Образ змеи в ранних комплексах наскальных изображений Северной и Центральной Азии в трудах академика А.П. Окладникова

Бесплатный доступ

В середине второй половине XX в. академиком А.П. Окладниковым на обширных пространствах Северной и Центральной Азии были исследованы сотни местонахождений петроглифов. Вышедшие монографические работы, с одной стороны, являются итогом комплексного изучения наскальной изобразительной деятельности древнего населения, с другой неоценимой источниковой базой. Из всей массы петроглифов в серию фигур, заслуживающих особого рассмотрения, помимо прочих, исследователем включен редкий сюжет на скалах змеи. А.П. Окладниковым предложена возможная семантическая основа для понимания связанных с образом змеи мировоззренческих построений древнего человека, познающего и включающего окружающее пространство в круг своих интересов. Следует сказать, что обращают свое внимание на данный образ исследователи первобытного искусства и сегодня. В рамках данной статьи, прежде всего, сведена воедино источниковая база, сформированная крупнейшим исследователем первобытного искусства А.П. Окладниковым. Проделана работа по представлению количественного показателя данной категории изображений в трудах ученого в рамках их региональной локализации. Акцентировано внимание на представлении сводки изображений змей эпохи камня. Обобщены основные стилистические параметры, которыми апеллирует исследователь для определения полос, линий как фигур передающих образ змеи. Образ змеи на скальных плоскостях имеет широкое распространение, является неоднозначным по своему семантическому содержанию в рамках культурно-хронологических срезов. В палеолите, вероятно, он связан с повседневностью и «миром первичных ощущений». В период неолита формируются социально-сакральные мифологемы и обрядовокультовая составляющая, определяющаяся бессознательно-художественной переработкой, переживанием и осознанием человеком природы и общественного бытия. В эпоху бронзы видение образа усложняется и включается в представления о сотворении мира и в шаманские культовые практики. Продолжает образ существовать и в последующее время.

Еще

А.п. окладников, наскальное искусство, петроглифы, эпоха камня, образ змеи, семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/145146710

IDR: 145146710   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0751-0757

Список литературы Образ змеи в ранних комплексах наскальных изображений Северной и Центральной Азии в трудах академика А.П. Окладникова

  • Гурина Н.Н. Искусство неолитических племен лесной полосы европейской части СССР // История искусства народов СССР. Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР. - М.: Изобразительное искусство, 1971. - Т. 1. - С. 64-71.
  • Деревянко А.П., Петрин В. Т., Цэвээндорж Д., Мыльников В.П. Святилище с наскальными рисунками Баянлиг хад в Монголии. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. - 224 с. EDN: RTTTCN
  • Жульников А.М. Петроглифы Карелии: Образ мира и миры образов. - Петрозаводск: Скандинавия, 2006. - 224 с.
  • Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы). - М.: Наука, 1992. - 136 с.
  • Кубарев В. Д. Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009. - 420 с. EDN: QPMXSP
Статья научная