Мировая литература в контексте культуры

О журнале:

Журнал «Мировая литература в контексте культуры» включает оригинальные научно-исследовательские статьи ученых из разных городов Российской Федерации и зарубежья, посвященные поэтике мировой литературы, взаимодействию литературы с другими видами искусств.

Журнал представляет интерес для литературоведов, культурологов, искусствоведов, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов.


В качестве сборника «Мировая литература в контексте культуры» издаётся с 2006 г. ежегодно. Благодаря усилиям редколлегии с 2012 года сборник обрёл статус журнала.


Периодичность – 2 раза в год (с 2019 года).

Учредители:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

ID:
journal-1471381
ISSN:
Печатный 2304-909X.

Еще выпуски журнала...

Статьи журнала

Сакральное и профаническое глазами Климента Александрийского

Сакральное и профаническое глазами Климента Александрийского

Братухин Александр Юрьевич

Статья научная

В статье тезис Климента Александрийского о разделении христиан на обычных верующих и «гностиков» увязывается с его убеждённостью в словесной невыразимости высшей истины и невозможности для большинства людей постичь её. Под «созерцательно-мистическим» (τὸ ἐποπτικόν) видом речений, помогающим научить человека божественным вещам, Климент подразумевает невербальный способ передачи информации. Контраст между конкретикой при описании языческих мистерий и отвлечёнными намёками на происходящее во время христианского богослужения подчёркивает тот факт, что, хотя земное изображаемо, а небесное неописуемо, оно, тем не менее, может быть неким образом постигнуто.

Бесплатно

Повтор в поэтике поэмы Э. Паунда "The cantos"

Повтор в поэтике поэмы Э. Паунда "The cantos"

Братухина Людмила Викторовна

Статья научная

Статья посвящена рассмотрению повтора как одной из особенностей поэтики произведения Э. Паунда «The Cantos», заимствованной автором у одного из великих предшественников - Гомера. Наибольшее внимание уделяется анализу Canto XVII и XXXIX, объединенных упоминаемым в текстах персонажем - неким «братом Кирки»: прослеживаются интертекстуальные связи («Одиссея», «Аргонавтика»), а также обосновывается возможная интерпретация паундовского мифотворчества. Делается вывод о том, что, наряду с традиционной семантикой «вечной циклической повторяемости» [Мелетинский 2000: 8], спецификой использования повтора в данных частях поэмы является задача придания достоверности истории персонажа.

Бесплатно

Автобиографический герой в романе У. Берроуза "Голый завтрак": к постановке проблемы

Автобиографический герой в романе У. Берроуза "Голый завтрак": к постановке проблемы

Жиляков Никита Александрович

Статья научная

Статья посвящена эволюции творческого метода Уильяма С. Берроуза и идейного содержания его романов "Джанки" и "Голый завтрак". В работе приводится сопоставительный анализ субъектной организации текстов автора, в результате которого становится ясно, что автобиографический нарратив "Джанки" существенно изменяется в "Голом завтраке": роман теряет черты автобиографии, а Берроуз создает нового героя, иначе раскрывая проблему человеческой зависимости и предлагая новые способы избавления от нее.

Бесплатно

Образы грамматики в стихотворении Кики Димула "Множественное число"

Образы грамматики в стихотворении Кики Димула "Множественное число"

Марков Александр Викторович

Статья научная

Впервые реконструируется лирический сюжет стихотворения греческой поэтессы Кики Димула «Множественное число». Доказывается, что грамматические образные ассоциации слов, ключевых для любовной ситуации, укоренены в классической норме греческого языка и представлениях классической философии о субстанциальности, родовидовых характеристиках. Присутствие классицизирующей нормы в традиции новогреческой поэзии определило частные решения, в которых любовная сцена создается не прямым описанием, а игрой грамматических принадлежностей, специфичных именно для классической, а не современной разговорной нормы.

Бесплатно

"Поединок с драконами": тема литературного творчества в романе Р. Гари "Чародеи"

"Поединок с драконами": тема литературного творчества в романе Р. Гари "Чародеи"

Суслова Инга Валерьевна, Ерыпалова Мария Александровна

Статья научная

В статье анализируется тема литературы и литературного творчества в романе французского писателя Ромена Гари «Чародеи» (1973). Отмечается концептуальное влияние традиции пикарески на роман «Чародеи» и на творческое мировоззрение писателя в целом: романист, подобно пикаро, свободен от любого рода власти, мистифицирует читателя, погружает в мир иллюзий. В контексте анализа темы литературного творчества основное внимание уделяется мотиву драконоборчества. Делается вывод о том, что посредством метафоры «дракон» герой-повествователь демонизирует Время и Реальность, порабощающие человека, заявляет своё творческое кредо как драконобочество во имя свободы и вечной любви, которые дарует иллюзия искусства.

Бесплатно

Образ "провинциального города" в романах М. Пуига

Образ "провинциального города" в романах М. Пуига

Чагина Анастасия Петровна

Статья научная

В статье анализируются три романа аргентинского писателя Мануэля Пуига «Предательство Риты Хейворт», «Крашеные губки» и «Кровь взаимной любви», которые объединяет образ «провинциального города». Рассматривается, какую роль этот образ играет в критике социально-политического строя и какими художественно-эстетическими средствами автор раскрывает проблематику патриархального устройства. Сделан вывод о том, что автор создаёт собирательный образ «провинциального города» как пример закостенелого консервативного общества, которое насильственно навязывает социальные роли и рушит человеческие судьбы.

Бесплатно

Еще статьи журнала...

Журнал