Образ оленя в традиционной культуре коренных народов Восточной Сибири

Бесплатный доступ

В традиционной культуре многих народов мира преобладают анимистические представления. В связи с этим образы тех или иных животных имели важное значение для понимания культуры в целом. В данной статье представлен анализ образа оленя в традиционной культуре коренных народов Восточной Сибири. Это животное для народов указанного региона имело не только практическое, но и культовое значение, что во многом повлияло на формирование его образа в Сибири. В ходе исследования на материалах фольклора и этнографических источниках были выявлены основные аспекты образа оленя: сакральная жертва, помощник, страж, символ богатства и награда за деяния. Образ оленя часто использовался в декоре интерьера и одежды. Подвески с изображением оленя часто использовались шаманами в культовой практике. У многих коренных сибирских народов детские игрушки для мальчиков имели вид оленя. Благодаря этому дети с ранних лет знакомились с особенностями жизни своего народа. В ходе исследования были выявлены особенности данного образа как в Восточно-Сибирском регионе, так и на других территориях...

Еще

Восточная сибирь, традиционная культура, олень, образ, коренные народы, культовая жизнь, фольклор, фамильяр

Короткий адрес: https://sciup.org/140245736

IDR: 140245736

Список литературы Образ оленя в традиционной культуре коренных народов Восточной Сибири

  • Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. - Новосибирск: Наука, 1989. - 268 с.
  • Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. - М.; Л.: Наука, 1954. - 840 с.
  • Историко-этнографический атлас Сибири / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М.; Л.: АН СССР, 1961. - 498 с.
  • Иванов С.В. Скульптура народов севера Сибири. - Л.: Наука, 1970. - 296 с.
  • Какую одежду носили индейцы Северной Америки и как на самом деле выглядели их знаменитые головные уборы // Культурология РФ. - URL: https://kulturologia.ru/blogs/030418/38456 (дата обращения: 3.02.19).
  • Старостин В.П. Нравственная ценность образа оленя у евразийских народов // Новые горизонты. - 2018. - № 10(14). - С. 137-147.
  • Некрасова А. Кириллица // Олень в русской игрушке. - URL: https://cyrillitsa.ru/tradition/13530-olen-v-russkoj-igrushke.html (дата обращения: 3.02.19).
  • НП "Русская культура" // Жертва. - URL: http://russculture.ru/2019 /01/04/%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 13.02.19).
  • Березницкий С.В. Статус диких и домашних жертвенных животных в социуме коренных народов Сибири и Дальнего Востока // Сибирский сборник – 4. Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. (Памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой) / отв. ред. В.Н. Давыдов, Д.В. Арзютов. СПб.: МАЭ РАН. 2014. С. 682-693.
  • Лукина Н.В. Хантыйский обряд жертвоприношения // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2013. - № 2. - С. 106-114.
  • Лар Л.А. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 2. - С. 98-108.
  • Сказки и предания народов Севера / сост. Г.Н. Курилов-Улуро Адо, Г.И. Варламова. - Якутск: Кн. изд-во, 1986. - 88 с.
  • Харнер М.Дж. Путь шамана или Шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. - Литресс, 2010. - 187 с.
  • Журнал Могуры // Фамильяр. - URL: https://mogura.ru/articles /familyar (дата обращения: 13.02.19).
  • Добжанская О.Э. Шаманский бубен: музыкальный инструмент или ездовой олень шамана? // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2016. - № 2 (12). - С. 81-90.
  • Дочь Солнца (реж. А. Снежко-Блоцкая, 1963). - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wqvA7mMeCzY.
  • Группа независимых аналитиков // Мировое дерево в легендах и мифах народов мира. - URL: https://rgdn.info/mirovoe_derevo (дата обращения: 3.02.19).
  • Freinheim Северный Дневник // Существа скандинавской мифологии. - URL: http://www.laconlife.ru/creature (дата обращения: 3.02.19).
  • Саввинов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган: на материалах традиционного искусства. - Новосибирск: Наука, 2005. - 309 с.
  • Сборник эвенкийских народных сказок: Агды, Асаткан и Авахи, Бобровая речка, Богатырь Мали и Хоглен, Волк Мироза, Гагара, Глухарь и Щука и др. - М., 2018. - 118 с.
  • Новый акрополь. Олень. - URL: http://www.newacropol.ru /alexandria/symbols/deer (дата обращения: 3.02.19).
  • Косарев М.Ф. О меновой торговле в древних и традиционных обществах (по урало-сибирским археолого-этнографическим материалам) // Уральский исторический вестник. - 2009. - № 2 (23). - С. 60-66.
  • Содномпилова М.М. Зооморфный код в моделировании социокультурного пространства в традиции монгольских народов // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2008. - № 20. - С. 298-307.
  • Эскимосские сказки и мифы. Сказки и мифы эскимосов Сибири, Аляски, Канады и Гренландии. - М.: Наука, 1988. - 674 с.
  • Стукалин Ю.В. Наделенные силой. Тайны индейских шаманов. - М.: НЦ ЭНАС, 2010. - 256 с.
  • Мифология: большой энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
  • LiveInternet. Оболганные боги древности: Кернунн. - URL: https://www.liveinternet.ru/users/744545/post261968481 (дата обращения: 24.01.19).
  • Одо из Мена. О свойствах трав. - М.: Медицина, 1976. - 76 с.
  • Нанзатов Б.З. Народно-бытовая медицина монгольских народов: средства животного происхождения в представлениях и практиках // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. - 2016. - Т. 17. - С. 126-145.
Еще
Статья научная