Окказиональный фразеологизм как способ экспликации и характеристики субъекта речи в «Балладе о детстве» Владимира Высоцкого

Бесплатный доступ

Объектом статьи выступает фрагмент из текста песни Владимира Высоцкого «Баллада о детстве». В статье рассматривается случай, когда в речь первичного субъекта вторгается прямая речь персонажа - анализируется окказиональный фразеологизм «без вести павшие», находящийся в «Балладе о детстве» в прямой речи одного из персонажей - Евдокима Кирилыча. Возникает этот окказиональный фразеологизм через синтез фразеологизма «без вести пропавшие» с фразеологизмом «геройски павшие» (или «павшие смертью храбрых»). Получившееся в результате синтеза искажение в системе с прочими моментами указывает на индивидуальные особенности речи персонажа, который получил возможность высказаться так, как ему хочется, коверкая устоявшиеся речевые клише. В статье доказывается, что этот окказиональный фразеологизм не только является способом маркировки персонажа, но и может стать важным показателем для осмысления определенных граней авторского мироощущения. Таким образом, целью исследования является и осмысление данного окказионального фразеологизма как способа авторской характеристики персонажа, в речи которого этот окказиональный фразеологизм находится, и рассмотрение данного фразеологизма в качестве способа приблизиться к определенным граням авторского мироощущения, что возможно и через соотнесение (и даже отождествление в этом соотнесении) позиции автора и позиции персонажа. В итоге доказывается, что окказиональный фразеологизм, возникающий в речи персонажа, во-первых, характеризует этого персонажа, во-вторых, характеризует авторское отношение к персонажу, в-третьих, выступает знаком определенных граней мироощущения автора.

Еще

Субъект, авторское мироощущение, окказиональная фразеология, владимир высоцкий, «баллада о детстве»

Короткий адрес: https://sciup.org/149145249

IDR: 149145249   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-226

Список литературы Окказиональный фразеологизм как способ экспликации и характеристики субъекта речи в «Балладе о детстве» Владимира Высоцкого

  • Арнаутова В.В. Персонаж, маска и имидж в русской поэзии рубежа тысячелетий: автореф. диc. … к. филол. н. Казань, 2022. 22 с.
  • Бабенко В.Н. Своеобразие ролевой лирики В. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III. Т. 1. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 1999. С. 201–206.
  • Волкова Н.В. Авторское «я» и «маски» в поэзии В.С. Высоцкого: авто-реф. диc. … к. филол. н. Тверь, 2006. 20 с.
  • Воронова М.В. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В.С. Высоцкого // Высоцкий: Исследования и материалы. Воронеж: ВГПУ, 1990. С. 117–128.
  • Высоцкий В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / предисл. С. Высоцкого; подгот. текста и коммент. А. Крылова. М.: Художественная литература, 1991. 639 с.
  • Гасанова М.А. Автор и герой в поэзии В.С. Высоцкого: автореф. диc. … к. филол. н. Махачкала, 2005. 20 с.
  • Голдышева О.А. Художественное своеобразие ролевой лирики В.С. Высоцкого // Актуальные проблемы литературоведения, языкознания и культуры восточной Сибири, Монголии и Китая. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции молодых ученых. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГИК, 2020. С. 19–25.
  • Жабаева Ю.И. Структурно-семантические и функциональные особенности окказионализмов В. Высоцкого: автореф. диc. … к. филол. н. М., 2010. 22 с.
  • Изотов В.П. Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря // Электронный источник. URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/izotov-okkazionalizmy-vysockogo.htm (дата обращения 01.08.2023).
  • Кихней Л.Г. Лирический субъект в поэзии В. Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. Воронеж: ВГПУ, 2009 С. 9–42.
  • Климакова Е.В. Ролевое начало и проблема лирического героя в поэзии В.С. Высоцкого // Сибирский филологический журнал. 2011. № 2. С. 74–78.
  • Константинова С.К., Евсеева И.В. Звуковые каламбуры в поэзии В.С. Высоцкого // INCIPIO. 2018. № 3. С. 35–40.
  • Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2006. 551 с.
  • Крылов А.Е. Авторские фразеологизмы Высоцкого (дополненная версия) // Livejournal. URL: https://ae-krylov.livejournal.com/14525.html (дата обращения 01.08.2023).
  • Липовецкий М.Н. Нет, ребята, все не так: гротеск в русской литературе 1960–80-х годов. Екатеринбург: АМБ, 2001. 60 с.
  • Митина А.А. Фразеологизмы в поэзии В.С. Высоцкого как фактор формирования языковой личности: автореф. диc. … к. филол. н. Тамбов, 2016. 24 с.
  • Моисеева А.А. Эволюция ролевой лирики на рубеже XIX–XX веков: формирование ролевого героя нового типа: автореф. диc. … к. филол. н. Пермь, 2007. 19 с.
  • Орзиева Л.Н. Стилистическое использование фразеологических единиц в произведениях В. Высоцкого // Проблемы педагогики. 2018. № 2(34). С. 31–33.
  • Туркина Б.В. Индивидуально-авторские фразеологизмы в структуре языковой личности поэта (на материале поэзии В. Высоцкого) // Актуальные проблемы филологии. Сборник материалов Всероссийской научной конференции (25 декабря 2017 г.). Вып. 2. / отв. ред. Е.Р. Ратушная. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2018. С. 126–130.
  • Шилина О.Ю. Поэзия Владимира Высоцкого: нравственно-психологический аспект: автореф. диc. … к. филол. н. СПб., 1998. 16 с.
Еще
Статья научная