Образ коня по материалам обработанной кости верхнепалеолитических стоянок Быки

Бесплатный доступ

Данная работа посвящена анализу зооморфных скульптурных изображений из бивня мамонта со стоянок Быки-1 и Быки-7, I культурный слой (бассейн реки Сейм, Русская равнина). Радиоуглеродные некалиброванные даты этих памятников находятся в диапазоне 18-16 тыс. л. Поделки отличаются по форме, но их объединяет набор технологических приемов изготовления, стилистика и схематизация зооморфных изображений. Аналогичен и их археологических контекст. Предметы оставлены древними людьми преднамеренно при покидании стоянки. Несмотря на выявленные различия, мы полагаем сходную семантику и их предназначение, связанные с конкретными охотничьими ритуалами. Особое внимание уделено образу коня/лошади, который, по одной из гипотез, имеет важное значение в мировосприятии древних обитателей этих стоянок.

Еще

Верхнепалеолитический комплекс быки, зооморфные скульптурные изображения, образ лошади

Короткий адрес: https://sciup.org/143173169

IDR: 143173169   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.260.93-105

Список литературы Образ коня по материалам обработанной кости верхнепалеолитических стоянок Быки

  • Ахметгалеева Н. Б., 2005. Зооморфная поделка из бивня мамонта со стоянки Быки-7 // АЭАЕ. № 4 (24). С. 70-76.
  • Ахметгалеева Н. Б., 2015. Каменный век Посеймья: верхнепалеолитическая стоянка Быки-7. Курск: Мечта. 254 с.
  • Ахметгалеева Н. Б., 2019. Стоянки позднего палеолита Быки в центре Русской равнины: культурная составляющая // Camera Praehistorica. № 1 (2). С. 18-35.
  • Ахметгалеева Н. Б., Бурова Н. Д., 2018. Новые технологии и формы костяных изделий по материалам новейших исследований на многослойной стоянке Быки-7 в Курском Посеймье // Материалы и исследования по археологии Днепровского левобережья. Вып. V: Междуречье Днепра и Дона: пересечение культур. К 25-летию Курского государственного областного музея археологии / Отв. ред. Г. Ю. Стародубцев. Курск: ИП Бескровный А. В. С. 7-18.
  • Ахметгалеева Н. Б., Бурова Н. Д., 2019. К вопросу о роли природных факторов в формировании быковской археологической культуры верхнего палеолита // Культурная география палеолита Восточно-Европейской равнины: от микока до эпиграветта / Ред. К. Н. Гаврилов; сост. К. Н. Степанова. М.: ИА РАН. С. 42-43.
  • Ахметгалеева Н. Б., Чубур А. А., Шпилев А. Г., 1999. Курский край. Т. 1: Каменный век. Курск: Учитель. 384 с.
  • Бурова Н. Д., Ахметгалеева Н. Б., 2020. Результаты новых исследований остеологической коллекции верхнепалеолитического памятника Быки-7 // Восточная Европа, Кавказ, Ближний Восток в каменном веке: хронология, источники и культурогенез: Междунар. конф.: тез. докл. М.: ИА РАН. С. 24-25.
  • Гаврилов К. Н., 2009. Женщина - зверь - орнамент. Культурная специфика в искусстве эпигРАветта на Русской РАвнине // РА. № 4. С. 66-80.
  • Григорьева Г. В., Филиппов А. К., 1978. Пенская позднепалеолитическая стоянка // СА. № 4. С. 162-175.
  • Фролов Б. А., 1994. Палеолитическое искусство и мифология // Художественная культура первобытного общества: хрестоматия / Сост. И. А. Химик. СПб.: Славия. С. 201-206.
  • Хлопачев Г. А., Гиря Е. Ю., 2010. Секреты древних косторезов Восточной Европы и Сибири: приемы обработки бивня мамонта и рога северного оленя в каменном веке (по археологическим и экспериментальным данным). СПб.: Наука. 144 с.
  • Чубур А. А., 2001. Быки. Новый палеолитический микрорегион и его место в верхнем палеолите Русской равнины. Брянск: Брянск-сегодня. 132 с.
Еще
Статья научная