Онтологический и гносеологический аспекты рассмотрения интуиции
Автор: Сирин Ева Сергеевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 5 (43), 2011 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена интуиции и основным аспектам её рассмотрения. В работе даны различные интерпретации и объяснения интуиции, чередование и параллельное существование противоположных подходов. Указаны как крайние точки зрения, так и их объединение в синтетическую точку зрения на интуицию как взаимопереход, единство и синтез противоположностей, находящихся в различных пропорциях, изменение которых констатируется в её отдельных видах.
Интуиция, чувственное, трансцендентное, логическое, информация, истина
Короткий адрес: https://sciup.org/14489047
IDR: 14489047
Текст научной статьи Онтологический и гносеологический аспекты рассмотрения интуиции
Основными аспектами рассмотрения интуиции считаются онтологический и гносеологический. Философские течения отдают предпочтение тому или иному аспекту её рассмотрения. Воззрения мыслителей передаются посредством первоисточников, зачастую в переводе, что благоприятствует разнообразию мысли. Подобное разнообразие, с учётом реальности (объективной, субъективной, трансцендентной, обыденной, смешанной), отражающей каждый выбранный нами аспект (онтологический и гносеологический), может быть плодотворным при рассмотрении интуиции, что ведёт к рождению новых горизонтов интуиции как изучаемого явления.
Изначально интуиция рассматривалась преимущественно в онтологическом аспекте, это вызвано философско-мистической трактовкой интуиции. Бытие как всё существующее (истина и знание). В данном аспекте интуиция то существует, то не существует, а это
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ
5 (43) сентябрь-октябрь 2011 36-39
значит, что она есть то бытие, то небытие. Элементы учения об интуиции можно отметить уже в древнегреческой (начиная с Платона и неоплатоников) и древнеиндийской философии. Так, в Древней Индии отмечается зависимость философии от религиозно-мифологической мысли и её связанность с потоком этико-психологической мысли. Например, отрывок: «…Бхикшу с успокоенным умом, удалившийся в одиночество, испытывает сверхчеловеческое наслаждение: он отчётливо видит дхамму» (ранний буддизм) (6, с. 372–374). Сокровенное учение Упанишады о высшем знании духовного абсолюта как восприятия бытия, приобретаемого посредством мистической интуиции. В Древней Греции при сохранении мифологической линии с преобладающими художественно-эстетическими элементами отмечается рационализированный подход (отход от образного мышления и его замещение понятийно-аналитичес-

ким). Связь философии с наукой, выдвижение принципа рационального обоснования, уточнение формировавшихся философских понятий привело к отделению философии от мифологии. Вслед за элеатами, разделившими мысль (мышление) и чувства и указавшими отрешённость первого от второго в процессе познаваемости: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс, Демокрит не противополагает деятельность ума и чувств (два вида познания, или как суть различные ступени постижения истины). Воззрения Эпикура, отличные от рационализированного подхода Демокрита, предстают перед нами как некая наивная модель прорыва. Истинность наблюдаемого чувствами или воспринимаемого умом (чувства как внешние и внутренние основания достоверности Эпикура). Таким образом, реализуется системный подход, выразившийся в диа-лектичности взаимосвязи интуитивной материи и формообразующей идеи. Началом явилась теория как диалектическое искание истины, как объединение в целое зрительной видимости и мыслительной рассудочности (интуитивизм и дискурсионизм). Например, с одной стороны, интуиция Платона – это внутренний процесс непосредственного образования идей, созерцание сущности – эйдоса (идеи, дающей истину и красоту). С другой стороны, чувственное знание – мнимое, а подлинное – доступно лишь разуму, но при этом душа – носительница знания. Мудрость как «захват порыва» подтверждается следующим отрывком: «Ведь когда все вещи несутся в каком-то порыве, тогда то, что перехватывает их на лету, осязает и может их проследить, и должно считаться мудростью» (мудрость богини, имя София означает захватывание такого прорыва) (3, с. 638–641). Загадочный характер интуитивного акта приводил исследователей и к мистическому, сверхъестественному смыслу. Мистический характер интуиции выражен у Плотина (4, с. 57–58). Начало истолкования интуиции в религиозном смысле положено Тертулианом. Религиозное понимание интуиции оказало влияние на многочисленные философские течения, в том числе и
^ Теория и история культуры 37
на современные.
Античная философия основана на умозрительном мышлении, а античные теории интуиции являются теориями, рассматривающими интуицию и её элементы преимущественно в онтологическом аспекте. Специфика античных представлений – диалектика пассивная, созерцательная (миф – логос; материя – идея). Идея является зрительной и умственной одновременно.
Теории интуиции эпохи средневековья используют преимущественно онтологический аспект, характеризуя трансцендентальную реальность.
Далее следовал переходный период (эпоха Возрождения), когда проблемы интуитивного возникали как при рассмотрении бытия, так и при рассмотрении познания истины. Элементы интуиции распадались путём отнесения каждого отдельного элемента к философским, эстетическим, мифологическим, религиозным понятиям, что рождало разноречивые определения интуиции или отождествление с другими понятиями.
Теории интуиции эпохи Возрождения преимущественно использовали онтологический аспект.
38 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^
XX век выделяется критикой интеллекта, недоверием к способности науки адекватно познавать действительность, возрождением интереса к онтологическому аспекту в период отхода от неокантианства и поворота к метафизике (Н. Гартман (1, с. 88), Хайдеггер, Ясперс). Интерес представляют работы, соотносящие мировые религии. Например, соотнесение буддизма (дзэн-буддизма, японских пос- ледователей син-буддизма) и христианства (христианского мистика XVI века Мейстера Экхарта) как единства духовного опыта, как соотнесения ока праждни (праджня-видение, праджня-интуиция) и Ока Божьего в работах Д.Т. Судзуки (5, с. 61). Эстетические теории и теории искусства данного периода предстают как чередование и параллельное существование противоположных походов (поляризация концепций рационалистической и интуитивистской ориентации – как грань между эстетическим и философским). Так, в теории искусства отмечается поворот в изучении проблем от гносеологических к онтологическим (обусловленность антропологической ориентацией эстетики интуитивизма и экзистенциализма).
Обобщим рассмотренный исторический материал. Онтологический и гносеологический аспекты считаются основными для рассмотрения интуиции. В различные эпохи отмечается как преобладание одного из основных аспектов (подходов), так и параллельное существование противоположных. Современное видение интуиции соединяет в себе гносеологический и герменевтический аспекты. Целостное рассмотрение интуиции представляется наиболее продуктивным для её понимания. Интуиция – прямое (непосредственное, то есть без фиксации промежуточных этапов, без контроля за ними, а следовательно, неожиданное получение целеустремлённо и упорно искомой философской, специальной, в частности, научной, эстетической (и так далее) информации образа в виде закона, модели, решения задачи. Интуиция – взаимопереход и синтез противоположностей (чувственного и рационального и т.д.). Идеальный вариант интуиции заключается в равновесии и гармонии составляющих её противоположностей.