Ойратское предание о том, как Галдан Бошогту стал следующим перерождением Инзан-Хутухты: фольклорный текст и письменный источник

Автор: Бакаева Э.П.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Одним из прославленных героев ойратской истории, известным среди всех западномонгольских народов, является правитель Джунгарского ханства Галдан Бошогту-хан, которому посвящено немало фольклорных текстов, литературных произведений и научных исследований. Статья посвящена анализу предания о вере в то, что джунгарский хан Галдан, образ которого особо чтят ойраты, стал почитаем в качестве перерождения Инзана-хутухты - буддийского проповедника, способствовавшего распространению буддизма в среде монгольских народов. Цель статьи -проанализировать указанное олётское предание, а также определить связи текста, опубликованного в сборнике олётского фольклора, с письменными памятниками ойратов и исследовать вопрос о жанровой характеристике текста. В результате проведенного анализа выявлены исторические образы и факты, отраженные в фабуле предания, а также зафиксированные в старописьменном памятнике «Родословная монголов». Выявлены общие моменты в предании и основанной на олётском фольклоре исторической повести Ч. Мёнки «Батур-хунтайджи». Показано, что в предании образ ханши Юм Ага, супруги джунгарского Батура-хунтайджи и дочери торгутского Шукур-Дайчина, для которой хошутский Байбагас-хан стал отцом-опекуном, представлен как особо почитаемый: ханша отличается мудростью, умом, знанием разных языков. Освещается вопрос классификации и терминологии в обозначении исторических преданий в фольклорной традиции ойратов, а также вопрос о связи предания с письменным памятником в аспекте неразработанности в монгольской фольклористике проблемы различения жанров.

Еще

Фольклор, историческая основа, ойратские предания, юм ага, инзан-хутухта, галдан

Короткий адрес: https://sciup.org/149144365

IDR: 149144365   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-380

Список литературы Ойратское предание о том, как Галдан Бошогту стал следующим перерождением Инзан-Хутухты: фольклорный текст и письменный источник

  • Алтайн урнанхайн угсаатны зуй. Улаанбаатар: «Китаб» XX^ 2014. 256 т.
  • Байндала Б. «врийн цолмн» седкул болн оорднн шнн уйни урн зокал (= Журнал «врийн цолмон» ('Утренняя звезда') н современная ойратская литература) // Монголоведение. 2020. Т. 12. № 3. С. 567-573.
  • Бакаева Э.П. Мнфологнческн элементы в ойратской легенде о нойоне Гал-даме: характеристика коня // Новый филологический вестник. 2023. № 2(65). С. 178-191.
  • Бакаева Э.П. Нойон Галдама в письменной и устной традиции монгольских народов // Oriental Studies. 2022. № 15(6). С. 1271-1292.
  • Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 т. / отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001-2002.
  • Габан Шараб. Сказание об ойратах // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / ред.-сост. A.B. Бадмаев. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2003. С. 84-107.
  • Галдан Бошнгт судлал. Улаанбаатар: Ган принт, 2015. 244 х.
  • Дамринщав Б. вердин баатрлг улгурин судлл. Пекин: Yндстнэ кевллин хора, 2006. 358 х.
  • Дервед ардын аман зохнол / Б. Катуу. Улаанбаатар: Монгол улсын Шинж-лэх ухааны академийн хэл зохиолын хурээлэн, 2005. 274 т.
  • Захчин ардын аман зохнол / Б. Катуу, Э. Пурэвжав. Улаанбаатар: Монгол улсын Шинжлэх ухааны академийн хэл зохиолын хурээлэн, 2004. 452 т.
  • Кычанов Е.И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. 208 с.
  • Лыткин Г.С. Материалы для нсторнн ойратов // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / ред.-сост. A.B. Бадмаев. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2003. С. 390-468.
  • Меняев Б.B. О жанровой классификации фольклора ойратов Кнтая (по материалам журнала «^ан Тенгер») // Современные научные исследования н инновации. 2016. № 11. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74897 (дата обращения: 03.10.2023).
  • Мирзаева C.B. Лузанг-Шуну, Галдама н Амурсана - нойоны Джунгарского ханства // Бакаева Э.П., Орлова K.B., Муравьева Д.Н. н др. Трансграничная культура. Очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов н калмыков: монография. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 313-344.
  • Монгол улсын угсаатны 3Ytt II боть. Ойрадын угсаатны ЗYЙ. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1996. 437 т.
  • Мвнхвв Ч. Баатар хунтайж (ТYYXэн баримтат тууж). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2015. 154 х. (Bibliotheca Oiratica Biography Series. VI).
  • Намсрай Н. ЗYYHгар хаант улсын TYYX / эрх. На. Сухбаатар. Улаанбаатар: Соёмбо, 2015. 182 х. (Bibliotheca Oiratica. XLIV).
  • Намсрай Н. велдийн соёл, TYYXийн бичиг оршивой. Улаанбаатар, 1999. 126 х.
  • Норбо Ш. Зая-пандита. Материалы к биографии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. 336 с.
  • Ьалдмбан YЛГYP // Хан тецгр. Yрмч: Шинж;энэ ардын кевллин хора, 1985. № 2. 140 х.
  • Ьалдмбан YЛГYрмYД // Хан тецгр. Yрмч: Шинж;энэ ардын кевллин хора, 1989. № 1. 200 х.
  • Ойрад монголчуудын байгаль хамгаалах уламжлал. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2012. 190 т. (Biblioteca Oiratica. XXVIII).
  • Оконов Б.Б. Калмыцкие народные исторические песни XVII-XVIII вв. («Галдама», «Мазан-Батыр», «Шуна-Батыр», «На кого же оставил нас Уба-ши?») // Калмыцкая народная поэзия. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984. С. 30-58.
  • Омакаева Э.У., Бадгаев Н.Б. Галдан Бошогту хан в ойратских легендах и преданиях (по литературным и полевым источникам) // Галдан Бошигт судлал. Улаанбаатар: Ган принт, 2015. Х. 152-159.
  • Осорин У. Мифы, легенды и предания синьцзянских ойратов и калмыков: сравнительно-сопоставительный анализ. Элиста: КИГИ РАН, 2015. 188 с.
  • Осорин У. Шинж;энэ еерднрин домг, дом^л^рин болн сидтэ туульсин туск шинж;ллт (О мифах, легендах и сказках ойратов Синьцзяна) // Oriental Studies. 2011. Т. 4. № 1. С. 193-196.
  • Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 304 с.
  • велд ардын аман зохиол / сост. С. Баттулга, ред. Х. Сампилдэндэв. Улаанбаатар: Бемби сан, 2006. 714 х.
  • Письменные памятники по истории ойратов XVII-XVIII веков: сборник / сост., перев. со старописьм. монг., транслит. и коммент. В.П. Санчирова. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 270 с.
  • Пурэвдорж Г. Галдан Бошигт хааны тухай TYYXэн домог // Галдан Бошигт судлал. Улаанбаатар: Ган принт, 2015. Х. 59-73.
  • Раднабадра. Биография Зая-пандиты // Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники / ред.-сост. А.В. Бадмаев. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2003. С. 161-220.
  • Санчиров В.П. К вопросу о Дурбэн-ойратском союзе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 2. С. 7-12.
  • Санчиров В.П. Новый источник на «ясном письме» по истории Джунгар-ского ханства (1635-1758) // Oriental Studies. 2014. Т. 7. № 2. С. 8-15.
  • Селеева Ц.Б. О двух исторических преданиях времен Аюки-хана в традиции ойратов Синьцзяна: к проблеме историзма фольклора // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2020. № 3. С. 213-226.
  • Торгууд ардын аман зохиол. Эмхтгэн боловсруулж, эрдэм шинжилгээний удиртгал бичиж, тайлбар ЗYYЛт Yйлдсэн Б. Катуу. Улаанбаатар, 2002. 461 х.
  • Цендина А.Д. Термины тууль, тууж, туух, улгэр, домог, намтар, цадиг, судар, шастир в старой монгольской литературе // Монгольский сборник. Тексты и контексты. Сер. Orientalia et Classica: труды Института восточных культур и античности. Вып. 54. М.: РГГУ, 2015. С. 7-29.
Еще
Статья научная