Обряд инициации в романтических произведениях отечественных и зарубежных авторов XIX века
Автор: Оксенчук В.Н.
Журнал: Мировая литература в контексте культуры @worldlit
Рубрика: Проблематика и поэтика мировой литературы
Статья в выпуске: 17 (23), 2023 года.
Бесплатный доступ
Актуальность настоящей работы обусловлена тем фактом, что исследователи реализации обряда инициации в художественных произведениях акцентировали внимание преимущественно на XX веке (игнорируя, тем самым, произведения XIX века). Цель работы - проанализировать, каким образом происходит инициация главных героев в произведениях В. Жуковского и Дж. Байрона. Материальную основу исследования составили работы следующих авторов: А. ван Геннеп, И. В. Випулис, М. Элиаде, Г. В. Гриненко, Т. И. Липич, В. Г. Симондон. В результате сделан вывод о том, что Чайльд- Гарольд и Конрад, главные герои произведений Дж. Байрона, не проходят полностью обряд инициации, так как опыт, полученный в рамках лиминальной фазы, их уничтожает. В «Светлане» В. Жуковского, напротив, главная героиня проходит полную инициацию, в результате которой она получает новые эмерджентные качества.
Инициация, романтизм, литература, лиминальная стадия, символическая смерть, витальность, танатальность, сакральная реальность
Короткий адрес: https://sciup.org/147242780
IDR: 147242780 | DOI: 10.17072/2304-909X-2023-17-72-81
Список литературы Обряд инициации в романтических произведениях отечественных и зарубежных авторов XIX века
- Байрон Дж. Г. Корсар: стихотворения, поэмы. Санкт-Петербург: Лениздат, cop. 2013. 283 с.
- Байрон Дж. Н. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1978. 191 с.
- Випулис И. В. Архаические инициации и неофициальные посвящения в современности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 129–137.
- Випулис И. В. Витальная и танатальная основа инициации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 4 (41). С. 33–37.
- Геннеп ван А. Обряды перехода. М.: Восточная литература, 1999. 200 с.
- Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация: логико-семиотический анализ вербальной магии. М.: Новый век, 2000. 448 с.
- Жуковский В. А. Кот в сапогах; Овсяный кисель; Светлана. М.: М.В. Клюкин, 1910. 24 с.
- Липич Т. И. Диалог литературы и философии в русском романтизме // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 26. № 2. С. 47–51.
- Элиаде М. Священное и мирское; Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ. 1994. 143 с.
- Byron G. G. The Corsair. A Tale. Second edition. – London: Printed by Thomas Davison, Whitefriars, for John Murray, Albemarle – Street, 1814. 108 p.
- Byron G. G. Childe Harold’s Pilgrimage. Сибирское университетское издательство. English fiction collection. 2007. 284 p.
- Byron G. G. “Cain.” The Complete Poetical Works. Vol. VI. Ed. Jerome J. McGann and Barry Weller. Clarendon: Oxford, 1991. p. 227–295.
- Simondon V.G. L’Individuation psychique et collective, Paris, Aubier, 1989. 293 p.
- Hoshimova J. B. The form and language of George Gordan Byron’s «Cain» // Экономика и социум. №6 (97). 2022. С. 81–84.