Онтологии для разработки и генерации адаптивных пользовательских интерфейсов редакторов баз знаний

Автор: Грибова В.В., Паршкова С.В., Федорищев Л.А.

Журнал: Онтология проектирования @ontology-of-designing

Рубрика: Инжиниринг онтологий

Статья в выпуске: 2 (44) т.12, 2022 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается метод создания автоматически генерируемых адаптивных пользовательских интерфейсов редакторов баз знаний, построенных на основе онтологического подхода, с целью улучшения качества работы по формированию и редактированию баз знаний с учётом специфики предметной области, характеристик пользователя-эксперта и других параметров. Приведено описание концепции авторского подхода к генерации адаптивных интерфейсов используемых онтологий, баз знаний и моделей, как ключевых элементов предложенного подхода. В онтологии знаний о проектировании интерфейса вводятся новые абстрактные элементы, определяющие интерфейсные задачи без явного их визуального и функционального представления. Каждый абстрактный элемент этой онтологии имеет несколько вариантов представления - адаптаций абстрактных элементов. Онтология графических элементов пользовательского интерфейса определяет конкретное визуальное и функциональное представление абстрактных элементов в виде готовых повторно используемых таких элементов. База знаний о проектировании интерфейса содержит правила его формирования в зависимости от структуры онтологии предметной области, характеристик пользователя, требований удобства и простоты использования. Модель интерфейса описывает структуру сформированного адаптивного интерфейса в соответствии с внесёнными индивидуальными предпочтениями пользователя и другой дополнительной информацией. Все рассмотренные онтологии и базы знаний реализованы на платформе IACPaaS .

Еще

Онтология, база знаний, интерфейс, адаптивный интерфейс, генерация интерфейса, шаблоны, wimp-интерфейс, редактор баз знаний

Короткий адрес: https://sciup.org/170195100

IDR: 170195100   |   DOI: 10.18287/2223-9537-2022-12-2-200-217

Список литературы Онтологии для разработки и генерации адаптивных пользовательских интерфейсов редакторов баз знаний

  • Щеглов С.Н. Онтологический подход и его использование в системах представления знаний // Известия Южного федерального университета. 2009. №4(93). С.146-153.
  • Подлипский О.К. Построение баз знаний группой экспертов // Компьютерные исследования и моделирование 2010. Т.2, №1, С.3-11.
  • Белоусова С.А., Рогозов Ю.И. Анализ подходов к созданию пользовательского интерфейса // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. № 6(155). С.142-148.
  • Корончик Д.Н. Пользовательские интерфейсы интеллектуальных систем // Кибернетика и программирование. 2012. № 1. С.16-22. D01:10.7256/2306-4196.2012.1.13861.
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 21838-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Онтологии высшего уровня (TLO). Часть 1. Требования. Information technology. Top-level ontologies (TLO). Part 1. Requirements. Дата введения 2022-04-30.
  • ГОСТ Р 59798-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Онтологии высшего уровня (TLO). Часть 2. Базисная формальная онтология (BFO). Information technology. Toplevel ontologies (TLO). Part 1. Basic Formal Ontology (BFO). Дата введения 2022-04-30.
  • Gauch, S., Chaffee, J., &Pretschner, A. Ontology-based personalized search and browsing // Web Intelligence and Agent Systems. 2003. P.219-234.
  • Razmerita, L., Angehrn, A., &Maedche, A. Ontology-based user modeling for knowledge management systems. InUsermodeling. Berlin, Germany: Springer.2003. P.213-217.
  • Трегубов А.С. Разработка адаптивных контекстозависимых интерфейсов с использованием онтологических моделей // Кибернетика и программирование. 2017. № 6. С.50-56. DOI:10.25136/2306-4196.2017.6.24747.
  • McAvoy, L. M., Chen, L., & Donnelly, M. An ontology based context management system for smart environments // UBICOMM. 2012, the Sixth International Conference on Mobile Ubiquitous Computing, Systems, Services and Technologies. P.18-23.
  • Liu B., Chen H., He W. Deriving User Interface from Ontologies: A Model-based Approach // 17th IEEE International Conference on Tools with Artificial Intelligence (ICTAI'05), Hong Kong China. 2005. P.254-259.
  • Бубарева О.А., Вайцель Н.С. Подход к проектированию пользовательского интерфейса в системах реального времени на базе онтологий // Южно-сибирский научный вестник. 2018. С.82-86.
  • Алфимцев А.Н., Локтев Д.А., Локтев А.А. Разработка пользовательского интерфейса комплексной системы видеомониторинга // Информационные системы и логистика в строительстве. 2012. С.242-251.
  • Abdelkrim Chebieb, Yamine Ait-Ameur. A formal model for plastic human computer interfaces // Frontiers of Computer Science, Springer Verlag, 2018, 12 (2). P.351-375. DOI:10.1007/s11704-016-5460-3.
  • Грибова В.В., Федорищев Л.А. Адаптивный генератор WIMP-интерфейса редакторов базы знаний на основе онтологии // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. №49. С. 110-119.
  • Грибова В.В., Федорищев Л.А. Онтологический подход к генерации адаптивных WIMP-интерфейсов редакторов баз знаний // В сборнике: Шестнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018. Труды конференции: в 2-х томах. 2018. С.19-26.
  • Грибова В.В., Клещев А.С., Москаленко Ф.М., Тимченко В.А. Двухуровневая модель сложноструктурированных информационных единиц, соответствующая метафоре анкетирования // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2015. №10. С.1-10.
  • Мейер Э.А. CSS. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство. Пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2008. 576 с.
Еще
Статья научная