Оперативно-розыскное мероприятие «отождествление личности» как эффективный инструмент борьбы с наркопреступностью

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены некоторые правовые, организационные, тактические особенности оперативно-розыскного мероприятия «отождествление личности», проводимого в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Исследованы наиболее распространенные формы организации и проведения рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия в современных условиях с учетом развития информационно-коммуникационных технологий и цифровизации преступной среды. Приведено разграничение особенностей отождествления личности в публичном и приватном пространстве. Представлен краткий сравнительный анализ аспектов непосредственного и опосредованного (виртуального) отождествления личности. Предложены некоторые меры совершенствования рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия, которые, по мнению автора, могут способствовать повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Еще

Отождествление личности, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, незаконный оборот наркотиков

Короткий адрес: https://sciup.org/140313373

IDR: 140313373   |   УДК: 34

Текст научной статьи Оперативно-розыскное мероприятие «отождествление личности» как эффективный инструмент борьбы с наркопреступностью

Внастоящее время организация и тактика проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) во многом имеет общий характер и зачастую не способна полноценно удовлетворять су- ществующие запросы сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел (далее – ОВД) для достижения частных целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД).

В связи с этим совершенствование оперативно-розыскных методик организации и проведения конкретных ОРМ является актуальной задачей для теории и практики ОРД ОВД и, безусловно, должно способствовать повышению эффективности оперативно-розыскных мер борьбы с наркопреступностью.

В качестве одного из таких ОРМ, применительно к противодействию наркопреступности, выступает «отождествление личности», поскольку непосредственный визуальный контакт покупателя и продавца наркотиков влечет за собой запечатление в мысленных образах как первого, так и второго их внешних отличительных особенностей. Поэтому путем проведения данного ОРМ при участии в нем установленных покупателей наркотиков у конкретного наркосбытчика возможно установление личности последнего, в том числе и с использованием имеющихся оперативных фото- и видеоучетов.

Наиболее эффективным отождествление личности является при выявлении и установлении членов организованных групп и преступных сообществ, действующих в сфере наркорынка.

При организации и проведении данного ОРМ по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, следует принимать во внимание не только общефизические (пол, возраст, телосложение) и анатомические (черты лица, формы частей тела, волосы и т.д.) идентификационные признаки искомого объекта. В силу специфики наркопреступлений в обязательном порядке следует учитывать функциональные (динамические) признаки отождествляемого лица (осанка, жестикуляция, мимика, походка и т.д.), поскольку именно они являются наиболее отличительными для молодежной среды и наркопотребителей.

Также необходимо обращать внимание на так называемые сопутствующие признаки и элементы (предметы одежды, ручная кладь иные предметы личного пользования и др.), которые могут в полной мере способствовать своевременному отождествлению личности объекта оперативной заинтересованности и установлению факта его пребывания в конкретном месте в конкретное время [6, с. 112]. Это является необходимым в процессе сбора оперативно значимой информации о деятельности «закладчиков» интернет-магазинов при незаконном сбыте наркотических средств бесконтактным способом в целях последующего использования полученных данных в доказывании по уголовным делам.

Отождествление личности проводится в публичном и приватном пространстве. Сущность рассматриваемого ОРМ заключается в предварительном оперативном поиске и последующем сравнительном сопоставлении (отождествлении) вновь обнаруженных идентификационных признаков с ранее установленными другими такими же признаками, выраженными в иной форме.

При проведении отождествления личности в публичном пространстве, как правило, используются социальные сети и различные видеохостинги («ВКонтакте», «Twitter», «Facebook», «Instagram», «Telegram», «YouTube», «RuTube»и др.), к которым любой пользователь виртуального пространства имеет свободный и беспрепятственный доступ. Также используются общедоступные он-лайн-сервисы отождествления лиц по фото- и видеоизображениям, предусматривающие загрузку на веб-странице или в программе соответствующего сервиса фотоизображения интересующего лица, после чего активируется поиск и происходит отождествление этого лица по фотоизображениям, размещенным в открытом доступе в сети Интернет. По результатам отождествления в распоряжение оперативного сотрудника попадают фотоизображения объекта, представляющего оперативный интерес, со ссылками на аккаунты в социальных сетях [2, с. 10].

Проведение рассматриваемого вида ОРМ в публичном пространстве возможно любым оперативным сотрудником самостоятельно при использовании компьютера с доступом в Интернет и при наличии необходимого программного обеспечения и сервисов. Отождествление личности в приватном (частном) пространстве требует привлечения соответствующих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, а также сил и средств подразделений специальных технических мероприятий ОВД [подр.: 5, с. 158].

Ситуации, возникающие при проведении ОРМ «отождествление личности», могут быть разделены на первоначальные, промежуточные и заключительные. Под первоначальной ситуацией рассматриваемого ОРМ следует понимать такую ситуацию, которая складывается на момент получения в ходе поисковой деятельности оперативной информации, создающей предпосылки проведения отождествления личности. Под промежуточной необходимо понимать такую ситуацию, которая складывается в результате воздействия оперативного сотрудника на первоначальную ситуацию уже в процессе непосредственного проведения самого ОРМ. Конечная ситуация – это та, которая складывается на момент завершения мероприятия.

В любой из вышеперечисленных ситуаций, возникающих при отождествлении личности, целесообразно выделять три этапа действий, направленных на ее оптимальное разрешение:

– подготовительный этап включает в себя фиксацию идентификационных признаков лица, подлежащего отождествлению (применение тактических приемов, обеспечивающих полное и объективное документальное закрепление признаков отождествляемого объекта);

– рабочий этап представляет собой совокупность действий, непосредственно направленных на обнаружение и отождествление лица, представляющего оперативный интерес (конкретные способы обнаружения и отождествления интересующего лица в той или иной ситуации);

– заключительный этап предусматривает подготовку документов, отражающих ход и результаты проведенного ОРМ.

Отличительной особенностью содержания ОРМ «отождествление личности» является то, что источником идентификационной информации выступает физическое лицо, в мысленных образах которого сформировались сведения об объекте оперативной заинтересованности, такие как признаки внешно- сти, голоса, речи лица, которые необходимо отождествить. Идентификационная информация в данном случае представлена в виде мысленных (памятных) образов (идеалов).

С учетом того что образы, запечатленные в памяти человека, с течением времени подвержены утрачиванию, отождествление личности зачастую носит безотлагательный характер, особенно при выявлении и установлении наркопреступников.

В таких случаях оперативными сотрудниками оценивается способность лица достоверно описать и отождествить искомый объект, а также фиксируется мысленный образ, сохранившийся в его памяти. Для оценки способности человека распознать искомый образ в первую очередь осуществляется сбор сведений о личности потенциального опознающего и об обстоятельствах восприятия (наблюдения) им объекта поиска.

Выяснению подлежат следующие сведения:

– психическое состояние отождествляющего лица, наличие у него эмоциональных переживаний в момент контакта с объектом оперативной заинтересованности и в настоящее время;

– его физическое состояние для восприятия окружающей действительности;

– длительность и мотивация восприятия объекта поиска;

– погодные условия, освещение, при которых отождествляющее лицо воспринимало отождествляемый объект;

– самооценка гражданином способности достоверно отождествить искомый объект;

– наличие других факторов объективного и субъективного характера, оказывающих влияние на формирование, сохранение, воспроизведение мысленного образа.

Изложенные обстоятельства выясняются путем опроса лица, запомнившего приметы объекта оперативной заинтересованности, и изучения документов, относящихся к исследуемому событию. На основании анализа полученных сведений оперативным сотрудником оценивается способность одного лица достоверно описать и отождествить другое лицо и принимается решение о дальнейшем проведении ОРМ. Игнорирование предвари- тельного опроса отождествляющего лица является тактически неправильным, так как увеличивает риск возможных ошибок, связанных с заведомо ложным отождествлением или добросовестным заблуждением последнего.

Следующим шагом является фиксация мысленного образа объекта поиска, которая позволяет получить информацию о признаках внешности искомого объекта и проводить в дальнейшем опосредованное отождествление личности.

В ОРД применяются несколько способов фиксации мысленного образа:

– составление словесного портрета, который представляет собой упорядоченное описание внешности человека с помощью специальных терминов (могут быть описаны признаки голоса и речи человека, особенности тембра, интонации, эмоциональное состояние и т.д.);

– составление субъективного портрета, то есть изготовление изображения лица либо лица и фигуры человека на основе представлений очевидца о его внешнем облике (субъективный портрет может быть представлен в виде рисованного и композиционного портрета (включая фоторобот) и их вариаций) [1, с. 213].

Для фиксации мысленного образа внешности человека целесообразно привлечение в качестве специалистов лиц, обладающих специальными познаниями в области анатомии, антропологии и изобразительного искусства. Для корректного описания примет голоса и речи могут привлекаться в качестве специалистов лица, обладающие специальными познаниями в области лингвистики и акустики.

Поиск лица в местах его вероятного появления может проводиться в нескольких формах:

– посещение отдельных мест, где согласно имеющейся оперативной информации могут находиться объекты поиска;

– замаскированное размещение сотрудников оперативных подразделений в месте возможного появления объекта поиска;

– осуществление оперативного поиска в условиях отсутствия информации о местонахождении искомого объекта.

Также наиболее распространенной является такая форма отождествления личности, когда определенным лицам (очевидцам тех или иных событий) для непроцессуального (оперативно-розыскного) опознания предъявляются имеющиеся изображения (фото-, видеоизображения, композиционные портреты) объектов, представляющих оперативный интерес.

В рассматриваемой ситуации источником идентификационной информации о лице оперативной заинтересованности выступает видео-, фотоизображение. Наиболее часто такая ситуация встречается при выявлении и раскрытии наркопреступлений, совершенных в общественных местах, где осуществляется видеонаблюдение.

Если в ходе оперативной работы были получены записи с камер видеонаблюдения, расположенных в районе совершения преступления, на которых имеется изображение лиц, схожих по приметам с разыскиваемым, это изображение предъявляется для установления тождества гражданину, запомнившему приметы объекта поиска.

Другим способом отождествления личности является поиск объекта оперативной заинтересованности по его внешним идентификационным признакам путем использования соответствующих оперативных и криминалистических учетов. Может применяться информационный поиск лиц в банках данных системы биометрической информации информационной системы оперативно-розыскной информации ОВД [8, с. 157].

Для использования при отождествлении личности оперативным сотрудником осуществляется копирование и подготовка фото-, видеоизображений. Типичной ошибкой в данном случае является то, что копирование изображений нередко осуществляется путем его видеофиксации на мобильное устройство с экрана монитора компьютера, на котором было воспроизведено изображение. Однако в результате такого копирования происходит существенная потеря качества получаемого изображения и, как следствие, снижается результативность установления тождества объектов.

Наиболее целесообразным способом получения сведений в таких случаях будет являться копирование файлов на цифровой носитель информации (USB-накопитель, СD-диск). Качество изображения таким образом останется неизменным [7, с. 136].

Для оцифровки «бумажных» фотографий лиц оперативной заинтересованности наиболее продуктивным является использование сканера. В процессе подготовки может осуществляться постобработка цифровых изображений объекта поиска для повышения уровня их детализации. В ходе постобработки оптимизируются контраст, яркость, резкость, цветовой баланс и другие параметры изображения.

Следует отметить, что подобная форма рассматриваемого ОРМ не может исключать дальнейшее проведение следственного действия «предъявление для опознания», поскольку данный вид ОРМ предусмотрен действующим оперативно-розыскным законодательством. Кроме того, согласно правовой позиции судов проведение ОРМ «отождествление личности» с участием потерпевшего или очевидца в роли опознающего как первичной меры для установления лица, причастного к преступлению, по «горячим следам» не подменяет собой следственного действия «предъявление для опознания» и не влечет за собой запрет на его производство1. Подобной точки зрения также придерживаются ряд представителей научной общественности [3, с. 184; 4, с. 72; 9, с. 84].

По результатам отождествления личности составляется один или несколько следующих документов: рапорт, справка, объяснение лиц, которые участвовали в отождествлении личности (опознающие, опознаваемые и другие участники мероприятия), справка с приложением фото- и видеодокументов отождествления личности на цифровых носителях информации, сообщение от граждан, оказы- вающих негласное содействие оперативным подразделениям, о выполнении ими поручения (задания) о поиске и (или) отождествлении лица по его признакам.

Не менее распространенной формой исследуемого ОРМ является отождествление личности посредством поиска лица по его изображению в социальных сетях и (или) интернет-пространстве. Этот способ реализуется посредством использования общедоступных онлайн-сервисов поиска лиц по фотоизображениям, опубликованным в социальных сетях. Примером такого онлайн-сер-виса является FindСlоnе2. На веб-странице либо посредством компьютерной программы соответствующего идентификационно-поискового сервиса осуществляется загрузка фотоизображения лица оперативной заинтересованности. Инициируется поиск лица, отображенного на загруженной фотографии, по результатам которого выводятся изображения идентифицированных лиц с гиперссылками на веб-страницы социальных сетей, на которых размещены найденные изображения. Изучаются веб-страницы, на которых размещены фотоизображения идентифицированных лиц, с целью обнаружения информации, способствующей установлению их личностей.

Полагаем, что организационные, правовые и тактические особенности ОРМ «отождествление личности», применяемые в борьбе с наркопреступностью, с учетом новых способов и механизмов совершения преступлений рассматриваемой категории нуждаются в постоянном совершенствовании. Некоторые их таких особенностей мы попытались привести в статье. Считаем, что рассмотренные и предложенные нами меры в определенной степени могут способствовать повышению эффективности ОРД в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.