Образы второй мировой войны в современном кино жанра хоррор: коды культуры

Бесплатный доступ

В настоящей статье затрагивается проблема современного видения европейцами итогов Второй мировой войны сквозь призму киноискусства, а именно - конкретного жанра: хоррор. Анализируются образы, созданные в этом жанре норвежским и французским режиссерами: штандартенфюрер, немцы, советские солдаты. Материал - два относительно известных фильма поджанра хоррор-комедия (черный юмор) («Операция „Мёртвый снег“» (2009), «Операция „Мёртвый снег“ 2» (2014) (Норвегия) и слешер «Подземный ужас» (2022) (Франция, Бельгия). Расстановка сил в указанных фильмах, когда победу над зомби (немецкими солдатами, превратившимися в оживших мертвецов) одерживают либо европейцы и американцы, либо представители национальных меньшинств, является, с точки зрения автора, кодом современной культуры на Западе, когда замалчивается роль советских войск в Победе над фашизмом, когда героями выступают геи или представители национальных меньшинств; когда Вторая мировая война становится темой комедийного осмысления с примесью треша. Такой код существенно отличается от того, который существовал в литературе и кино непосредственно послевоенного периода (во второй половине ХХ в.), когда живых свидетелей (участников войны) было больше и нравственные ценности были несколько иными. Обоснована подобная призма художественного видения Второй мировой и характером постмодернистского мышления, и востребованностью у западного зрителя такого рода кинопродукции.

Еще

«операция „мёртвый снег"», «операция „мёртвый снег" 2», «подземный ужас», вторая мировая война, хоррор, черный юмор

Короткий адрес: https://sciup.org/148330139

IDR: 148330139   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-97-109-119

Список литературы Образы второй мировой войны в современном кино жанра хоррор: коды культуры

  • Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: «Институт экспериментальной социологии», С.-Пб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1998. - 161 с.
  • Лотман, Ю. Диалог с экраном. Таллин: Издательство «Александра», 1994. - 216 с.
  • Машненков, В. В. Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры / Введение в культурологию. Руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. - М.: Владос, 1996. - 336 с.
  • Радаева, Э. А. Традиции экспрессионизма в мировой культуре. - Самара: Научно-технический центр, 2022. -250 с.
  • Самсонов, А. На Западе сознательно переписывают историю // Военное обозрение. - 27 января 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://topwar.ru/67569-na-zapade-soznatelno-perepisyvayut-istoriyu.html (дата обращения: 02.08.2024).
  • Сидорчик, А. Освобождение от освободителей. Как переписали историю Освенцима [Электронный ресурс]. -URL: https://aif.ru/society/history/osvobozhdenie ot osvoboditeley kak perepisali istoriyu osvencima (дата обращения: 02.08.2024).
  • Синий, Д. Как переписывают историю. Лагерь смерти и армия США. [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/club216989999?w=wall-105472947 445602 (дата обращения: 02.08.2024).
  • Скал, Д. Дж. Книга ужаса: История хоррора в кино / Д. Дж. Скал. - СПб.: Амфора, 2009. - 319 с.
  • Шенье-Жандрон, Ж. Сюрреализм. Пер. с франц. С. Дубина. - М.: НЛО, 2002, с. 158-165 [Электронный ресурс]. - URL: http://ec-dejavu.ru/b-2/Black humour.html (дата обращения: 02.08.2024).
  • Exclusive: Tommy Wirkola Talks Dead Snow 2: Red vs. Dead. - URL: https://www.dreadcentral.com/news/73625/ex-clusive-tommy-wirkola-talks-dead-snow-2-red-vs-dead/ (дата обращения: 12.08.2023).
  • Habermas, J. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt a/M., 1968. - 364 с.
  • Thomson, J. Gallows humor: The surprising benefits of dark laughter. Always look on the bright side of death. - URL: https://bigthink.com/thinking/gallows-humor-philosophy/ (дата обращения: 12.08.2023).
Еще
Статья научная