Онтология коммуникации как философская проблема: методологические возможности и эвристические следствия

Автор: Назарова Вероника Сергеевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 11, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению онтологии коммуникации как философской проблемы. Будучи изначально предметом рассмотрения исключительно социологических теорий, коммуникация как важнейшая сфера человеческого бытия изучалась как конструкция объективной реальности. Однако как философское понятие коммуникация имеет более широкий и глубокий системообразующий потенциал. Через концепт жизненного мира это понятие приобретает значимое место в концепции конвенционализма К. Поппера и теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Особую эвристическую значимость коммуникация играет в экзистенциальной философии К. Ясперса. Условия, при которых происходит коммуникация, во многом определяются наличием свободы как трансцендентного понятия, которое реализуется отчасти в государственно-правовой сфере жизненного мира человека. Только в условиях свободного общественного развития с одной стороны и наличия развитых институтов публичной сферы, экзистенциональной особенности самого человека - с другой возможна коммуникация, в которой формируется рациональное знание.

Еще

Коммуникация, онтология, конвенционализм, социальный конструктивизм, коммуникативное действие, экзистенциальная философия, "сознание вообще", свобода, формальное равенство

Короткий адрес: https://sciup.org/149133712

IDR: 149133712   |   DOI: 10.24158/fik.2018.11.9

Список литературы Онтология коммуникации как философская проблема: методологические возможности и эвристические следствия

  • Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / пер. В.И. Иванова // Thesis. 1993. Т. 1, вып. 2. С. 123-136.
  • Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003. 416 с.
  • Popper K. Epistemology without a Knowing Subject // Popper K. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. N. Y.; Oxford, 1979. Ch. 3. 395 p.
  • Поппер К. Эпистемология без субъекта знания // Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002. С. 108-152.
  • Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества. М., 2016. 342 с.
  • Аверинцев С.С. К. Ясперс // Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М., 1963.
  • Jaspers K. Philosophie. Bd. I. Philosophische Weltorientierung. Göttingen; Heidelberg, 1956.
  • Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М., 2012. 384 с.
  • Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. М., 2012. 296 с.
Статья научная