная Третьяковская галерея. Инв. № МК-6 (К-5346).
- КБИХМЗ — Кирилло-Белозерский историко-художественный музей-заповедник. Инв. № ДЖ-969.
- МИИРК — Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-683.
- НГОМЗ — Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Инв. № ДРЖ-216.
- ПГХГ— Пермская государственная художественная галерея. Инв. № И-112.
- РГБ — Российская государственная библиотека. Ф. 304.I. № 403.
- РНБ — Российская национальная библиотека. ОЛДП. F. 6.
- ЯГИАХМЗ — Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. № 5275.
- Афанасьева Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: исследование и тексты. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2012. 393 с.
- Беляев С.А. Об истоках иконографической программы Большого и Малого саккосов // Московский Кремль XV столетия: Сборник статей / отв. ред. А. Л. Баталов, И. А. Воротникова Т. 1: Древние святыни и исторические памятники. М.: Арт-Волхонка, 2011. С. 404-427.
- Византийские древности. Произведения искусства IV-XV веков в собрании Музеев Московского Кремля / отв. ред.-сост. И. А. Стерлигова. М.: Пинакотека, 2013. 607 с.
- Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. Т. 15. С. 331-348.
- Желтов М. С. Архиерейский чин Божественной литургии. История, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. 2003. № 11. С. 192-224.
- Игнашина Е.В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собрании Новгородского музея: Каталог. Великий Новгород: Моби Дик, 2003. 128 с.
- Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. В 12-ти томах. СПб.: Издание СПб. Духовной Академии, 1897. Т. 3. 961 с.
- Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье: Каталог. М.: Красная площадь, 2004. 495 с.
- Миркович Л. Искусство церковного шитья (продолжение) // Убрус. Церковное шитье. История и современность. 2009. Вып. 11. С. 19-21.
- Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. / подг. к печ. А. Г. Мельник // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2014. Вып. 20. С. 186-290.
- Пальмов Н. Н. Об омофоре, саккосе и митре. Историко-археологический этюд // XXV Киево-могилянский сборник в честь прот. Д. И. Богдашевского заслуженного ординарного профессора Киевской духовной академии по случаю двадцатипятилетия его ученой деятельности. Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1913. 626 с.
- Петренко Т.А. О литургической надписи на пелене «Богоматерь Неопалимая Купина» // Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л. Д. Лихачевой. Вып. 21. СПб.: Palace Editions, 2012. С. 126-134.
- Петров А. С. Древнерусские шитые пелены под иконы. XV-XVI вв. Типология, функция, иконография: дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2008. 177 с.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 562 с.
- Саенкова Е. М. Вознесение Господне. СПб.: Метропесс, 2014. 76 с.
- Силкин А.В. Неизвестный омофор из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии // Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Вып.21. СПб.: Palace Editions, 2012. С. 96-101.
- Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. М.: Прогресс-традиция, 2009. 432 с.
- Симеон Солунский, свт. Книга о храме // URL https://azbyka.ru/otechnik/ Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/ (дата обращения: 20.11.2023).
- Синицына Н.П., Шерышева С.А. Некоторые проблемы исследования и реставрации средневекового шитья из захоронения Арсения Елассонского // Арсений Елассонский — архиепископ Суздальский: Сборник научных статей / сост. А. А. Тенеткина Владимир, 2008. С. 41-51.
- Ткаченко А. А., Лукашевич А. А., Квиливидзе Н. В. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. М.: 2005. Т. 9. С. 197-203.
- Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 547 с.
- Юдаков М.А. Порядок употребления в Русской Церкви архиерейского омофора за Божественной литургией (исторический анализ) // Богословские труды. 2013. Вып. 45. С. 308-324.