Оказание помощи военным инвалидам во время Великой Отечественной войны и в первые годы после ее окончания (на материалах Архангельской области)

Автор: Трошина Татьяна Игоревна

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Великая отечественная война: память и памятники

Статья в выпуске: 1 (1), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются мероприятия по оказанию помощи военным инвалидам во время Великой Отечественной войны и первые годы после ее окончания в Архангельской области, которая являлась тыловой для Ленинградского и Карельского фронта. Показан процесс приспособления военных госпиталей после удаления линии фронта для содержания и реабилитации военных инвалидов и послевоенные организационные мероприятия по их медицинской и социальной реабилитации.

Великая отечественная война, история, социальная помощь, реабилитация

Короткий адрес: https://sciup.org/170174704

IDR: 170174704

Текст научной статьи Оказание помощи военным инвалидам во время Великой Отечественной войны и в первые годы после ее окончания (на материалах Архангельской области)

…если смерти, то мгновенной, Если раны, – небольшой. М. Исаковский

Любая война, закончилась ли она победой или поражением, несет за собой огромное количество жертв. Постепенно заживают раны от потери близких; жизнь входит в свою колею. Но долгие годы после войны укором для общества остаются покалеченные молодые люди. Эта тема всегда омрачала радость от самой ве-ликойПобеды.

Вопросы устройства жизни инвалидов в военные ипослевоенные годынебыли вцентре внимания историков. Вместе с тем, учитывая возможности послевоенного СССР, для покалеченных военнослужащих делалось немало. Архангельск, важнейшей задачей которого была транспортировка получаемой по «ленд-лизу» военной помощи, оставался при этом тыловым районом для Ленинградского и Карельского фронта, и на территории Архангельской области в годы войны было расположено 20 госпиталей на 11.200 мест. Определенная часть находящихся на излечении признавались инвалидами; на период реабилитации их размещали в специализированные интернаты. В них же содержали инвалидов, чьи семьи находились на оккупированной территории, или в случаях, когда связь с близкими была потеряна, и воина некуда было отправлять.

Нередко, выписавшиеся из госпиталя не желали являться «такими» в свои семьи; отсюда сотни и тысячи калек, которые еще несколько лет после окончания войны путешествовали по стране в поездах, попрошайничали на рынках и вокзалах. Это, к сожалению, обычная картина в любой послевоенной стране. В чем и можно упрекнуть советское государство, то только в отсутствии так называемой «адресной» материальной и психологической помощи конкретному человеку. Пострадавшие люди в этом отношении могли рассчитывать только на милосердие окружающих, но не все из них, пройдя через тяжелые испытания войны, готовы были принять такую помощь. В плане организации государственного обеспечения, инвалиды с самого начала войны получали самый необходимый набор социальных услуг.

Всем кругом вопросов инвалидов ведали отделы социального обеспечения. Специальные секторы Облсобеса обеспечивали трудоустройство инвалидов, их пенсионное обеспечение, содержание интернатных учреждений – «домов инвалидов войны». При районных собесах были созданы комиссии по назначению пенсий военным инвалидам. В обязанность отделов соцобеспечения вменялось и оказание помощи артелям инвалидов.

Общая численность населения Архангельской области составляла около 1,2 миллиона, из которых 310 тысяч были мобилизованы. На 1 ноября 1942 года здесь насчитывалось 4 545 инвалидов войны; на 1 января 1945 года их количество увеличилась до 13 220. В основной массе они пребывали в госпиталях, ожидая эвакуации на родину [1].

В конце 1945 года было уже 16.971 инвалид – в основном эти были уже местные уро- женцы, вернувшиеся из госпиталей других областей.

Определением инвалидности в области занималось 45 врачебно-трудовых экспертных комиссии; только шесть из них работали при госпиталях. Остальные в основном занимались повторным освидетельствованием инвалидности участников войны, вернувшихся их госпиталей и проживающих в своих семьях. Они обязаны были обращаться во ВТЭК не реже раза в год. При огромных территориях области сеть комиссий была недостаточна, и проживающим в сельской местности приходилось выезжать в райцентры, иногда за 100-180 км. При этом около трети инвалидов были малоподвижны, не способны к самообслуживанию (1,3% были оформлены на первую группу инвалидности, 33,5% - на вторую [2]). Большинство было инвалидами третьей, «рабочей» группы; следует иметь в виду, что инвалиды с ампутированными ногами или одной рукой также относились к этой группе. «Легкие» увечья, не снижающие общей трудоспособности, вообще снимались с группы.

Первоочередной стояла проблема трудоустройства инвалидов. И дело не только в недостатке трудовых ресурсов в стране, но и в гуманных соображениях: работа означала заработок, новые смыслы в жизни, возможность содержать семью. По трудовому устройству военных инвалидов Архангельская область находилась на 27-м месте в РСФСР [1]; это означает, что этот показатель был выше, чем в среднем по стране. В 1945 году 61,8% инвалидов 1-й и 2-й групп уже были трудоустроены (не получили работу только те, кто не в состоянии был трудиться), а 3-ей группы – 97,3%. Ставилась задача полного охвата трудовой деятельностью этой группы людей; отказывающихся трудиться лишали пособия. Не имели работы в основном те, кто прибыл из госпиталей и использовал полагающийся отпуск [2].

В соответствии с постановлением СНК РСФСРот15 декабря 1942 г., «вцеляхулучшения государственного обеспечения инвалидов войны и подготовке их к возможной по состоянию здоровья трудовой деятельности», в Архангельской области были устроены 4 трудовых интерната на 500 коек. Для улучшения снабжения инвалидов продовольствием, при интерна- тах были устроены приусадебные участки, со-держалсяскот. Местныехозяйственные органы были обязаны оказывать интернатам помощь в сельскохозяйственных работах; сами инвалиды выполняли посильную работу, что также было формой ресоциализации. После окончания войны подопечные были направлены по месту жительства, к родственникам. Один из интернатов был реорганизован в дом отдыха дляинвалидов войнына70 человек.

Во время войны в области стали создаваться артели военных инвалидов, которым были предоставлены различные льготы; в кон-цевойны ипосле нее действовала 31артель.

Основная масса инвалидов не могла вернуться к своей прежней профессии, либо не имела ее вообще, будучи взятыми на фронт «со школьной скамьи». Поэтому вопрос об их переобучении и профессиональном обучении стоял особенно остро. Подготовка специалистов из числа инвалидов войны шла через курсовые мероприятия, в порядке ученичества на предприятиях и в мастерских без отрыва от производства, а также в учебном комбинате в Архангельске и его районных филиалах. В Архангельске был организован учебно-производственный комбинат на 100 мест для подготовки из инвалидов войны специалистов в различныхремеслах [2, 3]. Инвалиды, проживающие в области, могли поселиться на время обучения в общежитии, которое, впрочем, достаточно далеко от профессиональной школы, и инвалидам с ампутированными конечностями, а также слепым (а таких только в Архангельске было 95 человек) добираться туда было нелегко.

Инвалиды войны имели право на льготы по поступлению в учебные заведения и на бесплатное получение образования. Широко использовалась практика устройства инвалидов на руководящие и ответственные должности; за 1944 г. было обучено на бухгалтерских, директорских и прочих курсах еще 2.469 человек. В 1945 г. на таких должностях находилось 27,5% всех трудоустроенных инвалидов, или 4.100 человек [2].

Активизировалось вовлечение инвалидов в общественную жизнь, прежде всего через Всероссийские общества слепых и глухонемых. Количество их членов значительно увеличи- лось именно за счет военных инвалидов: более трети членов Всероссийского общества слепых и 15% - Всероссийского общества глухих потеряли зрение и слух именно в результате боевых действий [4].

Для нетрудоспособных инвалидов войны, «не могущих работать и не имеющих родных для их содержания», в 1945 г. был организован интернат на 100 коек, который, впрочем, никогда не был полностью загружен [2, 3]. Условия помещения туда были достаточно жесткими; считалось, что инвалиды даже первой группы должны проживать у родственников, получая от государства пособие и медицинскую помощь.

Существовавший в тыловом Архангельске при Облздравотделе отдел эвкакогоспита-лей, в 1944 г., после ликвидации Карельского и Мурманского фронтов был реорганизован в отдел по лечению инвалидов войны. Он получил в свое распоряжение два госпиталя и занимался оказанием медицинской помощи инвалидам. После войны был устроен существующий и ныне госпиталь для инвалидов войны; для них были зарезервированы койки и во всех специализированных местных клиниках.

Еще долгое время оставалась проблема обеспечения инвалидов протезами. Протезно-сборочная мастерская была открыта по решению Облисполкома в 1943 г.; при ней было устроено общежитие для протезируемых и столовая. Производился выезд техников-протезистов в районы [3]. Однако, обеспечить всех даже примитивными протезами не удавалось. Про косметические операции даже говорить не приходилось; следы войны в виде ожогов на лицах бывших танкистов и летчиков оставались страшным напоминанием о пережитом.

Пенсионное обеспечение инвалидам войны назначалось в зависимости от принадлежности к рядовому или офицерскому составу. Инвалиды младшего командного состава (сержанты, старшины) получали 25-процентную надбавку к пенсионному обеспечению рядовых. Уменьшенную пенсию получали инвалиды, проживающие в сельской местности и имеющие хозяйство. Все это создавало сложности с начислениями, особенно в первые годы войны, когда на сотрудников собесов внезапно обрушился вал такой работы. Тем более, что вместо опытных сотрудников-мужчин, призванных на фронт, в собесы пришли новички, нередко не работавшие прежде женщины. Пенсии для инвалидов войны выдавались с большими задержками, было много путаницы. Этот вопрос был упорядочен только с 1944 года.

Кроме государственной помощи, выра-жавшейсявпенсионном,медицинскомипродо-вольственном обеспечении, широко привлекалась забытая, казалось бы, за советское время система благотворительности (см. подробнее: [6]). Для оказания бытовой помощи семьям инвалидов была привлечена общественность. В 1942 г. во всех населенных пунктах области из депутатов советов, членов семей военнослужащих, учащихся старших классов был создан актив для обследования условий жизни семей инвалидов. Колхозные кассы взаимопомощи и профсоюзные организации обязаны были оказывать помощь своим бывшим членам, поте-рявшимнавойне здоровьеи трудоспособность, в первую очередь.

Снабжение инвалидов продовольствием в Архангельске осуществлялось через спецрас- пределители [3]. Инвалидов прикрепляли и к специальным столовым. В сельской местности обслуживание инвалидов войны было организовано плохо. Столовых там не было, карточки отоваривались только на хлеб. Те же инвалиды, которые имели земельный надел и скот, вообще не имели права на карточное распределение. Получение мыла, табака, сахара было затруднено и в городе.

Вопрос продовольственного обеспечения инвалидов-горожан удалось частично решить путем предоставления, по крайней мере, половине их семей, индивидуальных огородов, а также обеспечением семенами. Для обработки этих огородов привлекались силы общественности.

После войны были предприняты первые шаги, направленные на улучшение положения инвалидов, на уравнение в правах их различ-ныхгрупп. Например, в 1946г. происходилосло-жение с семей инвалидов недоимок по сельскохозяйственным поставкам [5]. Законодательно закреплялись права инвалидов войны на получение трудовой и медицинской помощи.

Список литературы Оказание помощи военным инвалидам во время Великой Отечественной войны и в первые годы после ее окончания (на материалах Архангельской области)

  • Государственный архив Архангельской области. Ф. 2063 (Архангельский областной совет народных депутатов) Оп. 1. Д. 101.
  • Государственный архив Архангельской области. Ф. 2063 (Архангельский областной совет народных депутатов) Оп. 1. Д. 129.
  • Государственный архив Архангельской области. Ф. 2063 (Архангельский областной совет народных депутатов) Оп. 1. Д. 95.
  • Государственный архив Архангельской области. Ф. 2063 (Архангельский областной совет народных депутатов) Оп. 1. Д. 139.
  • Государственный архив Архангельской области. Отдел документов социально-политической истории. Ф. 296 (Архангельский обком ВКПб) Оп. 2. Д. 51.
  • Трошина Т. И. История социальной работы на Архангельском Севере. XVIII - середина XX вв. Архангельск: Поморский университет, 2007.
Статья научная