Образ России 1990-х гг. в исторической памяти учащейся молодежи Краснодарского края
Автор: Рунаев Тимофей Александрович
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 5, 2021 года.
Бесплатный доступ
Историческая память имеет свойство вытеснять образы, неугодные конструированию позитивной идентичности, и 1990-е гг. являются именно таким проблемным периодом, который в современной нарративной исторической конструкции предстает в негативных оттенках. Однако сегодня появляется новое поколение, которое имеет иные ценностные установки, что определяет их особый взгляд на прошлое. Поэтому в ближайшем будущем не исключается пересмотр образа 1990-х гг. в представлении современной молодежи. Автор предлагает обратить внимание на оценочный фон 1990-х гг. среди молодых людей Краснодарского края и определить, как учащаяся молодежь относится к фигурам и событиям обозначенного периода. Результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают, что молодые люди имеют высокий потенциал для переоценки образа прошлого. Однако представления о 1990-х гг. различаются у школьников и студентов, что может привести к конфликтной ситуации в случае реструктуризации исторической памяти.
Социология молодежи, миллениалы, социология памяти, коллективная амнезия, коллективная память, исторический нарратив, идентичность, массовое сознание
Короткий адрес: https://sciup.org/149133631
IDR: 149133631 | DOI: 10.24158/spp.2021.5.14
Текст научной статьи Образ России 1990-х гг. в исторической памяти учащейся молодежи Краснодарского края
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, ,
Kuban State University, Krasnodar, Russia, ,
Историческая память, как правило, восприимчива к потрясениям, катаклизмам и резким поворотам, нарушающим устои привычного образа жизни. Одним из таких переломных витков истории современной России являются 1990-е гг., включающие радикальный слом экономической конъюнктуры, переработку политических институтов, уменьшение международного авторитета, рост национальной напряженности, ослабление «онтологической безопасности» населения в повседневной жизни. Но, как правило, социальные «рамки памяти» вытесняют в сферу забвения события, которые могут навредить формированию позитивной идентичности [1, с. 61–64]. Поэтому неудивительно, что в современной российской мемориальной культуре период 1990-х гг. имеет низкую «коммеморативную плотность» [2, с. 19], вокруг него не формируется система торжеств и ритуалов, и он является, скорее, объектом отчуждения, чем притяжения со стороны населения.
Сегодня на арену социального пространства приходит новое поколение молодых людей, которые ведут иной образ жизни и являются носителями иных ценностных установок. И если люди, которым сейчас от 22 до 30 лет, хотя бы родились в последнее десятилетие XX в. и имеют в нем незначительный опыт социализации, то для более молодых людей 1990-е гг. – это чужое прошлое, которое они никогда не видели своими глазами. Поэтому возникает вопрос о том, как спустя 30 лет после распада СССР эпоха 1990-х гг. встраивается в историческую память с появлением нового поколения.
Образ 1990-х гг. в массовом сознании современной молодежи уже ранее становился предметом исследования как в социологическом [3], так и в психологическом дискурсах [4]. Работы констатировали наличие негативного восприятия 1990-х гг. в сознании молодых людей либо отсутствие к данному периоду какого-либо интереса, что обусловливает отношение молодежи к 1990-м гг. как к далекому и смутному прошлому. Поэтому рабочую гипотезу нашего исследования нужно свести к вопросу о том, возможны ли изменения оценочного образа 1990-х гг. в молодежной среде.
Проводя комплексное исследование современной российской молодежи, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги выделяют «реперные точки» исторической памяти, влияющие на идентичность молодых россиян. Результаты исследования показали, что среди молодых людей 26–35 лет высока степень отчужденности от периода перестройки и, тем более, от ельцинского времени, однако среди молодых людей 16–25 лет этот уровень отчужденности приближается к нулю [5, с. 94]. Безусловно, говорить о том, что образ 1990-х гг. включается в историческую память и становится основой идентичности нельзя, но он имеет потенциал пересмотра оценки со стороны молодого поколения. Этот вывод подтверждается последним опросом ВЦИОМ, проведенным в январе 2021 г. Согласно полученным результатам, фигура Б.Н. Ельцина большинством оценивается отрицательно, однако именно среди молодежи увеличивается численность людей, положительно относящихся к первому Президенту РФ. Если среди старших поколений симпатию к Б.Н. Ельцину испытывает приблизительно каждый десятый, то среди молодых людей 25–34 лет – каждый пятый, а среди молодежи 18–24 лет – каждый четвертый [6].
В феврале–марте 2021 г. нами был проведен пилотажный опрос учащейся молодежи (N = 140) Краснодарского края в возрасте 15–30 лет. В качестве респондентов выступили обучающиеся средних образовательных организаций и студенты Кубанского государственного университета (от выборочной совокупности их доли составили 59 % и 41 % соответственно). Если детализировать выборку по образовательному критерию, то 32 % респондентов на момент опроса находились на стадии основного общего образования, 26 % – на стадии среднего полного образования, 30 % – высшего неполного образования (бакалавриат), 12 % – высшего полного образования (специалитет, магистратура). Обработка полученных данных проводилась с помощью программного обеспечения SPSS Statistics 23.0.
Как показали результаты исследования, в памяти кубанской молодежи оценка перестройки и 1990-х гг. контрастирует с другими периодами новейшей отечественной истории. Время М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина получает меньше всего симпатий среди молодых людей: к первому положительно относится 36 % опрошенных, ко второму – 33 % (для сравнения, сталинскому времени отдают 58 % симпатий, хрущевскому – 53 %, брежневскому – 52 %). Кроме того, образ 1990-х гг. не в состоянии конкурировать с образом современной России 2000-х, которую оценивают лучше в 1,7 раз. Если дифференцировать оценки в соответствии со ступенью образования, на которой находятся респонденты, то выстраивается картина, представленная на рисунке 1. С одной стороны, результат демонстрирует корреляцию с опросом ВЦИОМ 2021 г., так как каждый пятый опрошенный учащийся из высшего звена образования (в возрасте 18–30 лет) дает положительную оценку постсоветской России Б.Н. Ельцина. Но, с другой стороны, еще большие симпатии к 1990-м гг. имеются у школьников, среди которых 45 % опрошенных позитивно воспринимают этот период.

■ среднее образование
■ высшее образование
Рисунок 1 – Симпатии к периодам новейшей отечественной истории среди учащейся молодежи Краснодарского края
Такое ключевое событие, как распад СССР, послужившее началом 1990-х гг., согласно результатам других массовых опросов, в памяти молодых людей либо не вызывает никаких чувств сожаления, либо имеет индифферентный характер [7, с. 257–258]. Левада-Центр по ежегодным опросам, проведенным с 2006 по 2020 гг., отмечает, что молодые люди имеют самый меньший показатель «ностальгии по советскому» и больше всех равнодушны к распаду СССР. При этом в сравнении с 2012 г. к 2020 г. уровень «ностальгии по советскому» увеличился. Эта тенденция объясняется не столько тоской по прошлому, сколько солидаризацией молодежи с другими возрастными группами во мнении о том, что распад СССР – это, в первую очередь, трагедия [8]. Наше исследование показало, что молодые люди Краснодарского края негативно относятся к этой «реперной точке» прошлого. Среди студентов 59 % отметили, что отрицательно относятся к распаду СССР, 34 % – положительно и 7 % затруднились с ответом. Большинство среди обучающихся среднего звена также полагает, что распад СССР – это негативный момент истории. Среди них ответы распределились следующим образом: 55 % респондентов оценили феномен распада Советского Союза отрицательно, 41 % – положительно и 4 % не смогли определиться.
Интересным является вопрос о значимости событий периода 1990-х гг. И молодым людям, получающим среднее образование, и респондентам из высшего звена было предложено определить значимые события из 1990-х гг., повлиявшие на историю современной России (рисунок 2).

среднее образование высшее образование
Рисунок 2 - Наиболее значимые события 1990-х гг. по мнению учащейся молодежи Краснодарского края, %
По результатам опроса видно, что самым главным событием для тех и других является принятие Конституции РФ в 1993 г. Но, судя по результатам, между учащимися школ и вузов имеются расхождения: студенты чаще, чем школьники, оценивают представленные события в качестве наиболее значимых. Кроме того, вокруг нескольких событий фиксируются наибольшие разногласия между двумя группами молодых людей. Во-первых, это дефолт 1998 г., который событием первостепенной важности считают лишь 16 % опрошенных школьников, в то время как среди студенческой молодежи этот показатель равен 38 %. Во-вторых, это первая чеченская кампания 1994–1996 гг., которую высоко оценивают 9 % учащихся среднего образования и 33 % респондентов, находящихся на ступени высшего образования.
В итоге образ 1990-х гг. в массовом сознании молодых людей Краснодарского края имеет негативные коннотации, так как личности руководителей страны этого периода и факт распада СССР вызывают больше антипатии, что не позволяет образу 1990-х гг. полноценно войти в рамки исторической памяти. Однако сегодня молодые люди (в особенности молодежь 14–18 лет) больше остальных готовы к пересмотру исторического нарратива и сглаживанию образа 1990-х гг. Проблема в том, что такая реструктуризация исторической памяти может пройти не совсем безболезненно, поскольку даже среди различных категорий учащейся молодежи Краснодарского края наличествуют разночтения не только эпохи в целом, но и конкретных событий. Поэтому при трансляции исторической памяти экспертам следует учитывать особенности восприятия образа России 1990-х годов в молодежной среде Краснодарского края.
Список литературы Образ России 1990-х гг. в исторической памяти учащейся молодежи Краснодарского края
- Connerton P. Seven Types of Forgetting // Memory Studies. 2008. Vol. 1. P. 59-71. DOI: 10.1177/1750698007083889
- Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Империя и нация в зеркале исторической памяти: сборник статей. М., 2011. С. 10-29.
- Шор-Чудновская А. Советское прошлое в представлениях молодых россиян // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. № 6 (116). С. 173-189.
- Синельникова Е.С., Зиновьева Е.В. Историческая память о 90-х годах XX века в России: психологические аспекты // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 74-88. DOI: 10.11621/vsp.2018.04.74
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М., 2020. 688 с.
- ВЦИОМ-СПУТНИк - ежедневный всероссийский телефонный опрос ВЦИОМ [Электронный ресурс] // База социологических данных ВЦИОМ. URL: https://bd.wciom. ru/trzh/print_q. php?s_id =313&q_id=31368&date=31.01.2021 (дата обращения: 18.05.2021).
- Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М., 2017. 427 с.
- Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2020/03/24/struktura-i-vosproizvodstvo-pamyati-o-sovetskom-soyuze/ (дата обращения: 18.05.2021).