Оценка развития правового аспекта целевого обучения как механизма взаимодействия стейкхолдеров российского рынка высшего образования
Автор: Иванов Е.А., Молокова Е.Л.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 12-2 (28), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению правовой составляющей института целевого обучения на российском рынке высшего образования с позиции стейкхолдерского подхода, тезисно представлены основные этапы развития. Актуальность работы подкреплена необходимостью нивелирования оппортунистического характера взаимодействия участников рынка высшего образования, препятствующего формированию предпосылок для достижения ряда ключевых задач государственного регулирования народного хозяйства. В ходе работы выстроена схема, трехстороннего взаимодействия в рамках реализации целевого приема и целевого обучения, а также выделены ключевые тенденции развития правовой составляющей института целевого обучения в России.
Высшее образование, рынок услуг высшего образования, стейкхолдер, участники, целевой прием, целевое обучение
Короткий адрес: https://sciup.org/140281079
IDR: 140281079
Текст научной статьи Оценка развития правового аспекта целевого обучения как механизма взаимодействия стейкхолдеров российского рынка высшего образования
Сегодня российский рынок высшего образования характеризуется отсутствием эффективной системы координации стейкхолдеров, которая представляется необходимым элементом развития кадрового потенциала и обеспечения экономического роста в условиях перехода к институциональной экономике [1]. Однако существует ряд частных механизмов взаимодействия заинтересованных сторон, унаследованных от административно-командной экономики и интегрированных в текущие рыночные условия, которые имеют потенциал дальнейшего развития. Одним из таких механизмов является институт целевого приема в высшие учебные заведения, правовая составляющего которого активно реформируется в современной России.
Актуальность исследования частных механизмов взаимодействия стейкхолдеров подкрепляется необходимостью нивелирования оппортунистического характера взаимодействия участников рынка высшего образования, препятствующего формированию предпосылок для достижения таких целей государственной политики как повышение уровня занятости населения и удовлетворение кадровых потребностей социально значимых сфер деятельности [2].
Цель работы – оценить развитие правового аспекта института целевого обучения на российском рынке высшего образования с позиции стейкхолдерского подхода.
Институт целевого набора в России окончательно не сформировался. Так, в период с 1995 по 2012 годы в правовой плоскости закреплялась целевая контрактная система, подразумевающая заключение трехстороннего соглашения между вузом, работодателем и студентом, исходя из потребностей, определяемых государством. На основании заявок федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ формировалось задание на целевую подготовку, в рамках которого конкретный вуз на добровольной основе заключал контракты со студентами, обучающимися за счет бюджетных ассигнований. Далее учащиеся обязывались заключить договор с работодателем, по которому после окончания обучения они должны были трудоустроиться на предлагаемую должность, соответствующую уровню и профилю их образования, и отработать на ней заранее определенный срок, но не более трех лет. Студенты, участвующие в целевой подготовке специалистов, получали государственную стипендию, пособия и другие меры материальной поддержки, однако в случае несоблюдения своих обязательств должны были возместить все затраты, предусмотренные контрактом, которые понесли вуз и работодатель.
Таким образом, данный механизм был нацелен на удовлетворение кадровых потребностей за счет заблаговременного планирования трудоустройства студентов посредством заключения контрактов.
Основные достоинства подхода заключались в низких издержках, а также высокой скорости реализации за счет привлечения студентов старших курсов. Ключевым недостатком выступала ограниченность текущим контингентом учащихся и фактическое отсутствие в договорах штрафных санкций, обеспечивающих выполнение обязательств каждой из сторон, за исключением возмещения расходов на дополнительную социальную поддержку студентов во время обучения, предусмотренных контрактом.
После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ система целевой контрактной подготовки была упразднена, а ее задачи по обеспечению кадровых потребностей перешли к целевому приему. Новый механизм предусматривает, что орган государственной власти, местного самоуправления, унитарное предприятие или организация с государственным участием направляют вузу предложение заключить договор о целевом приеме на места с оплатой обучения за счет бюджетных ассигнований. В случае, если предложение поддерживают, заключался договор о целевом приеме. Далее орган государственной власти, местного самоуправления, унитарное предприятие или организация с государственным участием заключают договор о целевом обучении с абитуриентом. Абитуриенты, зачисляемые по целевому набору, участвуют в отдельном конкурсе, а также имеют право на дополнительные меры социальной поддержки и материального стимулирования за счет работодателя, предусмотренные договором.
Стоит также отметить сохранение возможности заключения договора о целевом обучении со студентами на любом этапе освоения образовательной программы, а также законодательное закрепление материальной ответственности за одностороннее расторжение договора как работодателем, так и учащимся. Взаимодействие основных участников данной модели схематично отражено на рисунке 1.


Высшее учебн ое заведение
1) Зачисление по отдельному7 конкурсу 2) Образовательный процесс 3) Выдача получение документа об образовании

1) Заключение договора о целевом обучении 2) Социальная поддержка н материальное стимулирование студента
3) Трудоустройство выпускника
Абитуриент/ Студент/ Выпускник3
образовательного процесса
3) Информирование об окончании обучения
1) Заключение договора о целевом приеме
2) Информирование об успеваемости студента, согласование



Заказчик1/ Работодатель

-
- органы государственной власти РФ и субъектов РФ
-
- органы местного самоуправления
-
- государственные (муниципальные) учреждения
-
- унитарные гр ^приятия
-
- государственные корпорации
-
- компании с го су дарственным (муниципальным) участием в уставном капитале
Рисунок 1 – Схема трехстороннего взаимодействия в рамках реализации целевого приема и целевого обучения
Таким образом, в отличии от предшествующей модели наблюдается совмещение ролей заказчика целевого приема и работодателя. Цели данного института сводятся к обеспечению кадровых потребностей не отдельных территорий и отраслей, а конкретных государственных (муниципальных) учреждений. Инструментарий расширяется за счет вовлечения категории абитуриентов, что влечет увеличение издержек, но повышение интереса к целевому набору.
Условия рыночной экономики и накопленный опыт, выступили предпосылками дальнейшего реформирования. Так, со вступлением в силу с начала 2019 года Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ, заменяющего целевой прием на целевое обучение, будут внесены следующие коррективы. Во-первых, произойдет расширение потенциальных заказчиков целевого набора за счет включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, целевое обучение будет реализовываться как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет ресурсов коммерческих предприятий в зависимости от заказчика обучения. В-третьих, снижение числа административных процедур за сет упразднения договоров о целевом приеме между вузом и работодателем.
На момент написания работы отсутствуют подзаконные акты, детализирующие процедуру реализации целевого обучения по новой модели с 2019 года, что исключает возможность более детального рассмотрения.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать поэтапное развитие правового регулирования целевого обучения в России с выделением следующих тенденций. Во-первых, наблюдается последовательное расширение потенциальных участников данного механизма. Во-вторых, формируется модель партнерских взаимоотношений, основанная на горизонтальных связях. В-третьих, конкретизируются существенные условия договора, в том числе предусматривая гарантии исполнения обязательств каждой из сторон.
Сложившаяся модель целевого обучения позволяет реализовать интересы каждого участника данного процесса, а ключевым риском, учитывая продолжительность отношений, выступает несоблюдение условий договора одной из сторон.
Таким образом, правовая составляющая целевого обучения постепенно интегрируется в современные условия хозяйствования, уходя от механизмов административно-командной экономики к рыночной, что формирует предпосылки дальней институционализации.
Список литературы Оценка развития правового аспекта целевого обучения как механизма взаимодействия стейкхолдеров российского рынка высшего образования
- Власова, Н.Ю., Молокова Е.Л. Модели высшего образования в условиях сочетания рыночных и государственных регуляторов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - №3 (65).
- Молокова Е.Л. Стейкхолдерский подход к исследованию оппортунизма в высшем образовании // Научное обозрение: теория и практика. - 2017. - №10.