Офицерская сказка русского шотландца

Бесплатный доступ

Предпринята попытка публикации ценного архивного источника - офицерской «сказки» шотландца на русской службе бригадира Джеймса Гордона. Офицерские «сказки» до введения в русской армии анкет являлись главным документом учета командного состава. Они содержали подробную информацию обо всей карьере военнослужащего. Данный источник представляет особую ценность ввиду того, что он связан с выдающейся личностью. Джеймс Гордон был средним сыном наставника Петра I - генерала Патрика Гордона. Дж. Гордон был опытным офицером, принявшим участие во многих сражениях. После короткого пребывания на военной службе в России, он продолжил свою карьеру в Англии, где поступил в гвардию британского монарха Якова II Стюарта. После «Славной революции» 1688-1689 гг. и детронизации своего патрона Джеймс влился в ряды якобитского движения. В ходе разгоревшегося восстания сторонников Якова II он принял участие во многих сухопутных и морских сражениях в Ирландии и Шотландии, в том числе в знаменитой битве при Килликрэнки, где был тяжело ранен. Вернувшись в Россию, он отличился в Азовских походах и Северной войне. Дважды был в шведском плену. Джеймс Гордон первым из уроженцев России был пожалован графом Священной Римской империи и рыцарем Мальтийского ордена. Таким образом, цель настоящей публикации - пробудить интерес к этой личности и в целом к службе шотландцев в русской армии.

Еще

Офицерская "сказка", джеймс гордон, бригадир, русская армия, шотландцы, азовские походы, северная война

Короткий адрес: https://sciup.org/147245308

IDR: 147245308   |   DOI: 10.17072/2219-3111-2023-2-36-40

Текст научной статьи Офицерская сказка русского шотландца

В последние годы отечественными и зарубежными историками сделаны крупные шаги в изучении деятельности иностранцев на русской службе в XVII-XVIII вв. В то же время остается практически неоцененным их письменное наследие. Недавно прорыв в этом направлении был сделан Д. Г. Федосовым, осуществившим первое научное издание на русском языке «Дневника» Патрика Гордона, генерала русской армии и близкого соратника царя Петра I ( Гордон , 2000; Гордон , 2003; Гордон , 2005; Гордон , 2009; Гордон , 2014; Гордон , 2018). Этот уникальный источник содержит подробные сведения о военной, политической, социальной, религиозной и повседневной жизни Великобритании, Польши, Московского царства и других стран, жизни в них шотландских диаспор, а также многих других аспектов истории XVII столетия [ Федосов , Рыженков , 2017, с. 80-95]. Большую ценность представляют опубликованные Д. Г. Федосовым в «Дневнике» или в приложениях к нему письма Патрика Гордона.

После публикации наследия П. Гордона встает вопрос об издании документов (пусть гораздо менее обширных), связанных с его потомками. Его старший сын Джон рано покинул Московию и вернулся в Шотландию, где обосновался в отцовском имении Охлухрис. В российских архивных документах о нем упоминается лишь единожды – в связи с визитом в Россию в 1697 г. с целью повидать престарелого и одолеваемого недугами отца (РГАДА. Ф. 150. Оп. 1. 1699 г. Д. 5. Л. 1-5 об.). От младшего отпрыска Патрика - Теодора, оставшегося на русской военной службе, - также сохранились лишь глухие упоминания в приказной документации.

Большим объемом информации исследователи располагают о среднем сыне П. Гордона – Джеймсе (в русских источниках - Якове). Немало сведений о его ранней биографии содержится в «Дневнике» отца, который тот вел до 1698 г., прекратив записи примерно за год до своей кончины. Во-вторых, рукой Джеймса написан фрагмент в «Дневнике» П. Гордона, который тот вел с 4 по 31 марта 1686 г., по всей видимости, из-за болезни отца, во время их совместного пу-

тешествия в Британию. Гордон-сын оставил замечательные страницы описания их пути на Туманный Альбион через северогерманские земли и Фрисландию ( Гордон , 2009, с. 93-101).

Наконец в фонде № 490 Российского государственного военно-исторического архива сохранилась офицерская «сказка» среднего сына Патрика Гордона - Джеймса, которая раскрывает его удивительную и полную приключений биографию (РГВИА. Ф. 490. Оп. 2. Д. 50. Л. 11-13). Уникальность этого источника, в отличие от многих других подобных, состоит в его обширности (пять полных рукописных страниц). Порой офицерские «сказки» занимали всего несколько строк, поэтому подробность аналогичного документа Дж. Гордона является удачей для исследователей.

Офицерскими «сказками» назывались особые документы (впоследствии были заменены анкетами), отложившиеся в архиве Военной коллегии. Потребность в подобного рода росписях, представлявших краткую биографию автора, появилась при Петре I в связи с тем, что до образования Военной коллегии в 1718 г. в России не существовало высшего учреждения, учитывавшего весь командный состав. Офицеры полевой армии находились в ведении Военного приказа, а затем сменившей его Главной военной канцелярии. Военнослужащие гарнизонных войск и связанная с ними учетная документация принадлежала Разрядному приказу, морские офицеры – Адмиралтейству и Военно-морскому приказу и т.д. В связи с этим требовалось в пределах одного государственного органа собрать сведения относительно всего командного состава.

В 1990-е гг. офицерская «сказка» Джеймса Гордона была обнаружена главным специалистом РГВИА Александром Васильевичем Канунниковым. В 2015 г. она была издана К. В. Татарниковым, однако данная публикация не удовлетворяет академическим требованиям: документ опубликован не полностью и передан современным русским языком. Кроме того, «сказка» Дж. Гордона лишена каких-либо комментариев, что затрудняет работу с ней даже специалиста (Офицерские сказки…, 2015, т. 1, с. 43-45). В связи с этим предпринята новая попытка публикации данного источника с учетом всех необходимых требований.

Документ написан на пяти листах с заполнением лицевой и оборотной сторон листа одним почерком. В конце «сказки» упоминается ее составитель - полковой писарь дворянин Петр Розсомакин. В источнике содержится его подробная биография, которая помещена на последнем листе. Весь документ написан скорописью начала XVIII в. Начиная с оборота второго листа на каждом листе под основным текстом на нижнем поле в правой его части значится подпись, написанная почерком, отличным от основной части: «Яков Gordon Bryg». Последнее слово расшифровывается, вероятно, как «Бригадир». Это единственный автограф Джеймса Гордона, сохранившийся до нашего времени.

Сказка бригадира Джеймса Гордона

  • /Л. 11/ По указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея вели-кия и малыя и белыя Росии самодержца, по присланному от Военной каллегии за руками господ презыдентов прошлаго 719 году декабря в 7 де[нь], написано взять скаски с подкреплением, кто имяны, и с какие чинов, и в которых годех, и в какие службы написаны, и где были на службах, на баталеях и акциях, а иноземцы - каких нацей, и как давно в росийскую землю выехали, и по каким капетуляциям или бес копитуляцей, и против онаго указу я нижеименован-ной брегадир Гордон сказал сего 1720 году генваря в 23 де[нь].

Отец мой Петр Иванович Гордон1, выезжей и[з] шкоцкой земли, и служил его царскому величеству многие годы, а я родился в Москве в Немецкой слободе, и в малых летех послан был с Москвы для науки в розныя государства и, в 1688-м году принял службу у аглецкаго ко-роля2 в гвардии кадетом3, и в том же году пожалован прапорщиком, и там дослужился капи-танскаго чина, и был на розных баталиях сухим и воднеию путем, и ранен, и тем чином по пис-му отца моего в 690-м году прибыл к Москве служит царскому величеству, а в 691-м году по имянному царского величества указу пожалован подполковником в отцовской Бутырской полк4, и учинен мне был оклад иноземческой, и в 693-м году в ноябре месяце по имянному царского величества указу пожалован полковником на убылое место полковника Тоболевскаго, и учинен мне был оклад иноземческой по 30 рублев на месяц, и велено мне набрать полк в Тан-бове5, и в 695-м году дан /11об./ мне был указ набрать четыре полка с Танбовскаго уезду и, набрав, служить в дивизии отца моего, и бывал на приступах и на вылосках под Азовам, и ранен, и за помянутую мою службу и раны по имянному царского величества указу пожалован был в 696-м году в Бутырской полк на место убитаго Алимпея Юренева, и учинен мне был оклад полной полковничей по 50 рублев на месяц. И за полковые труды довалос по 200 рублев на год сверх окладу, и посылан был в Танбов собрать теж полки, и, собрав, привел под Озов6 и при взятье озовском на приступах и на вылосках был. И в 697 году оные ж полки собрав, служил под Азовом при дивизии отца моего и посылан был на выручку Тавани7, а в 698-м году дан мне был указ набрать с Танбовскаго уезду три тысечи человек и учинить три полка, и марши-роват с ними с принадлежанием штап и обер офицеры в Белгород, и быть под командою князя Якова Федоровича Долгорукова8 в походе да Кизикерменя9 и Тавани, а в 699-м году служил на караулех при дворце государевом в Москве з Бутырским полком и после смерти отца моего тем полком командровал, а в 1700-м году по имянному царского величества указу велено мне быт под командою генерала князя Аникиты Ивановича Репнина10, которой был пожалован на место отца моего, и в том же году бил челом я царскому величеству об отпуске в нашу землю для розделки11 з братом моим, и был для некоторых нужд при армии царского величества при Нарве, где мне сказано было от фелтмаршалка Федора Алексеевича Головина12 царского величества имянной указ, чтоб мне в нашу землю не ехать и быть по прежнему в Бутырском полку, и после баталии взят был в полон шведцкой с князем Яковом Федоровичем Долгоруким и с протчими генералы. В 702-м году из неволи /л. 12/ и[з] Стеколнаго13 ушел и прибыл к царскому величеству в Ладогу, и тамо дан мне был полк низавой и два баталиона от гвардии, с которыми прибыл водою под Арешек, которой ныне называетца Швясенбурх14, и на партиях, и на приступах был, и ранен, и за помянутые мои службы по имянному царского величества указу дан мне был отцовской Бутурской полк и за приступ 1.000 рублев денег и сверх того обещан мне повышенной чин. И в 703-м году под Нешансцом15, которой ныне называетца Шловбурх16, и оттуда отпущен был для вылечения ран моих в немецкия краи, и дана мне была проежжая грамота на время за красною печатью его царского величества, а в 704-м году прибыл я паки с немецких краев с фелтьмаршалкам Агилдвем17 в армию царского величества под Нарву, и в взятье нарвском приказаны мне были опроши и обоих приступов упровления, и по сие взятья нарвского послан был в Полшу з генералом князем Аникитою Ивановичем Репниным, а в 705-м году отпущен был для своих нужд в немецкие краи, и к прежней моей проежжей грамоте дана мне была подорожная для подвод и для пропуску на границах. И несчастием моим на дороге сломил руку и повредил прежную рану, от чего немалое время лечился и принужден был вновь требоват Теплица и по обещанию своему ездит во Малтию18, и там застан ковалером, а в 707-м году как возвратился к царскому величеству чрез Полшу, и в то число взяли меня в полон поляки короля шведцкаго партии19, и король шведцкой за прежней мой уход /л. 12об./ от него послал меня в ево землю, где в неволном заключении был четыре годы, и понеже сказался я кова-лером малтийским и не в услугах царского величества, и он, король шведской, приказал меня из неволи выпустит в 711-м году, и под присягою взяли у меня писменной реверс20, чтоб мне ехать прямо до Малтии и в отслужит тамо надлежащие службы и я в Малтии, исполня свои службы и данной мой реверс писменной, в 715-м году возвратился и прибыл к Москве, а в 716-м году прибыл под Капенгагин21, и в сентябре месяце по имянному царского величества указу пожалован брегадиром22, и учинен мне оклад нововъежжих иноземцов на месяц по 68 рублев по 27 а[лтын] по 5 де[нег] с полковничьим трактаментом23 за вычетом медакоменту, которой и ныне получаю. И служил в Меклебурзии24 в дивизии генерала и ковалера господина Веде25. А в 717-м году прибыв в Полшу, служил под командою генерала и ковалера князя Аникиты Ивановича Репнина. И в том же году повелено мне маршировать до Гданска и, прибыв ко Гданску, был под командою господина генерала леитианта князя Василя Володимеровича Долгоруко-ва26, и в том же году по указу генерала фелтьмаршала графа Шереметева27 повелено изо Гдан-ска маршировать с полками и быть под командою у его сиятелства генерала и ковалера князя Репнина, а в 718 году прибыв к российски границам и паки возвратилис чрез Полшу ко Гданску а в 719 году от Гданска маршировали чрез Полшу и прибыли к Риге и ныне при Риге под командою у его сиятелства генерала и ковалера князя Репнина, а в 705 году как отпущен был ис службы царского величества в немецкие краи, и по 716 год с октября до 4 числа его царского величества денежнаго жалованья ни откуда не получал.

  • /л. 13/ При мне обретаемой писар Петр Розсомакин по сказке ево из сотенной городовой полковой службы из дворян взят в 705-м по розбору думнаго дворянина и воеводы Семена

Протасевича Неплюева28 и написан был в драгуны в полк господина полковника Михаила Астафева сына Зыбина и в том же году отдан в полк пехотной господина подполковника Якова Герасомова сына Рабюсина 29 а в 710-м году принял оной полк в Москве господин полковник Василей Василевич сын Григоров 30 и написал ево полковем писарема а в 713-м году в Киеве оной принял господин подполковник Михаила Михайлов сын Волынской, и в том же году оной полк принял господин полковник Сухатин, и в оном же году оной полк раскасован и несколко человек взято в Невской пехотный полк31 которой ныне в дивизии его превосходителства генерала и ковалера господина Веиде а которые за тем командрованием и оные совокупили в один Пакморов 32 полк, а в 714-м году оному Пакморову полку повелено маршироват ь к Риге к рос-косованию в корпус его сиятелства генерала и ковалера князя Аникиты Ивановича Репнина и в то ж число повелено ис Пакморова полку набрать в дагонку в помянутой Невской полк и оной писарь взят, а в 716-м году из Невского полку в Меклебургский отдан ко мне в брегадирские писари и ныне при мне да пред тем он служил с 701 году дворянскую службу по черниговскому списку под командою генерала князя Ивана Михайловича Канцова-Мосалксаго два года, да под командою думнаго дворянина и воеводы Семена Протасевича Неплюева два ж года, а дворов крестьянских за отцом ево село написано по переписным книгам 186-м году в рылском уезде 4 двора и на лицо село такое число, а ныне что есть ли или нет о том он несведом.

Список литературы Офицерская сказка русского шотландца

  • Федосов Д.Г., Рыженков М.Р. Сокровище оцененное: дневник Патрика Гордона и его рукопись // Средние века. 2017. № 3. С. 180-195. EDN: ZTUPUF
Статья научная