Образ танка в современном российском кинематографе: в поисках опорного символа культурной памяти

Автор: Киличенков Алексей Алексеевич, Колесникова Александра Геннадьевна

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Память культуры

Статья в выпуске: 71, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются причины появления на российских экранах целого ряда художественных фильмов о Великой Отечественной войне, главными героями которых стали танки двух противоборствующих сторон. Авторы статьи исследуют структуру образа танка в игровом кинематографе и приемы его репрезентации в качестве опорного символа культурной памяти современного российского общества. В статье обосновывается вывод, что после неудавшейся попытки создания новой эстетики образа танка в начале 2010-х гг. российский кинематограф предпочел реанимировать шаблоны репрезентаций советского периода, которые, как казалось, навсегда ушли в прошлое. Обращение к советскому наследию, по заключению авторов статьи, стало совершенно закономерным, поскольку советский кинематограф создал целую и целостную мифологическую вселенную, в палитре которой образ военной силы, объединивший в себе технику и человека, занимал ключевое место. В основе этих реанимированных шаблонов репрезентаций - актуализация унаследованной от советской эпохи культурной матрицы и отказ от исторической достоверности в пользу мифологизации образа танка дабы избежать столкновения с исторической реальностью и необходимости следовать ей. В результате российское «танковое» кино пожертвовало исторической достоверностью в пользу мифологизации. Одновременно, ради расширения зрительской аудитории, создатели фильмов сделали ставку на максимальную виртуализацию образа танка с использованием новых компьютерных технологий, что обеспечивает привлечение многомиллионной массы поклонников компьютерных игр.

Еще

Российский кинематограф, кинематографический образ, танк, экипаж танка, репрезентация образа, культурная память, культурная матрица, компьютерная игра, исторический миф, мифологизация

Короткий адрес: https://sciup.org/149140439

IDR: 149140439

Список литературы Образ танка в современном российском кинематографе: в поисках опорного символа культурной памяти

  • Кувшинов Д.Ю. Искажение исторических фактов о Великой Отечественной войне в современном игровом кино // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. Т. 1. № 4. С. 11-14.
  • Макаров Д.В., Дронов В.А. Динамика образа врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне // Власть. 2013. № 2. С. 160-163.
  • Дронов В.А. Историческая и атрибутивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне // Власть. 2013. № 4. С. 182-186.
  • Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности // История и современное мировоззрение. 2019. № 1. С. 73-80.
  • Репина Л.П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое / The New Past. 2016. № 1. С. 82-99.
  • Гудков Л.Д. Время и история в сознании россиян (Часть 1) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 3 (101). С. 84-102.
  • Воробьёва М.В. Политика памяти в фильмах о войне, или Приключения одного сюжета // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. № 4. С. 94-107.
  • Калита С.П. Функционирование военно-исторических памятников в современном пространстве и их воздействие на социум (культурологический аспект) // Аналитика культурологии. 2015. № 1 (31). С. 96-102.
  • Масленкова Н.А. Компьютерная игра как механизм конструирования культурной памяти (на примере "World of Tanks") // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 3 (23). С. 116-125.
  • Фазлытдинов Р.К., Карнаев А.А. Философия войны в видеоиграх // Homo holistik: Человек целостный. Вып. 3. Челябинск, 2015. С. 203-211.
  • 10ХайдеггерМ. Время и бытие: Статьи и выступления. Москва, 1993.
  • Демин И.В. Экзистенциально-онтологическое обоснование техники в философии М. Хайдеггера // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. № 2 (8). С. 126-137.
  • Григорьева Л.М., Цейслер В.Э. Онтологическое обоснование сущности техники М. Хайдеггером // Homo holistik: Человек целостный: Сборник научных статей. Вып. 3. Челябинск, 2015. С. 79-86.
  • Кожокару Т.И. К вопросу о методологии анализа фильма // Арти-культ. 2021. № 4 (44). С. 118-148.
  • Колесникова А.Г. Образ Великой Отечественной войны в художественных фильмах «Жаворонок» и «Т-34» // Вторая мировая и Великая Отечественная: к 75-летию окончания. Москва, 2021. С. 409-418.
  • Попель Н.К. Танки повернули на запад. Москва; Санкт-Петербург, 2001. С. 223, 224.
  • Ащеулов О.Е. Восприятие советской бронетехники глазами вермахта: оценки и выводы // Мир и политика. 2010. № 5 (44). С. 106-115.
  • Танковый бог: Интервью К. Шахназарова // Российская газета. 2012. 3 мая.
  • Файзуллин С.А. Танковый ас из села Ямбулатово Верхнеуслонского района Татарстана // Народы Татарстана в годы Великой Отечественной войны. Казань, 2018. С. 158-163.
  • Масленкова Н.А. Компьютерная игра как механизм конструирования культурной памяти (на примере "World of Tanks") // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 3 (23). С. 120-123.
Еще
Статья научная