Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса в России
Автор: Егоркина Н.Ю.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 12 (55), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ. Анализируются позиции ученых о месте данного преступления в УК РФ. Делается вывод о необходимости совершенствования в уголовном законодательстве уголовно-правовой нормы, включающей в себя преступления в области спорта.
Объективная сторона преступления, спортивные соревнования, зрелищные коммерческие конкурсы
Короткий адрес: https://sciup.org/140240941
IDR: 140240941
Текст научной статьи Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса в России
Российское уголовное законодательство содержит ряд специфических норм о преступлениях в сфере экономической деятельности. Особенность этих посягательств заключается в том, что они представляют собой различные варианты нарушения свободы конкуренции хозяйствующих субъектов.1
Одним из таких преступлений признается предусмотренное ст. 184 УК РФ2 оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Юридический анализ содержания указанной нормы позволяет утверждать, что предусмотренный ею вид посягательства не может нарушить те экономические отношения, которые официально заявлены в качестве объекта уголовно-правовой охраны.
Организация, проведение и участие в официальном спортивном соревновании или зрелищном коммерческом конкурсе являются деятельностью, урегулированной в первую очередь нормами трудового законодательства.
Несмотря на уголовно-правовые запреты, коррупция все еще представляет серьезную угрозу для нормального функционирования профессионального спорта и шоу-бизнеса. Причем формы проявления этого явления постоянно изменяются.
Поэтому принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений…», предусматривающего ответственность за противоправное влияние на результаты спортивных соревнований или коммерческих конкурсов, весьма своевременно.
Социально-экономическая значимость профессионального спорта и шоу-бизнеса для современного российского общества несомненна.
Данное обстоятельство является одной из причин государственной защиты такой деятельности от неправомерного вмешательства в процесс организации и проведения спортивных соревнований и зрелищных конкурсов, в том числе путем подкупа их участников и организаторов.
Для решения этой важнейшей задачи в УК РФ 1996 года была введена ст. 184. Наряду с этим Россия подписала Конвенцию ЕС против манипулирования спортивными соревнованиями (2014 год), основной целью которой является противодействие коррупции путем совершенствования государственного регулирования деятельности спортивных и букмекерских организаций. В настоящее время к ней присоединилось 21 государство.
Правоприменительная практика по ст. 184 УК РФ отсутствует, хотя масштабы коррупции в российском спорте и шоу-бизнесе весьма значительны. Согласно рейтингу итальянского агентства Sportradar за период с июня 2015 года по ноябрь 2017 года в нашей стране было проведено 42 договорных футбольных матча.
По этому показателю Россия заняла шестое место в списке самых коррумпированных стран Европы. Однако никого из спортивных деятелей за организацию этих матчей к уголовной ответственности так и не привлекли.
Не меньше вопросов вызывает объективность членов жюри конкурсов красоты и телевикторин.
Непосредственным объектом исследуемого состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальный регламентированный законом порядок проведения официальных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.
Исследование объекта данного преступления показало, что законодатель при включении ст. 184 в главу 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" не учел важного положения, согласно которому объектом преступлений данной главы выступают только общественные отношения в указанной сфере.3
Между тем содержание объекта изучаемого посягательства дает основание заключить, что это деяние посягает на интересы спортивной организации или организации, устраивающей зрелищный коммерческий конкурс.
Такие интересы уже нашли свое отражение в видовом объекте главы 23 УК РФ "Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях". Поэтому ст. 184 УК РФ следовало бы переместить в главу 23, например за номером 204.1 УК РФ.4
Профессиональный спорт также тесно связан с интересами предпринимательства: извлечение дохода от организации и проведения спортивного соревнования, предоставление прав на их освещение в СМИ, рекламные акции в ходе мероприятия и другие "финансовоемкие" направления бизнеса являются неотъемлемыми его спутниками.
Учеными справедливо отмечается необходимость охраны происходящих процессов в указанных областях общественных отношений мерами уголовно-правового характера.
Другими словами, преступное вмешательство в нормальное течение профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса затрагивает интересы предпринимательства, что возможно рассматривать как пример гармоничного размещения ст. 184 УК РФ (в предыдущей редакции) в главе 22 УК РФ, видовым объектом преступлений которой являются отношения в сфере экономической деятельности.
Неправомерное принуждение должно обладать следующими признаками:5
-
1) предъявление потерпевшему требования избрать определенный вариант поведения;
-
2) подавление воли потерпевшего путем применения к нему (его близким) физического или психического насилия, либо иное посягательство на права и законные интересы указанных лиц;
-
3) целью виновного является совершение потерпевшим нужных для преступника действий или воздержание от не желаемых им действий.
Преступление в виде принуждения к оказанию противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса окончено с момента выдвижения виновным потерпевшему противоправного требования, подкрепленного применением насилия либо иным посягательством на права и законные интересы потерпевшего.
В юридической литературе даются различные определения понятию «склонение», но все они сводятся к тому, что под склонением понимаются действия, побудившие склоняемое лицо совершить конкретное преступление. Как указывалось выше, легального определения понятия склонения российское уголовное право не знает, но этот термин упоминается как в Общей, так и в Особенной частях УК РФ6.
Так, в ч. 4 ст. 33 УК РФ говорится о такой форме соучастия в преступлении, как подстрекательство. В частности, подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
С одной стороны, если исходить из публикаций в средствах массовой информации, то деяния, предусмотренные ст. 184 УК РФ7 являются распространенными.
Например, по результатам исследования уровня коррумпированности, расизма и насилия в футболе в странах Восточной Европы, представленного в 2017 году Международной ассоциацией профессиональных футболистов, 43,5% футболистов российского чемпионата знают о фактах влияния на результаты матчей; каждого десятого футболиста (10,2%) пытались вовлечь в «договорной матч». 8
С другой стороны, на практике, как указывалось выше, существуют объективные трудности, связанные с выявлением, раскрытием и расследованием этого вида преступлений 3. Для организации мероприятий, направленных на пресечение, выявление, раскрытие и расследование
-
6 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// Собрание
законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 3. - Ст. 3.
-
7 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// Собрание
законодательства РФ. - 03.03.2018. - N 3. - Ст. 3.
-
8 Клименко Т.В. Юриспруденция. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.
преступлений в области спорта, необходимо в первую очередь решить вопросы, возникающие при толковании уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 184 УК РФ.9
Принципиальные различия между зрелищным коммерческим конкурсом и официальным спортивным соревнованием отсутствуют. Совершение деяния, сопряженного с оказанием противоправного влияния на результаты их проведения, влечет за собой применение тождественных мер уголовноправового воздействия.
Действующая редакция Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не рассматривает профессиональный спорт в качестве разновидности предпринимательской или иной экономической деятельности.
Используемый в тексте уголовно-правовой нормы термин «официальное спортивное соревнование» определяется в п. 9 ст. 2 федерального закона как спортивные мероприятия различного значения (уровня): от муниципального до международного, проведение которых было включено в Единый календарный план проведения спортивных мероприятий, утверждаемый соответствующими должностными лицами. Из данной дефиниции следует, что любое спортивное соревнование приобретает статус официального только в том случае, если оно было согласовано или утверждено представителями органов публичной власти.
Данный юридический факт свидетельствует о том, что организация и проведение официальных спортивных соревнований не могут быть признаны разновидностями предпринимательской или иной экономической
-
9 Авдеев, А.П. Юриспруденция. – М.: Юрайт, 2013. – 480 с.
деятельности, поскольку в действительности представляют собой организационно-управленческую деятельность коммерческих и иных организаций.10
Подводя итог проведенному исследованию, следует обратить внимание на следующие обстоятельства: во-первых, диспозиция ст. 184 УК РФ включает значительное количество терминов, таких как зрелищный коммерческий конкурс, руководитель спортивной команды, участник конкурса и т. д., содержание которых не регламентировано ни одним нормативным актом системы российского права.11
В то же время все перечисленные категории являются криминообразующими признаками, а потому их установление в процессе квалификации становится крайне затруднительным. В результате наличия данной ошибки в применении средств и приемов законодательной техники установление основания для привлечения лица к ответственности по ст. 184 УК РФ возможно только теоретически.
Во-вторых, деятельность организаторов, участников, судей и иных лиц, обеспечивающих проведение официальных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, в соответствии с действующим российским законодательством не является разновидностью предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения, в которые вступают перечисленные лица, регламентируются прежде всего отраслью трудового права.
Наконец, уточнение видов экономических преступлений, действительно посягающих на свободу конкуренции, позволит выработать унифицированный методологический подход к использованию средств и приемов законодательной техники при конструировании составов соответствующих уголовно наказуемых деяний. Это также создаст условия для определения базовых мер уголовной ответственности, применяемых за совершение такого рода преступлений. Использование полученных результатов в законотворческом процессе повысит эффективность предупреждения преступности в сфере охраны свободы конкуренции, которое обеспечивается уголовно-правовыми средствами.
Список литературы Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса в России
- Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)//Собрание законодательства РФ. -03.03.2018. -N 3. -Ст.3
- Юриспруденция. -М.: Зерцало-М, 2013. -640 с.
- Авдеев, А.П. Юриспруденция. -М.: Юрайт, 2013. -480 с.
- Т.В. Клименко. Юриспруденция. -М.: Юрайт, 2017. -480 с.