Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино
Автор: Волков Евгений Владимирович
Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik
Рубрика: История на экране
Статья в выпуске: 44, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе архивных документов и опубликованных источников впервые рассматриваются образы Сталинградской битвы, представленные в советском игровом кино. Особое внимание уделено кинообразам, которые были созданы авторами фильмов «Дни и ночи» (1944 г.), «Великий перелом» (1945 г.), «Сталинградская битва» (1949 г.), «Солдаты» (1956 г.), «Возмездие» (1967 г.), «Горячий снег» (1972 г.) и «Сталинград» (1989 г.). Делается вывод о том, что на разных этапах развития советского общества создавались и отличные друг от друга кинематографические истории о Сталинградской битве и ее образы. Эти фильмы являлись своеобразными маркерами коллективной памяти советских людей о переломном сражении Великой Отечественной войны.
Великая отечественная война, красная армия, сталинградская битва, сталинград, историческое кино, кинематографический образ, советское общество, коллективная память
Короткий адрес: https://sciup.org/14913728
IDR: 14913728
Список литературы Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино
- Волков Е.В., Пономарева Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти//Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2012. Вып. 18. № 10. С. 22-25.
- Эрмлер Ф., Чирсков Б. Как мы работали над фильмом//Фридрих Эрмлер: Документы. Статьи. Воспоминания. Л., 1974. С. 153-154.
- Эрмлер Ф., Чирсков Б. Как мы работали над фильмом//Фридрих Эрмлер: Документы. Статьи. Воспоминания. Л., 1974. С. 156-157.
- Эрмлер Ф., Чирсков Б. Как мы работали над фильмом//Фридрих Эрмлер: Документы. Статьи. Воспоминания. Л., 1974. С. 157.
- Эрмлер Ф. Мысли о будущем фильме «Генерал армии» («Великий перелом»)//Фридрих Эрмлер: Документы. Статьи. Воспоминания. Л., 1974. С. 149.
- Эрмлер Ф. Мысли о будущем фильме «Генерал армии» («Великий перелом»)//Фридрих Эрмлер: Документы. Статьи. Воспоминания. Л., 1974.С. 149-151.
- Самойлов А. Фридрих Эрмлер. Л., 1970. С. 52.
- Добренко Е. Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив. М., 2008. С. 150.
- Иванов А.Г. Полвека в кино. Л., 1973. С. 39.
- Виктор Некрасов: Возвращение в дом Турбиных: Сборник материалов и воспоминаний. Киев, 2004. С. 6.
- Иванов А.Г. Полвека в кино. Л., 1973. С. 40.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 3-28.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 29-30.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 31-33.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 35-36.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 45-49.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 50.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 58-62.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 17. Д. 1215. Л. 59-62.
- Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 1991. С. 54-55, 79, 130, 191, 201.
- Горфункель Е.И. Иннокентий Смоктуновский. М., 1990. С. 19.
- Горфункель Е.И. Иннокентий Смоктуновский. М., 1990. С. 17.
- Иннокентий Смоктуновский: жизнь и роли. М., 2001. С. 69.
- Центральный государственный архив литературы и искусства г. Санкт-Петербурга. Ф. 257. Оп. 19. Д. 365. Л. 12, 18, 49.
- Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 1991. С. 202-203.
- Иннокентий Смоктуновский: жизнь и роли. М., 2001. С. 69.
- Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. М., 1991. С. 26-27, 41-44, 46, 55-56, 62-63, 169-170.
- Виктор Некрасов: Возвращение в дом Турбиных: Сборник материалов и воспоминаний. Киев, 2004. С. 47.
- Иванов А.Г. Полвека в кино. Л., 1973. С. 40-43.
- Слуцкий Б. Достоверность//Искусство кино. 1965. № 2. С. 52-53.
- Горницкая Н. Завидная судьба//Искусство кино. 1978. № 12. С. 146-147.
- КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. М., 1987. С. 555-560.
- Хомяков О. Этот несгибаемый Столпер//Культура. 1995. 14 янв.
- Зак М. Только об одном сражении//Искусство кино. 1973. № 3. С. 24-32.
- Татаринов М. «Горячий снег»//Культура и жизнь. 1973. № 5. С. 4.
- Егиазаров Г. Если не мы, то кто же?//Советская культура. 1983. 21 июня.
- Токарев В.А. Между страстью и пристрастностью: Клио и художественный кинематограф//Историк в меняющемся пространстве российской культуры: Сборник статей. Челябинск, 2006. С. 267.
- Суменов Н.М., Сулькин О.М. Юрий Озеров. М., 1986. С. 3.
- Самсонов А.М. Сегодня так нельзя: после прочтения сценария//Искусство кино. 1988. № 8. С. 40-45.
- Самсонов А.М. Сегодня так нельзя: после прочтения сценария//Искусство кино. 1988. № 8. С. 45.
- Марьямов Г. Ради мира на земле//Искусство кино. 1981. № 2. С. 181.
- Павлюткин В. Евангелие от Озерова//Красная звезда. 1996. 26 янв.
- Кондратьев В. Идет война … киношная//Искусство кино. 1990. № 2. С. 47-51.
- Матизен В. Хладнокровное убийство//Искусство кино. 1994. № 10. С. 172.