Общественные организации Северного Кавказа и формы их работы ( вторая половина XIX - начало XX в.)

Автор: Любушкина Елена Юрьевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Центр и регионы

Статья в выпуске: 8, 2009 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается процесс формирования различных типов добровольных обществ на Северном Кавказе второй половины XIX - начала XX в. Все представленные материалы основаны на архивных данных.

Общественные организации, самоорганизация, социальные проблемы, общественная инициатива, добровольные общества, образовательные общества, благотворительные общества, северокавказский регион

Короткий адрес: https://sciup.org/170164991

IDR: 170164991

Текст научной статьи Общественные организации Северного Кавказа и формы их работы ( вторая половина XIX - начало XX в.)

С овременные гуманитарные исследования, посвящённые проблематике общественных организаций в России дореволюционного периода, в большинстве своём подчёркивают высокую степень общественной инициативы и консолидирующую роль социально активных граждан в процессе организации результативной помощи населению.

В научной литературе под общественной организацией понимается добровольное, внесословное, самоуправляющееся, оформленное в соответствии с законом объединение граждан, действующее для достижения определённых целей некоммерческого характера.

Цель статьи – рассмотреть основные типы общественных организаций Северного Кавказа второй половины XIX – начала XX в. и проанализировать направления и формы их деятельности в русле социально-экономических и политических процессов в Российской империи. Обращение к истории возникновения и функционирования общественных организаций на локальном уровне позволяет выявить общее и особенное в направлении и формах работы организованной общественности Российской империи в целом и Северного Кавказа в частности. Безусловно, по сравнению с Москвой и Петербургом, где первые общественные организации появляются в конце XVIII – начале XIX в., процесс создания подобных объединений на юге России отмечен более поздней временной границей – второй половиной XIX в. Единичный случай представляет первое на Северном Кавказе «Ставропольское благотворительное общество св. Александры», основанное в 1849 г. и принятое под августейшее покровительство государыни императрицы Александры Фёдоровны1.

ЛЮБУШКИНА Елена Юрьевна – к.и.н., доцент кафедры политической истории Ставропольского государственного университета

Период Великих реформ, способствовавший общественному подъёму в стране и возникновению добровольных массовых объединений, совпал с процессом активного включения в общественную жизнь народов Северного Кавказа. Проецируя «модель самоорганизации» столичных городов, провинциальные общественные деятели стремились не отставать от веяний времени. В деятельности общественных организаций принимали участие представители различных сословий: дворяне, духовенство, интеллигенция, казачество, купцы, мещане, крестьяне. Анализ архивных материалов позволяет выделить элитарные общественные организации (клубные объединения дворян) и разно родные в со словном составе общества. Наиболее эффективными и по-

  • 1    Устав женского благотворительного общества св. Александры. – Б.г., стр. 2.

лифункциональными были общественные организации, в составе которых числились лица привилегированных сословий.

Типология общественных организаций Северного Кавказа аналогична столичным центрам с той лишь разницей, что в рассматриваемом регионе возникновение и функционирование определённых категорий добровольных обществ определялись его спецификой. Так, в аграрных районах Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей, а также области войска Донского значительное место занимали сельскохозяйственные общественные организации, в основную задачу которых входила организация работы по улучшению развития хозяйственной жизни Северо-Кавказского региона. Сельскохозяйственные общества можно условно разделить на отраслевые (общества виноделия и виноградарства, общества овцеводства, общества пчеловодства и т.п.) и охватывавшие все виды хозяйства. Среди форм работы – пропаганда передовых методов ведения хозяйства; устройство сельскохозяйственных курсов, выставок; открытие библиотек; организация прокатных станций, показательно-образцовых пасек, садов, виноградников и др.

Многообразные формы работы сельскохозяйственных обществ способствовали более активному применению в крестьянских хозяйствах достижений селекции, ветеринарии, сельскохозяйственной техники. Дон и Терек славились разведением конских пород, не имевших аналогов в других регионах России. К примеру, Кабарда ежегодно поставляла в кубанские и терские казачьи войска, кавалерию, горную артиллерию до 3000 лошадей1, что позволило заинтересованным в развитии кровного коннозаводства коннозаводчикам Большой и Малой Ка-барды инициировать открытие скакового общества. Подобные общества создавались в пределах области войска Донского.

Геополитические интересы России на Северном Кавказе требовали упрочения позиций на южной окраине империи. Для удержания национальных окраин в сфере притяжения России была выработана программа – превратить всё население страны в единый конгломерат на основе русской «державной» нации2. Учитывая поликонфес-сиональность северокавказского регио- на, а также присутствующий элемент сектантства, раскольничества, имперская власть выдвигает задачу «усиления идеологии местного населения в духе православной церкви», исполнение которой возлагалось на духовенство. Параллельно с деятельностью Кавказской епархии создавались религиозные братства, миссионерские кружки. В отчётах религиозных общественных организаций миссионерская деятельность разделялась на внутреннюю («противосектантскую», «противора-скольническую») и внешнюю («противо-буддистскую»).

Представители различных национальных меньшинств (армяне, греки, поляки, немцы, грузины) включились в процесс коллективных объединений только в 80–90-е гг. XIX в. Причём в условиях провозглашённого правительством русификаторского курса им разрешалась благотворительная деятельность и популяризация просвещения среди представителей своего этноса. Среди форм работы национальных общественных организаций – выплата пособий, оказание медицинской помощи, трудоустройство, учреждение благотворительных заведений, финансовые отчисления учащимся, поддержание церковно-приходских школ, открытие библиотек, устройство чтений и др.

Слабая экономическая развитость региона, необустроенность быта, бесконечные войны, в том числе продолжительная Кавказская война, миграционные процессы создавали неблагоприятную эпидемиологическую обстановку на Северном Кавказе. К 1905 г. в России насчитывалось около 130 обществ врачей и медицинских обществ3: общемедицинские здравоохранительные общества, ставившие перед собой широкий спектр задач и сочетавшие несколько видов деятельности (научную, санитарно-гигиеническую, лечебно-профилактическую, санитарно-просветительскую); узкоспециализированные медицинские общества, деятельность которых была сосредоточена на определённой отрасли медицины и направлена на лечение или искоренение какой-либо одной конкретной болезни. Функциональная деятельность здравоохранительных обществ подразделялась на следующие виды помощи: учреждение лечебниц, санато риев; беспл атное лечение; проведение са-

  • 3 Степанский А.Д. Общественные организации в России на рубеже XIX–XX вв. – М., 1982, стр. 40.

нитарно-эпидемиологической и профилактической работы; пропаганда здорового образа жизни.

Типичными для России и её южных рубежей были благотворительные общественные организации. Правительство рассматривало эту группу обществ как неотъемлемую часть политики в отношении развития социальной жизни в период реформ. К периоду первой русской революции в стране имелось до 4,5 тыс. благотворительных обществ. Формы работы благотворительных обществ Северного Кавказа были однотипны с российскими: выплата единовременных и постоянных пособий; содержание благотворительных заведений; бесплатное лечение; открытие школ; выделение средств на обучение; выплата стипендий; трудоустройство.

Традиционно первостепенной задачей благотворительных обществ было решение проблемы нищенства. Переселенческие потоки, экономические бедствия и климатические условия Северного Кавказа увеличивали количество нищих, особенно в зимний период. Распространённой формой помощи нищим было учреждение ночлежных домов.

Проблемы беспризорности, воспитания и помощи детям решались через устройство приютов, для детей младшего возраста – приютов-яслей. С детьми проводились беседы нравственного характера, их обучали грамоте, для проведения досуга устраивались всевозможные развлечения (спектакли, ёлки, прогулки). Зачастую при приютах открывались мастерские (швейные, сапожные). Для трудоспособного и нетрудоспособного населения учреждались богадельни, дома призрения для престарелых и т.д. Основная же форма помощи для всех категорий нуждающихся – выплата пособий. Ежегодно благотворительные организации Кубани помогали более чем 2,5 тыс. людей и 20 семьям. «Благотворительным обществом г. Грозного» под председательством графини А.П. Пилар-фон-Пильхай-Кацебу уже в первый год своего существования (1892 г.) была оказана помощь 147 нуждающимся1.

учителей, приказчиков и др.). Основные формы работы членов данной категории обществ были направлены на выплату различных пособий, на оказание бесплатной медицинской помощи, на организацию помощи в получении образования, решение проблемы трудоустройства безработных.

К 1897 г. в России существовало более 180 различных научных обществ, охватывавших практически все научные дисциплины. Существенное место в городах Северного Кавказа занимали краеведческие общества: с XVIII в. краеведение было формой социокультурной деятельности российской провинции. Среди форм работы краеведческих обществ можно выделить научно-исследовательскую, собирательскую, природоохранительную, музейную, просветительскую и издательскую. Широко известными краеведческими общественными организациями были «Ставропольское общество для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении», «Общество любителей изучения Кубанской области», «Терское общество любителей казачьей старины», «Общество истории древностей и природы в г. Ростове-на-Дону».

В городах Северного Кавказа одним из главных направлений общественной инициативы провинциальной интеллигенции было просветительство. В сферу деятельности просветительских общественных организаций входило оказание помощи в получении начального, среднего и специального образования. Учитывая, что Северный Кавказ до 1907 г. относился к «неуниверситетскому» региону2, общественные организации заботились о повышении профессионального уровня специалистов разного профиля, организовывая временные и постоянные курсы (педагогические, сельскохозяйственные). Наибольшую активность в решении вопросов просвещения и образования проявляли представители осетинской интеллигенции.

Со второй половины XIX столетия в областях Северо-Кавказского региона возникают общества художников, занимавшиеся открытием художественных курсов, организацией выставок, а также му зыкальные общественные организации.

Они явились инициаторами создания музыкальных классов и училищ на Северном Кавказе: в г. Ставрополе было открыто отделение Императорского Русского Музыкального Общества (1902 г.), на базе которого учреждены музыкальные классы (1903 г.), затем училище1. Екатеринодарское отделение ИРМО, объединив творчески одарённых личностей, в ноябре 1906 г. открыло музыкальные классы (сегодня Краснодарское музыкальное училище). Разнообразить повседневную жизнь горожан стремилась и национальная интеллигенция. Формы работы культурно-эстетических обществ включали также устройство литературных, музыкально-драматических вечеров, балов, маскарадов, спектаклей, приглашение профессионалов из столичных городов России, что свидетельствует о довольно высоком уровне развития культуры и просвещения среди интеллигенции городов Се веро-Кавказского региона.

Подводя итоги анализа типовых категорий общественных организаций Северного Кавказа и форм их работы, отметим, что возникновение и функционирование добровольных гражданских объединений в поликультурном макрорегионе проходило без отрыва от общих социально-политических, экономических и культурных преобразований в государстве. Специфика заключалась в региональных особенностях рассматриваемого субъекта. Природно-климатические условия, социально-экономическое и политическое развитие региона, пестрота этнического состава обусловили создание и функционирование одних групп общественных организаций в большей степени, других – в меньшей. Многообразные формы работы действовавших добровольных обществ свидетельствуют о высокой степени активности провинциальной общественности, формировавшей единое поли- и социокультурное пространство Российской империи.

Статья научная