Образы советской монументальной скульптуры в мелкой пластике: трансформация функций и эволюция смыслов
Автор: Карагода Константин Павлович
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Год памяти и славы
Статья в выпуске: 3 (23), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению советской мелкой пластики 1950-1980 гг. с целью определения степени и характера влияния политической пропаганды и агитации на серийное производство скульптуры малых форм в СССР. Материалами исследования явились произведения мелкой пластики и монументальной скульптуры, научные изыскания российских культурологов и искусствоведов. Раскрыты особенности идеологической направленности советского искусства, прослежена связь соцреализма с классической традицией. Описана традиция бытования скульптур в интерьерах общественных мест и в квартирах советских граждан. Проведена атрибуция мелкой пластики, созданной на заводе «Монументскульптура» и на других предприятиях. Отмечено, что сегодня советская малая пластика и выраженные в ней образы десакрализовались, став частью интерьеров кафе и сувенирных лавок, выполняя рекламные функции. Памятники вождей революции также перестали нести в себе актуальность, превратившись в исторические артефакты.
Силумин, фарфор, пластика, массовое производство, тиражное производство, портрет, копия, социалистический реализм, идеология
Короткий адрес: https://sciup.org/170175015
IDR: 170175015 | DOI: 10.36343/SB.2020.23.3.001
Список литературы Образы советской монументальной скульптуры в мелкой пластике: трансформация функций и эволюция смыслов
- Бойко А. Советское скульптурное наследие. Цикл «Десять лекций о скульптуре». [Электронный ресурс] // Мастерская Аникушина. URL: https://www. youtube.com/watch?v=YAaX43v3HAk (дата обращения: 02.05.2020).
- Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. М.: Ad Marginem, 2013.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. [Электронный ресурс] // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt. (дата обращения: 02.05.2020).
- Моравиа А. Конформист. СПб.: Лимбус Пресс, 2004.
- Паперный В. З. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 2016.
- Простаков С. «Россия - удобный образ страшного будущего». Александр Эткинд о сносе монументов, левой идее и духе 2020 г. [Электронный ресурс] // МБХ Медиа. URL: https://mbk-news.appspot.com/sences/rossiya-udobnyj-obraz/?fbclid = IwAR0a2jgTdCfrml04a7qwa9RM-q89RCLMAoIQzqDfS6n4Wbs-5r6avN58eMw (дата обращения: 02.07.2020).
- Самецкая Э. Советский фарфор 1920-1930-х гг. в частных собраниях Санкт-Петербурга. М.: Collectors book, 2005.
- Сапанжа О. С. Пластика малых форм как часть пространства советской повседневности // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2019. № 1. С. 65-77.
- Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Детский балет «Аистенок» (1937) в фарфоровой пластике малых форм. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. №2 (61). 2019. C. 114-127.
- Щукин В. Г. Тоталитарная эйдология или подземный сон наяву. // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 90-100.
- Эткинд А. Кривое горе: память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение, 2016.