Оценка влияния алиментарных биокорректоров на энергоэффективность пищевого статуса детей подросткового возраста

Бесплатный доступ

Проведена оценка повышения эффективности газообмена на примере студентов инженерного ВУЗа при ежедневном употреблении добавки, содержащей пищевые компоненты с известными биокорректирующими свойствами: мука жмыха зародышей пшеницы Ц 45%, пророщенные семена нута Ц 15%, сушеные листья ламинарии японской Ц 5%, компонент животного происхождения в виде концентрата сывороточного белка - 35%. »зменение энергоэффективности пищевого статуса оценивали на основе анализа концентрации углекислого газа (-О2) и кислорода (О2) в выдыхаемой газовой смеси и уровня оксигенации гемоглобина (SpО2), значения которых фиксировали до и после ежедневного употребления исследуемых продуктов в течение 30 дней. »сследуемая группа пациентов состояла из добровольцев среди студентов первого курса Воронежского государственного университета инженерных технологий Ц юношей и девушек в возрасте 17-18 лет. В ходе экспериментальных исследований у испытуемых было выявлено повышение уровня SpО2 на 0,83% и -О2 на 4,06%, а также понижение концентрации О2 на 2,62% в выдыхаемой газовой смеси. Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня содержания насыщенного кислородом гемоглобина в крови испытуемых, сопровождающемся сдвигом активной реакции крови (рО) в сторону щелочной среды, который происходит между альвеолярным воздухом и кровью легочных вен и капилляров за счет диффузии CO2 через альвеолярную мембрану. Увеличение концентрации CO2 в выдыхаемом воздухе сопровождается повышением эффективности транспорта О2, а также препятствует образованию эритроцитарных комплексов в результате изменения физико-химических свойств мембраны. Полученные данные позволяют констатировать возможность активного алиментарного воздействия на эффективность газообмена, доказывают антигипоксантные свойства обогащающей добавки. ƒостоверность экспериментальных данных оценивали при помощи критерия Ланна-Уитни, что подтвердило наличие положительного влияния составляющих обогащающей добавки на организм человека. Результаты работы убедительно доказывают роль алиментарных факторов в повышении эффективности важнейших функций организма подростков старшей возрастной группы вне зависимости от пола, что закономерно приводит к повышению резистентности организма к изменению внешних и внутренних воздействий. Полученные в ходе исследований данные свидетельствуют о возможности отнесения компонентов добавки к категории алиментарных биокорректоров, обеспечивающих эффективность процесса энергетического обмена организма у подростков.

Еще

Биокорректоры, рацион питания, энергетический обмен, оксигенация, пульсоксиметрия, гемоглобин

Короткий адрес: https://sciup.org/140290686

IDR: 140290686   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2021-4-57-62

Текст научной статьи Оценка влияния алиментарных биокорректоров на энергоэффективность пищевого статуса детей подросткового возраста

Способы биокоррекции нетипичных физических состояний человеческого организма, являющихся результатом алиментарного пищевого статуса, требуют расширения фундаментальных и прикладных научных знаний в отношении медико-биологических аспектов оценки безопасности новых сырьевых источников, внедрения инновационных технологических решений, основанных на актуальных физико-химических и нано-биоинженерных методах и разработках, направленных на расширение ассортимента существующих наборов специализированных и

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License обогащенных продуктов питания с применением естественных алиментарных биокорректоров и формированием критериев для оценки их эффективности. Одним из перспективных направлений в вопросе коррекции пищевого статуса подростков является комбинирование естественных форм животного и растительного сырья, получаемых в результате их глубокой переработки.

Пищевая обогащающая система (ПОС) представляет собой комбинированную пищевую добавку, предназначенную для употребления в пищу в составе батончиков лицами в возрасте 14–18 лет. Состав ПОС включает сырье растительного происхождения, представленное мукой жмыха зародышей пшеницы (МЖЗП), зарегистрированной под торговой маркой «Вита-зар» – 45%, пророщенные семена нута – 15%, сушеные листья ламинарии японской – 5%, а также компонент животного происхождения в виде концентрата сывороточного белка (КСБ) – 35%. ПОС предназначена для обогащения кондитерских изделий (батончиков) эссенциальными компонентами – нативными белками и пептидами, ω -6 и ω -3 жирными кислотами, тиамином, токоферолом, пантотеновой кислотой, йодом, цинком, магнием, железом, кальцием, калием и фтором.

В лечебных и профилактических мероприятиях по нормализации показателей крови, характеризующих процессы липидного обмена известен положительный терапевтический эффект от употребления биологических активных пищевых добавок, включающих в свой состав поликозанол, ниацин и полиненасыщенные жирные кислоты класса омега-3, в частности тимнодоновую и цервоновую. Воздействие поли-козанола на холестерин опосредуется снижением синтеза и деградацией лимитирующей стадии биосинтеза холестерина, фермента 3-гидрокси-3-метилглутарил-кофермента A редуктазы. Поли-козанол представляет собой смесь высокомолекулярных алифатических первичных длинноцепных спиртов. Воздействие поликозанола на уровень холестерина в крови выражается снижением синтеза и деградацией лимитирующей стадии биосинтеза холестерина путем модуляции фермента 3-гидрокси-3-метилглутарил-кофермента A редуктазы, поглощения желчных кислот и утилизации некоторой части молочной кислоты. Поликазанол обладает способностью к усилению катаболизма липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) за счет рецепторно-опосредованных механизмов, отвечающих за связывание, поглощение и разложение ЛПНП, таким образом значительно усиливая расщепление холестерина ЛПНП. Помимо регулирования уровня ЛПНП в присутствии поликозанола отмечается повышение уровня липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), связанное с его защитными свойствами в отношении разрушительного влияния свободных радикалов и подавляющим воздействием на излишнюю агрегацию тромбоцитов [1–6].

Материалы и методы

В качестве фиксируемых показателей-индикаторов изменения эффективности энергообмена при введении в рацион ПОС, были исследованы изменения концентрации кислорода (О 2 ) и углекислого газа (СО 2 ) в составе выдыхаемой газо-воздушной смеси и уровень оксигенации гемоглобина крови (SрО 2 ).

Для исследования концентрации О 2 и СО 2 в выдыхаемой газовой смеси использовали газоанализатор TESTO-310 «ООО Тесто Рус», чувствительность прибора по О 2 составила: диапазон концентраций 0–21% об., разрешение 0,01% об., погрешность ± 0,2% об., по СО 2 диапазон концентраций: 0–100% об., разрешение 0,01% об., погрешность ± 0,2% об., а также капно-граф МДГ-1201, диапазон измерения концентрации СО 2 составлял 0–13% об., погрешность ± 0,3%. В помещении (лабораторно-лекционной аудитории) принудительная вентиляция и кондиционирование отсутствовали, проветривание помещения не проводили, факторы, оказывающие существенное влияние на исходное содержание кислорода в помещении были минимизированы. Определение концентрации О 2 и СО 2 в выдыхаемой газовой смеси осуществляли сразу по окончании 90 минут аудиторных лекционных занятий, во время которых двигательная активность у всех студентов одинакова и минимальна. Перед проведением экспериментальных исследований пациент находился в состоянии покоя в течение 10 мин. Для получения стабильных и более значимых по уровню содержания СО 2 результатов, набор воздуха в легкие сопровождали задержкой выдоха не менее, чем на 15–20 сек до установления постоянных показателей концентрации О 2 и СО 2 на дисплее прибора [7, 8].

Определение содержания О 2 в крови проводили не инвазивно, с помощью пульсоксиметра СhоisеММеd MD 300С21С [7, 8]. Уровень сатурации рассчитывали как соотношение количества НbО 2 к общему количеству гемоглобина, выраженное в процентах. Дыхательный коэффициент (ДК) рассчитывали как отношение концентраций выделяемого из организма СО 2 , к поглощаемому за то же время О 2 .

В процессе исследований пациенты-добровольцы употребляли ПОС в составе снековых батончиков массой по 50 г., что соответствовало 7,5 г добавки. Данные изделия употреблялись добровольцами в рамках не подвергавшихся коррекции привычных для них пищевых рационов. Продолжительность эксперимента составляла 30 дней. Исследуемые показатели фиксировались дважды – в начале курса приема биокорректоров и по его окончанию. В дни отбора проб исследуемые изделия испытуемым не выдавались, между употреблением изучаемых биокорректоров и забором проб соблюдался временной интервал не менее 24-x часов.

Исследуемая группа пациентов состояла из добровольцев среди студентов первого курса ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» – юношей и девушек в возрасте 17–18 лет. Испытуемые ежедневно проводили не менее 6 часов в равных условиях – в стенах учебного учреждения. Участники опытной группы ранее не употребляли исследуемую пищевую систему, а также не имели заболеваний, влияющих на нарушения липидного обмена (дислипидемии, избыточного веса и ожирения (ИМТ ≥ 25), инсулинорези-стентности, диабета, артериальной гипертензии, синдрома поликистозных яичников (СПКЯ), неалкогольной жировой болезни печени (НАЖП) и сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), рассматриваемых как состояния, связанные с метаболическим синдромом. Критериями исключения выступали: прием биологически активных добавок в период исследования, йодсодержащих препаратов, курение, беременность и период лактации. С целью исключения характерных особенностей сезонного питания и изменений физической активности проведение исследование приходилось на осенний период 2021 года.

Испытание проводилось среди группы из 34 студентов, употребляющих изделия с ПОС на протяжении установленного временного периода. Для чистоты эксперимента была сформирована контрольная группа из 34 человек с аналогичными критериями отбора, участники которой не включали в свой рацион исследуемый продукт.

Определение каждого из исследуемых показателей проводили в трехкратной повторности у всех обследуемых студентов с последующим получением среднеарифметических значений. С целью исключения изменений, связанных с сезонностью питания и физической активности, исследование проводили в осенний период. Критериями исключения были курение, беременность, хронические заболевания [7, 8]. Оценку достоверности полученных среднеарифметических значений исследуемых параметров проводили по непараметрическому критерию статистики Манна–Уитни [9].

Результаты

В ходе экспериментальных исследований у испытуемых было выявлено повышение уровня SрО 2 на 0,83% и СО 2 на 4,06%, а также понижение концентрации О 2 на 2,62% в выдыхаемой газовой смеси (рисунок 1).

Зафиксированные изменения свидетельствуют о повышении уровня содержания насыщенного кислородом гемоглобина в крови испытуемых, сопровождающемся сдвигом активной реакции крови (рН) в сторону щелочной среды, который происходит между альвеолярным воздухом и кровью легочных вен и капилляров за счет диффузии СО 2 через альвеолярную мембрану.

Рисунок 1. Концентрация в крови (a) SрО 2 , % (b) О 2 , %; (c) СО 2 , %; в выдыхаемой газо-воздушной смеси: 1 – до приема ПОС; 2 – после 30 дней приема ПОС; 3 – контрольная группа (на протяжении всего периода)

Figure 1. Concentration in blood of (a) SрО 2 , % (b) О 2 , %; (c) СО 2 , %; in exhaled gas-air mixture: 1 – before taking POS; 2 – after 30 days of taking POS; 3 – control group (throughout the entire period)

4,65

■1■2□3

■1■2□3

Увеличение концентрации СО 2 в выдыхаемом воздухе сопровождается повышением эффективности транспорта О 2 , а также препятствует образованию эритроцитарных комплексов «монетных столбиков» в результате изменения физико-химических свойств мембраны.

Достоверность полученных в результате исследования данных оценивали при помощи критерия Манна-Уитни (таблица 1). Различия устанавливали между двумя независимыми выборками: 1 – до приема ПОС, 2 – после 30 дней

Оценка различий по рассчитанным приема ПОС. В качестве гипотезы были приняты утверждения: «Исследуемые показатели при приеме ПОС не изменяются» (Н0) и «Исследуемые показатели при приеме ПОС изменяются» (Н1). Вычисленное тестовое значение критерия (Uвыч) сравнивали со справочным критическим значением (Uкрит). Результаты оценивали в соответствии с выполненным условием: если Uвыч > Uкрит, то принимается Н0, если Uвыч < Uкрит, то применяется Н1.

Таблица 1. значениям критерия Манна–Уитни

Table 1.

Evaluation of differences according to the calculated values of the Mann–Whitney test

Показатель Indicator

Компоненты оценки с вероятностью достоверности p = 0,05 Assessment components with probability of reliability p = 0.05

Тестовая статистика критерия (U выч ) Test statistic of the criterion

Критическое значение критерия (U крит ) Criterion critical value

SрО 2 , %

182.5

501

О 2 , %

97.5

501

СО 2 , %

227.5

501

При сравнении медико-биологических показаний применения МЖЗП, КСБ, семян нута и ламинарии японской в терапии различных заболеваний и экспериментально установленной положительной коррекции энергоэффективности пищевого статуса, наблюдается устойчивая корреляция [6, 10–20].

Заключени е

Полученные показатели оценки достоверности по критерию Манна-Уитни подтверждают наличие положительного влияния ПОС на организм человека. Результаты работы убедительно доказывают роль алиментарных факторов в повышении эффективности важнейших функций организма подростков старшей возрастной группы вне зависимости от пола, что закономерно приводит к повышению резистентности организма к изменению внешних и внутренних воздействий. Анализ полученных опытных данных свидетельствует о возможности отнесения ПОС к категории алиментарных биокорректоров, обеспечивающих эффективность процесса энергетического обмена организма у подростков. Что позволяет сделать заключение о потребности расширения существующего ассортимента пищевой продукции для данной категории потребителей, обладающей биоркорректирую-щими свойствами.

Список литературы Оценка влияния алиментарных биокорректоров на энергоэффективность пищевого статуса детей подросткового возраста

  • Arruzazabala M., Carbajal D. Cholesterol-lowering effects of policosanol in rabbits // Biol. Res. 2021. V. 27. P. 205-209.
  • Bouillon R., Antonio L. Nutritional rickets: Historic overview and plan for worldwide eradication // The Journal of Steroid Biochemistry and Molecular Biology. 2020. V. 198. P. 105-115.
  • Bilinski K. Effect of omega-3 supplementation on the omega-3 blood index and fatty acid biomarkers in healthy individuals // Advances in Integrative Medicine. 2020. V. 7. P. 23-28.
  • Chugh B., Kamal-Eldin A. Bioactive compounds produced by probiotics in food products // Current Opinion in Food Science. 2020. V. 32. P. 76-82.
  • Mohammed Farugue A. Ganodermalucidum: persuasive biologically active constituents and their health endorsement // Biomedicine and Pharmacotherapy. 2018. V. 107. Р. 507-519.
  • Alekseeva T.V., Agaeva N.Y., Cheremucskina I.V., Malakova L.V. et al. Analysis of Marketing Potential of Bioactive Flour Products for School Meals // Proceedings of the Russian Conference on Digital Economy and Knowledge Management (RuDEcK 2020): Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Voronezh State University of Engineering Technologies. Atlantis Press. 2020. P. 7-11.
  • Есауленко И.Э., Родионова Н.С., Попов Е.С., Мелихова Е.П. и др. Исследование влияния масла и муки из жмыха зародышей пшеницы на показатели энергообмена студентов и преподавателей ВУЗа // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 9. С. 42-46.
  • Boukid F. A compendium of wheat germ: Separation, stabilization and food applications // Trends in Food Science & Technology. 2018. V. 78. P. 120-133.
  • Григорьев Ю.Д. Методы оптимального планирования эксперимента: линейные модели. М.: Лань, 2015. 320 с.
  • Belokurov S.V., Rodionova N.S., Belokurova E.V. Modeling of process of lifting power change of baker's yeast pressed depending on nature and quantity of introduced vegetable component // Journal of Physics. 2018. V. 1015. Р. 032-107.
  • Heshmati J. Omega-3 fatty acids supplementation and oxidative stress parameters: A systematic review and metaanalysis of clinical trials // Pharmacological Research. 2019. V. 149. P. 1-19.
  • Yang Z-H. Supplementation with saury oil, a fish oil high in omega-11 monounsaturated fatty acids, improves plasma lipids in healthy subjects // Journal of Clinical Lipidology. 2020. V. 14. P. 53-65.
  • Zamroziewicz M., TanveerTalukdar M., Zwilling C., Barbey A. Nutritional status, brain network organization and general intelligence //Neurolmage. 2019. V. 161. P. 241-250.
  • Spector, A.A., Kim H-Y. Emergence of omega-3 fatty acids in biomedical research // Prostaglandins, Leukotrienes and Essential Fatty Acids. 2019. V. 140. P. 47-50.
  • Alekseeva T.V., Cheryomushkina I.V., Belokurova E.V., Kalgina Y.O. et al. Results of preclinical studies to assess the effect of food composition components on reproductive health // Journal of Research in Medical and Dental Science. 2021. V. 9 (4). P. 219-228.
  • Tyutyukov V.G., Safonova G.V., Shakirova O.V., Perepelitsa E.E. et al. Assessment of the impact of marine dietary biocorrectors on the parameters of motor activity of motocross racers // Biology and Medicine. 2016. V. 8. №. 6.
  • Sala A., Rossi E., Antillon F., Molina A.L. et al. Nutritional status at diagnosis is related to clinical outcomes in children and adolescents with cancer: a perspective from Central America // European journal of cancer. 2012. V. 48. №. 2. P. 243-252. doi: 10.1016/j.ejca.2011.06.006
  • Akseer N., Al-Gashm S., Mehta S., Mokdad A. et al. Global and regional trends in the nutritional status of young people: a critical and neglected age group // Annals of the New York Academy of Sciences. 2017. V. 1393. №. 1. P. 3-20. doi: 10.1111/nyas.l3336
  • Amare B., Moges B., Fantahun B., Tafess K. et al. Micronutrient levels and nutritional status of school children living mNorthwest Ethiopia//Nutrition journal. 2012. V. 11. №. 1. P. 1-8. doi: 10.1186/1475-2891-11-108
  • Pandey V.L., Dev S.M., Jayachandran U. Impact of agricultural interventions on the nutritional status in South Asia: A review // Food policy. 2016. V. 62. P. 28-40. doi: 10.1016/j.foodpol.2016.05.002
Еще
Статья научная