Окислительный стресс у подростков с лабильной артериальной гипертензией
Автор: Колесникова Л.И., Долгих В.В., Осипова Е.В., Натяганова Л.В., Погодина А.В., Гребенкина Л.А., Ильин В.П., Долгих М.И.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 3-1 т.24, 2009 года.
Бесплатный доступ
Показатели процессов пероксидации липидов и антиоксидантной защиты были изучены у 44 подростков 14-17 лет, из них 21 пациент - с лабильной артериальной гипертензией (ЛАГ). У пациентов с ЛАГ была обнаружена активация процессов пероксидации липидов, которая оценивалась по содержанию кетодиенов - сопряженных триенов и конечных ТБК-активных продуктов. Уровень антиокислительной активности (АОА) и содержание ретинола у них значительно выше, а содержание ?-токоферола и активность супероксиддисмутазы (СОД) ниже, чем в контрольной группе. Нарушение баланса в системе ПОЛ-АОЗ в сторону активации процессов липопероксидации у подростков 14-17 лет с лабильной гипертензией свидетельствует о возможности возникновения окислительного стресса уже на начальной стадии развития патологического процесса.
Артериальная гипертензия, перекисное окисление, антиоксиданты, подростки
Короткий адрес: https://sciup.org/14919089
IDR: 14919089
Текст научной статьи Окислительный стресс у подростков с лабильной артериальной гипертензией
Е-mail: iphr@sbamsr.irk.ru
ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС У ПОДРОСТКОВ С ЛАБИЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
Учреждение РАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН, Иркутск
В настоящее время одной из задач лабораторного контроля является выявление начальных, обратимых стадий патологического состояния для разработки патогенетически обоснованной тактики лечения. В условиях нормального функционирования организма скорость свободнорадикальной пероксидации липидов клеточных мембран и липопротеидов относительно мала, что обусловлено низким уровнем образования радикалов – инициаторов и действий сбалансированной системы антиоксидантной защиты [1]. При патологических процессах баланс в системе ПОЛ-АОЗ в организме изменяется, приводя к развитию «окислительного стресса» или нарушению прооксидантно-антиоксидантного баланса в пользу прооксидантных факторов, которые могут вызвать потенциальные повреждения биологических мембран и изменения их физико-химических свойств.
В настоящее время окислительный стресс рассматривается как один из начальных механизмов в развитии ряда патологических состояний, в том числе и при лабильной артериальной гипертензии (ЛАГ) [2]. Известно, что баланс между процессами перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиоксидантной защиты (АОЗ) обеспечивает целостность мембран и гомеостаз клеточного метаболизма. Но вопрос, насколько изменение этого баланса отражается на формировании АГ на ранних стадиях, до сих пор остается малоизученным.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
На базе клиники УРАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН (Иркутск) проведено обследование 21 подростка в возрасте 14-17 лет с синдромом лабильной артериальной гипертензии (ЛАГ). Критериями включения в настоящее исследование было наличие у пациента лабильного повышения АД выше 95 перцентиля при оценке по существующим таблицам для данного возраста, пола и роста [3]. Также было проведено обследование 23 подростков группы контроля, имеющих нормаль- ное АД при повторных измерениях и сравнимых по полу и возрасту с пациентами основной группы. Обследование включало клинико-анамнестическое исследование, электрокардиографию (Fukuda Den-shi Cardiomax FX-3010), эхокардиографию (Megas, Италия), суточное мониторирование АД (Oxford, UK)), микроскопию мочевого осадка, исследование уровня креатинина и мочевины в сыворотке крови, ультразвуковое исследование почек и надпочечников, допплерографию почечных артерий, МРТ надпочечников и гипофиза по показаниям. Обязательным условием для включения в одну из групп было наличие информированного согласия подростка или его родителей на участие в проводимом исследовании.
В качестве материала для биохимических исследований использовали плазму и гемолизат крови. Забор крови проводили из локтевой вены натощак с 8 до 9 часов утра – в соответствии с общепринятыми требованиями.
Интенсивность процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ) оценивали по содержанию его продуктов – диеновых конъюгатов ( ДК ), кетодиенов и сопряженных триенов ( КД-СТ ), а также по показателю ненасыщенности жирнокислотных компонентов крови или субстратов для процессов пероксидации – соединений с сопряженными двойными связями ( Дв. св. ) [4]. Содержание ТБК -активных продуктов ПОЛ определяли флуориметрическим методом [5]. Об активности системы антиоксидантной защиты (АОЗ) судили по общей антиокислитель-ной активности (АОА) крови [6], а также по содержанию ее компонентов: α -токоферола, ретинола [7], супероксиддисмутазы ( СОД ) [8]. Измерения проводили на спектрофотофлуориметре SHIMADZU RF-5000.
Использовались следующие методы статистического анализа: проверка нормальности распределения количественных признаков в соответствии с критерием Колмогорова-Смирнова; проверка равенства дисперсий с помощью F-критерия Фишера; проверка равенства средних значений в группах с помощью T-критерия Стьюдента. Параметры, приводимые далее в таблицах, имеют следующие обозначения: М – среднее, s – стандартное (среднеквадратичное) отклонение, n – количество подростков в группе, р – уровень значимости. Анализ данных производился с помощью пакета комплексной обработки данных STAТISTICA 6.1 StatSoftInc, США (правообладатель лицензии – УРАМН НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования содержания субстратов окисления и продуктов процессов ПОЛ в сыворотке крови подростков контрольной группы и пациентов с ЛАГ представлены в таблице 1.
В крови пациентов с ЛАГ выявлено изменение показателя Дв. св. по сравнению с контрольной груп-
Таблица 1
Содержание субстратов и продуктов ПОЛ в сыворотке крови подростков контрольной группы и с лабильной артериальной гипертензией
Показатели |
Контроль M±s (n=23) |
ЛАГ M±s (n=21) |
Субстраты с Дв. св., усл. ед. |
2,58±1,1 |
2,04±0,63 # |
ДК, мкмоль/л |
2,32±0,74 |
1,67±0,64 * |
КД-СТ, мкмоль/л |
0,26±0,12 |
0,41±0,22 *# |
ТБК-активные продукты ПОЛ, мкмоль/л |
0,86±0,45 |
1,16±0,43 * |
Примечание: * – при РSt<0,05, # – при PF <0,05.
пой по дисперсиям (s), а также значимые различия в содержании продуктов ПОЛ по сравнению с подростками группы контроля. Так, уровень ДК у пациентов с лабильной АГ был статистически значимо ниже (р=0,003), а КД-СТ и ТБК-активных продуктов ПОЛ статистически значимо выше (р=0,005) и (р=0,031), чем в контрольной группе, в 1,6 раза и в 1,4 раза соответственно (табл. 1). При этом различия дисперсий исследованных показателей у пациентов (F-критерий PF) были статистически значимы для КД-СТ (р=0,014). Тенденция к снижению содержания субстратов с ненасыщенными сопряженными двойными связями и продуктами деструкции гидроперекисей (ДК) у пациентов с ЛАГ позволяет предположить усиление у них процессов ПОЛ. Данный вывод подтверждается статистически значимым различием среднегрупповых концентраций ДК в крови пациентов по отношению к контрольным показателям. При этом отмечена дальнейшая активация процессов пероксидации липидов, о чем свидетельствует увеличение концентраций промежуточных (КД-СТ) и конечных ТБК-активных продуктов у пациентов с лабильной артериальной гипертензией на 68,3% и 34,9%, соответственно.
Такая активация процессов ПОЛ предполагает значительное напряжение антиокислительной системы (АОС) у исследуемых пациентов. Общая АОА крови характеризует суммарную активность ингибиторов радикального окисления и определяет ее буферную емкость. Этот показатель включает большое количество антиоксидантов различной природы. Обычно рассматривают основные звенья АОЗ: ферментативное – (СОД) и низкомолекулярные жирорастворимые витамины ( α -токоферол, ретинол).
Нами показано, что уровень общей антиокисли-тельной активности крови (АОА) у пациентов с ЛАГ статистически значимо (р=0,029) выше в 1,3 раза, а ретинола (р=0) – в 1,7 раза, чем у подростков группы контроля. Содержание α -токоферола (р=0) и активность СОД (р=0,002), наоборот, оказались ниже, чем 26
Таблица 2
Общая антиокислительная активность крови (АОА) и содержание антиоксидантов в крови подростков контрольной группы и с лабильной артериальной гипертензией (М±s)
Показатели |
Контроль (n=23) |
ЛАГ (n=19) |
АОА, усл. ед. |
15,73±3,52 |
20,86±10,29 *# |
СОД, усл. ед. |
1,69±0,1 |
1,51±0,15 * |
а-токоферол, мкмоль/л |
8,15±2,8 |
5,83±1,57 *# |
ретинол, мкмоль/л |
0,68±0,21 |
1,17±0,58 *# |
Примечание: * – при РSt<0,05, # – при PF<0,05.
у здоровых детей, соответственно, на 28,5% и 11% (табл. 2). Различия значений дисперсий исследованных показателей у пациентов (F-критерий PF) были статистически значимы для АОА (р=0), α -токофе-рола (р=0,014) и ретинола (р=0).
ОБСУЖДЕНИЕ
Известно, что первой реакцией антиоксидантной защиты в условиях патологического процесса является повышение активности компонентов ферментативного звена, а при длительном воздействии повреждающих факторов происходит истощение их функциональных возможностей с отсутствием компенсации за счет биосинтеза новых ферментных молекул. Так, активные формы кислорода ингибируют активность ферментов-антиоксидантов, например гидроперекиси, тормозят активность СОД [9]. СОД играет одну из ключевых ролей на первой линии антиоксидантной защиты организма больных гипертонической болезнью благодаря способности регулировать уровень супероксида, который является одним из основных прооксидантов в клетке [10]. Это позволяет предположить, что уменьшение накопления первичных продуктов ПОЛ у подростков с ЛАГ на первых этапах процессов липопероксидации обусловлено статистически значимым снижением активности СОД.
Другой важной системой антирадикального ингибирования, определяющей антиокислительную активность крови в организме человека, являются функционально взаимосвязанные жирорастворимые витамины – α-токоферол и ретинол [11]. Статистически значимое уменьшение содержания α-токофе-рола в крови у пациентов регистрировали одновременно с увеличением содержания ретинола. В литературе обсуждается возможность изменения активности α-токоферола, одного из наиболее важных антиоксидантов в клетке, за счет участия ретинола в процессах его восстановления. При этом устраняются свободные радикалы кислорода и тем самым предупреждается развитие процессов ПОЛ в биомемб- ранах [12]. Результаты наших исследований подтверждают синергизм действия этих антиоксидантов.
Снижение концентрации α -токоферола в крови пациентов служит доказательством напряжения АОЗ, что и подтверждается значительным накоплением у них промежуточных и конечных продуктов процессов липопероксидации.
В физиологических условиях активация регулируемых эндогенных процессов ПОЛ является необходимым механизмом обновления мембранных структур. Соотношение активности окислительных процессов и антиоксидантной защиты не только отражает, но и во многом определяет интенсивность метаболизма, адаптационные возможности организма и риск возникновения различных патологических состояний. Усиление активности процессов ПОЛ может влиять на структуру и барьерные свойства клеточных мембран, вызывая нарушение их нормального функционирования. В возникновении подобного рода повреждений существенную роль играют не только промежуточные (КД-СТ), но и конечные продукты свободнорадикального окисления, прежде всего, соединения альдегидной природы – ТБК-активные продукты ПОЛ. Недостаточность АОЗ у больных с ЛАГ может приводить к лавинообразному усилению процессов ПОЛ и нарастанию содержания в крови токсических метаболитов этих реакций. Таким образом, нарушение баланса в системе ПОЛ-АОЗ в сторону активации процессов липо-пероксидации у подростков 14-17 лет с лабильной гипертензией свидетельствует о возможности возникновения окислительного стресса уже на начальной стадии развития патологического процесса и диктует необходимость включения в терапевтический комплекс лекарственных препаратов антиоксидантной направленности уже на ранних этапах развития заболевания.
Список литературы Окислительный стресс у подростков с лабильной артериальной гипертензией
- Клебанов Г.И. Антиоксиданты. Антиоксидантная активность. Методы исследования//Материалы XVI сессии Академической школысеминара имени А.М. Уголева «Современные проблемы физиологии и патологии пищеварения». -2001. -Т. XI. -С. 109-118.
- Паранич А.В., Лад С.Н., Фролова Н.А. и др. О патогенетическом значении нарушений состояния антиокислительного гомеостаза у больных гипертонической болезнью.//Вопросы мед. химии. -2000. -Т. 46. -№ 6. -С. 591-596.
- Автандилов А.Г., Александров А.А., Кисляк О.А. и др. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков. -М., 2004. -44 с.
- Волчегорский И.А., Налимов А.Г., Яровинский Б.Г. и др. Сопоставление различных подходов к определению продуктов перекисного окисления липидов в гептанизопропанольных экстрактах крови.//Вопросы мед. химии. -1989. -№ 1. -С. 127-131.
- Гаврилов В.Б., Гаврилова А.Р., Мажуль Л.М. Анализ методов определения продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови по тесту с тиобарбитуровой кислотой//Вопросы мед. химии. -1987. -№ 1. -С. 118-122.
- Клебанов Г.И., Бабенкова И.В., Теселкин Ю.О. и др. Оценка антиокислительной активности плазмы крови с применением желточных липопротеидов.//Лабораторное дело. -1988. -№ 5. -С. 59-62.
- Черняускене Р.Ч., Варшкявичене З.З., Грибаускас П.С. Одновременное определение концентраций витаминов Е и А в сыворотке крови.//Лабораторное дело. -1984. -№ 6. -С. 362-365.
- Misra H.P., Fridovich I. The role of superoxide anion in the autoxidation of epinephrine and a simple assay for superoxide dismutase.//J. Biol. Chem. -1972. -Vol. 247. -P. 3170-3175.
- Дубинина Е.Е. Роль активных форм кислорода в качестве сигнальных молекул в метаболизме тканей при состояниях окислительного стресса.//Вопросы мед. химии. -2001. -Т. 47. -№ 6. -С. 127-131.
- Ярема Н.И., Рудык Б.И. Липопротеиды и перекисное окисление липидов при гипертонической болезни и проведение гипотензивной терапии.//Терапевтический архив. -1999. -№ 8. -С. 144-146.
- Морозкина Т.С., Мойсеенок А.Г. Витамины (Краткое руководство для врачей и студентов медицинских, фармацевтических и биологических специальностей)//Минск: «Асар», 2002. -112 с.
- Меньщикова Е.Б., Ланкин В.З., Зенков Н.К. и др. Окислительный стресс. Прооксиданты и антиоксиданты. -М.: «Слово», 2006. -553 с.