Образ идеального партнера в представлениях молодежи

Автор: Родионов Геннадий Александрович, Озерина Анна Александровна

Журнал: Artium Magister @artium

Рубрика: Семья третьего тысячелетия: социум, образование, культура

Статья в выпуске: 20, 2020 года.

Бесплатный доступ

Существует неоднозначное мнение о влиянии родительской семьи на процесс выбора партнера и формирования собственной семьи, что подчеркивает актуальность проведенного исследования. Рассмотрение партнерских отношений и факторов выбора партнера в современном мире, на наш взгляд, должно учитывать вариативность сексуальной ориентации респондентов. Целью исследования выступает выявление особенностей образа идеального партнера молодежи с гетеросексуальной, бисексуальной и гомосексуальной ориентацией с учетом образа их родительской семьи. В исследовании использовались стандартизированные методы сбора данных: полоролевой опросник С. Бэм и «Шкала семейной адаптации и сплоченности». Сексуальная ориентация и иные социально-демографические факторы выявлялись с помощью анкеты. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью однофакторного дисперсионного анализа, t-критерия для независимых выборок и корреляционного анализа Пирсона. В результате проведенного исследования были получены выводы об андрогинности идеального партнера молодежи, сочетающего фемининные и маскулинные качества. При последовательном рассмотрении гетеро-би-гомосексуальности у женщин можно говорить о плавном изменении предпочтений от андрогинных к более фемининным характеристикам. У мужчин данная тенденция обратная. Эмоциональная сплоченность в родительской семье и фемининность идеального партнера молодежи взаимосвязаны. Факт преобладающей эмоциональной взаимосвязи с родительской семьей у мужчин, по сравнению с женщинами, представляет собой научный интерес. Данное исследование расширяет теоретические представления об аспектах выбора предпочитаемого партнера, а именно о специфике различий данного феномена в зависимости от пола и сексуальной ориентации. Результаты исследования могут быть применены в психологическом консультировании клиентов с различными типами сексуальной ориентации.

Еще

Идеальный партнер, молодежь, сексуальная ориентация, родительская семья, фемининность, маскулинность, андрогинность

Короткий адрес: https://sciup.org/149130169

IDR: 149130169

Текст научной статьи Образ идеального партнера в представлениях молодежи

Вопросы построения отношений в паре, различные аспекты эффективности этих отношений затрагивали многие психологи: В. Сатир, А.С. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер, О.А. Карабанова, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, В. Бирман, М. Сперлинг, П. Колинз, Д. Майерс и др. Некоторые из них указывают на важность изучения факторов, прямо или косвенно влияющих на удовлетворенность отношениями. Например, Ю.А. Анташко одним из таких факторов выделяет критерий выбора партнера [1, с. 24], что говорит о необходимости изучения выстраивания партнерских отношений на стадии их формирования. Изучение уже сформированных отношений также представляет собой научный интерес. Так, Е.П. Ильин отмечает, что «между позициями мужчин и женщин относительно важных факторов семейной жизни отсутствуют значимые отличия. Для обеих групп важным является чувство поддержки партнера» [3]. Знания о «системе ценностей партнера позволяют предугадать поведение, реакции на поступки и выполнение определенных ролей» [7, с. 32]. Исходя из этого можно отметить, что изучение партнерских отношений необходимо в контексте определения механизмов выбора партнера для долговременных отношений и представляет особый интерес при изучении психологии репродуктивного поведения и здоровья отношений [10, с. 886].

В ходе развития внутри семьи у ребенка формируется некоторый образ этой социальной структуры, который, как утверждает С.В. Мерзлякова, выступает ключевым моментом ориентирования молодых людей при семейном самоопределении [6, с. 114]. Мно- жество паттернов семейных отношений, ролевая структура и представления о будущей семье в целом, по мнению О.А. Карабановой и О.В. Трофимовой, являются актуализированными представлениями о родительской семье человека [4, c. 43]. А.Г. Харчев подчеркивает в своем исследовании влияние родительской семьи на представления о браке и на установки о вопросах пола [8, с. 94]. Наряду с этим существует и противоположная точка зрения. А.А. Василенко и Т.Г. Яни-чева в своем исследовании говорят о независимости образа будущей семьи и брачносемейных установок молодых людей и девушек от типа брака их родительской семьи [2, с. 71]. Неоднозначность рассматриваемого вопроса подчеркивает актуальность проводимого исследования.

В условиях современного мира рассмотрение партнерских отношений, особенно аспектов выбора предпочитаемого партнера, на наш взгляд, необходимо производить с учетом вариативности сексуальной ориентации исследуемых людей. Вышесказанное о детерминации социального поведения человека его родительской семьей с учетом контраста социального интереса к вариативности сексуальной ориентации и малой проработанности данной темы в отечественной психологии [9, с. 166] обозначают проблемное поле исследования. Проблема вариативности сексуальной ориентации в настоящее время чаще обостряется и нет общего взгляда на данный феномен. В рамках данного исследования, вслед за И.С. Коном, под «сексуальной ориентацией понимаем сексуально-эротическое влечение к людям противоположного пола (гетеросексуальность), собственного пола (гомосексуаль- ность) или к лицам обоих полов (бисексуальность)» [5, с. 238].

Таким образом, исследование нацелено на определение специфики образа идеального партнера молодежи с гетеросексуальной, бисексуальной и гомосексуальной ориентацией с учетом образа их родительской семьи.

Методы

Эмпирической базой исследования выступили интернет-сообщества. Выборку составили 237 человек в возрасте 16–30 лет (средний возраст – 20,28 лет): 127 женского и 110 мужского пола (40 гетеросексуальных женщин, 46 бисексуальных женщин и 41 гомосексуальных женщин, 41 гетеросексуальных мужчин, 34 бисексуальных мужчин, 35 гомосексуальных мужчин). Из полных семей 157 респондентов, из неполных – 80. В отношениях состоят 73 респондента, свободны – 164. Сиблинги есть у 139 респондентов, сиб-лингов нет у 98 респондентов.

Описание образа идеального партнера производилось с помощью полоролевого опросника С. Бэм, позволяющего выявить степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик описываемого идеального партнера. Описание образа родительской семьи производилось с помощью анкеты «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3/Тест Олсона), позволяющей выявить уровень семейной адаптации и уровень семейной сплоченности. Сексуальная ориентация и иные социально-демографические факторы выявлялись с помощью анкеты. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью однофакторного дисперсионного анализа, t -критерия для независимых выборок и корреляционного анализа Пирсона.

Анализ

В результате анализа не удалось выявить статистически значимых различий в описании родительской семьи в зависимости от сексуальной ориентации респондентов по критериям «семейная адаптация» ( p = 0,387) и «семейная сплоченность» ( p = 0,127). Полученные результаты могут указывать на независимость восприятия родительской семьи от сексуальной ориентации респондентов.

Были выявлены статистически значимые различия в описании образа идеального партнера в зависимости от сексуальной ориентации и пола респондентов по критерию «основной индекс» ( p = 0,001). На уровне статистической тенденции выявлены различия по критериям «маскулинность» ( p = 0,061) и «фемининность» ( p = 0,052). Полученные результаты представлены в таблице средних значений по группам.

В результате корреляционного анализа Пирсона была выявлена статистически значимая взаимосвязь между показателями семейной сплоченности и фемининностью идеального партнера ( p = 0,001). Чем выше сплоченность родительской семьи, тем выше фемининность идеального партнера ( r = 0,213).

Дополнительный статистический анализ с помощью t-критерия для независимых выборок в зависимости от пола респондентов показал статистически значимые различия в описании родительской семьи по критерию «семейная сплоченность» ( p = 0,025), но не по критерию «семейная адаптация» ( p = 0,331). Мужчины оценивают свою родительскую семью более сплоченной ( M = 32,8182), чем женщины ( M = 31,1732). Статистический анализ с помощью U -критерия Манна-Уитни для независимых выборок показал независимость ( p > 0,1) описания родительской семьи и об-

Средние значения в описании образа идеального партнера в зависимости от сексуальной ориентации и пола респондентов по группам

Основной индекс Маскулинность Фемининность Гетеросексуальные женщины 0,0029 0,6788 0,6800 Бисексуальные женщины 0,0303 0,6185 0,6315 Гомосексуальные женщины 0,1019 0,6012 0,6451 Гетеросексуальные мужчины 0,4021 0,5402 0,7134 Бисексуальные мужчины 0,1639 0,5985 0,6691 Гомосексуальные мужчины 0,0332 0,6143 0,6286 раза идеального партнера от полноты родительской семьи, наличия сиблингов и семейного положения респондентов.

Резул ьтаты

Полученные результаты могут указывать на предпочтение всеми выделяемыми социальными группами партнеров с андрогинными чертами с некоторым смещением в фемининный спектр. Тенденцию к андрогинному описанию идеального партнера можно объяснить сочетанием у такого партнера как «женских» (мягкость, чувствительность, нежность, способность к сочувствию, сопереживанию), так и «мужских» (независимость, агрессивность, самостоятельность, уверенность в себе) качеств. Наиболее фемининного партнера предпочитают гетеросексуальные юноши, что, вероятно, связано с влиянием гендерных стереотипов, превалирующих в обществе. Наиболее андрогинного партнера предпочитают гетеросексуальные женщины, что может говорить об их желании видеть в партнере в равной степени «мужские» и «женские» черты для наиболее комфортных партнерских отношений. Можно отметить особенности образа идеального партнера у мужчин и женщин отдельно, переходя от гетеросексуальности через бисексуальность к гомосексуальности социальных групп. Преобладание маскулинно-андрогинных черт над фемининно-андрогинными уменьшается при движении по спектру гетеро-би-гомосексуальности у женщин и увеличивается при таком же движении у мужчин. Возможно, что полученные результаты взаимосвязаны с представлениями о «мужественности» и «женственности» в обществе.

Наряду с этим можно говорить о взаимосвязи оценки своей семьи как более сплоченной с последующим выбором идеального партнера – чем более эмоционально взаимосвязаны в семье ее члены, тем более фемининного партнера предпочитает человек в качестве идеального. Вероятно, данный факт взаимосвязан с положительным опытом семейной системы в детстве и желанием его переноса в собственные партнерские отношения, а также ассоциацией семейной сплоченности с фемининными характеристиками идеального партнера.

Выявленная большая эмоциональная взаимосвязь мужчин с родительской семьей, чем женщин, не соответствует цели исследования, но представляет собой научный интерес и требует дальнейшего исследования.

Выводы

Данное исследование расширяет теоретические представления об аспектах выбора предпочитаемого партнера, а именно о специфике различий данного феномена в зависимости от пола и сексуальной ориентации. Общими выводами исследования могут быть названы предпочтения молодыми людьми андрогинных партнеров, характеризующиеся сочетанием фемининных и маскулинных качеств. При последовательном рассмотрении гетеро-би-гомосексуальности у женщин можно говорить о плавном изменении предпочтений от андрогинных к более фемининным характеристикам. В то же время у мужчин данная тенденция обратная. Эмоциональная сплоченность в родительской семье взаимосвязана с выбором более фемининного идеального партнера. Научный интерес представляет собой факт большей эмоциональной взаимосвязи с родительской семьей у мужчин, чем у женщин. Результаты исследования могут быть применены в психологическом консультировании клиентов с различными типами сексуальной ориентации.

Список литературы Образ идеального партнера в представлениях молодежи

  • Анташко, Ю. А. Представления об идеальном романтическом партнере у современной молодежи Москвы / Ю. А. Анташко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2012. - № 1. - С. 23-26.
  • Василенко, А. А. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи / А. А. Василенко, Т. Г. Яничева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2014. - № 2. - С. 63-71.
  • Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 686 с.
  • Карабанова, О. А. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи / О. А. Карабанова, О. В. Трофимова // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения. - Астрахань: ИД "Астраханский университет", 2013.
  • Кон, И. С. Сексология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с.
  • Мерзлякова, С. В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи / С. В. Мерзлякова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 114-119.
  • Приходько, А. Ю. Гендерные различия в представлениях об идеальном партнере у молодежи / А. Ю. Приходько // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 9. - С. 32-34.
  • Харчев, А. Г. Прочность семьи - это ее культура / А. Г. Харчев // Семья и школа. - 2010. - № 3. - С. 93-98.
  • Цветкова, Н. А. Особенности межличностных отношений мужчин с гомосексуальной ориентацией / Н. А. Цветкова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 166-169.
  • Шелехов, И. Л. Идеальный образ партнера противоположного пола у современной студенческой молодежи различных этнических групп / И. Л. Шелехов, Е. В. Гребенникова, О. Г. Берестнева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-4. - С. 886-889.
Еще
Статья научная