Огнива тюрко-монгольского типа с китайскими благопожелательными надписями и символами

Автор: Митько Олег Андреевич, Ван Пэн, Нулицзянцзы Байкэнь

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Исследования

Статья в выпуске: 4 т.13, 2014 года.

Бесплатный доступ

В Южной Сибири и Центральной Азии переход на использование стальных кресал происходит во второй половине I тыс. н. э. Небольшие украшенные бляхами поясные сумочки для огневых приборов фиксируются в тюркских памятниках. Для позднего Средневековья широкое распространение получают оригинальные по форме и декоративному оформлению огнива тюрко-монгольского типа. В XIX в. они становятся частью национального костюма монголов, бурят, тувинцев, алтайцев и хакасов. Лицевая сторона огнив часто украшалась накладными бляхами с чеканными узорами и вставками из кораллов и полудрагоценных камней. Китайские мастера изготавливали накладки с орнаментом из различных металлов, включая золото и серебро. Рассматривается отдельная группа огнив (10 экз.) с китайскими благопожелательными надписями. Они представлены в форме стилизованных иероглифов-символов, означающих пожелание «долгих лет жизни», «счастья и благополучия». Образность и значение этих надписей сопровождались аллегорическими изображениями птиц, животных и растений, дополнительно усиливающих значение главного символа. В бытовых по своему функциональному назначению приспособлениях для получения огня нашел отражение самобытный художественный язык, органично сочетающий в себе орнаментальные мотивы кочевых народов с этическими и эстетическими принципами китайской культуры.

Еще

Кресало, поясная сумочка для огнива, центральная азия, монголия, китай, благопожелание, орнаментация, семантика

Короткий адрес: https://sciup.org/147219079

IDR: 147219079

Список литературы Огнива тюрко-монгольского типа с китайскими благопожелательными надписями и символами

  • Алтайский национальный костюм / Сост. Е. П. Зайцева. Горно-Алтайск: Горно-Алтайск. отд-ниеАлтайск. кн. изд-ва, 1990. 96 с.
  • Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: Учеб. пособие. Улан-Удэ, 2004. 228 с.
  • Бадамхатан С. К истории монгольской национальной одежды // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. Улан-Батор: Шинжлах Ухааны Академийн Хэвлах Уйлдвер, 1974. С. 53-56.
  • Вайнштейн С. Я. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.
  • Викторова Л. Л. Об этнической специфике культуры (на примере некоторых народов алтайской языковой семьи) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 205-225.
  • Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М.: Наука, 1977. 248 с. Козлов П. К. Монголия и Кам. М.: Географгиз, 1949. 439 с.
  • Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. М.: Наука, 1979. 208 с.
  • Лазаревич О. В., Молодин В. И., Лабецкий П. П. Н. К. Рерих - археолог. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. 116 с.
  • Митько О. А. Поясные кресальные сумки центральноазиатских кочевников в развитом средневековье // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Улан-Батор: Изд-во Монгольск. гос. ун-та, 2012. Т. 2, вып. 3. С. 387-392.
  • Митько О. А. Металлические кресала древнетюркского времени с территории Южной Сибири и Центральной Азии // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2013. Ч. 2. С. 65-72.
  • Митько О. А., Ховалыг Р. Б., Барынай С. Л. Поясные подвески с серебряными украшениями из собрания Национального музея Республики Тыва // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 3: Археология и этнография. С. 340-347.
  • Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников северного Тибета. М.: МЦР, 1992. 38 с.
  • Рерих Ю. Н. По тропам СрединнойАзии. Самара: АГНИ, 1995. 496 с.
  • Сидихменов В. Я. Китай: страницыпрошлого. М.: ГРВЛ, 1987. 448 с.
  • Соктоева И. И., Бадмаева Р. Д. Бурятский художественный металл. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. 83 с.
  • Сунчугашев Я. И. Древняя металлургия в Хакасии: Эпоха железа. М.: Наука, 1979. 192 с.
  • Воyer M. Mongol Jewelry: Researches on the Silver Jewelry Collected by the First and Second Danish Central Asian Expeditions under the Leadership of Henning Haslund-Christensen 1936-37 and 1938-39. København: National museets skrifter, Ethnografisk Raekke, 1952. 223 p.
  • Cassiandra V., Cesati A. Fire Steels. Torino: Umberto Allemandi & Co., 1996. 131 p.
  • Miller Ch. Tinder-Boxes. Article III: Personal Tinder-Boxes // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1903. Vol. 3, №. 8. Р. 197-204.
  • Mitko O. A., Stupan Yu. S. Tinger bag with a Chinese inscription // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. 2011. № 4. Р. 90-95.
  • Hummel S. Geschichte der Tibetischen Kunst. Leipzig: Veb. Otto Harrassowitz, 1953. 123 S.
  • Rockhill W. W. The Land of the Lamas. Notes of a Journey the Through China Mongolia and Tibet with Maps and Illustrations. N. Y.: The Century Co., 1891. 416 p.
  • Zessin W. Feuerschlänger aus dem Königreich Nepal und einige andere aus Deutschland, Marokko und Finnland // Uesus: Mitteilungeblatt des Zoos Schwerin. 2009. H. 1. S. 19-28.
  • Тушо циндай гусян пэйши [图说清代古祥佩饰。北京:中国轻工业出版社 ]. Изображения амулетов династии Цин. Пекин: Чжунго цингунъе чубаньшэ, 2008. 280 с.
Еще
Статья научная