Описание изученных Сулеймановым древних материальных источников на памятнике Еркурган
Автор: Махмудова Азизахон Носировна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 6 т.8, 2022 года.
Бесплатный доступ
Известно, что в становлении и развитии археологической науки в Узбекистане неоценима роль Р. Х. Сулейманова среди узбекских ученых, выросших в этой области. Исследования ученого отличаются своей комплексностью. В статье рассказывается о древнем памятнике Эркурган и его описании, изученном в исследованиях известного узбекского археолога Р. Х. Сулейманова.
Археология, цивилизация, эркурган, нахшаб, раскопка
Короткий адрес: https://sciup.org/14124441
IDR: 14124441 | DOI: 10.33619/2414-2948/79/85
Текст научной статьи Описание изученных Сулеймановым древних материальных источников на памятнике Еркурган
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 930.2
Археологические источники относятся к Эркургану в III-II веках до н.э.подтверждает, что город развивался. В этот период в оазисе начало зарождаться искусство коропластики, изменилась форма керамики, в 50-х годах были созданы уникальные терракотовые росписи и орнаменты. К этому периоду относится и этрусская гемма-инталия V-IV вв. до н.э. с изображением Зевса, бога-громовержца, открытого учеными. Бородатое обнаженное существо изображено с левой рукой, держащей спутника Зевса, орла, когда он приземляется [1].
Особого внимания заслуживают культурные связи жителей этого древнего города. Его архитектурные и художественные памятники свидетельствуют о том, что древние культуры развивались бок о бок на обширных территориях от этрусков и греков на западе до Индии и Сибири на востоке. Находки Эркургана подтвердили сообщения письменных источников о том, что согдийцы имели обширные торговые и дипломатические контакты. Сохранившаяся как один из первых архитектурных памятников города, дахма, служившая усыпальницей зороастрийцев, была построена в виде двухэтажного высотного здания, а открытое пространство над ней было расчищено от костей. умерших городских дворян. Тогда священные кости хранились в специальных местах. Дахма построена на традициях древней восточной архитектуры [2].
Материал и методы исследования
Предметы прикладного искусства, в том числе древние печати - изображения, нанесенные на драгоценные камни, - свидетельствуют о широких культурных связях народа Нахшаба. На одной из таких печатей, характерной для этрусков V в. до н.э., была выбита шея Зевса в форме орла. На другом уникальном камне изображен правитель Кушан верхом на слоне.
Говоря о постройках этого периода, стоит упомянуть зороастрийскую дамму за городскими воротами. Дахма долгое время не использовалась и была покрыта кирпичом-сырцом во II веке до нашей эры. При раскопках Дахмана были найдены украшения и фрагменты глиняной посуды, датируемые II веком до нашей эры. Керамика согдийцев, относящаяся к н.э. и первым векам н.э., во многом схожа с бактрийской. Он высокого качества и приготовлен с большим мастерством. Древнее искусство согдийского периода, в том числе Средней Азии, находилось под влиянием двух разных стилей - пятидесятых годов и местного стиля. Они восходят к гербам древнего Востока и кочевой скифо-сакской художественной культуре. Со временем изобразительное искусство утрачивает свою оригинальность и подлинность эллинистического периода. Признаки условных спаек в ней нарастают. Освещение и фантазия изменятся. Изображения женских богинь чаще встречаются как в фресках, так и в согдийских статуях [3].
Найденная в Эркургане большая коллекция керамических скульптур свидетельствует об идеале красоты древних согдийцев и богатстве согдийского пантеона. В типологических образах эркурганской коропластики III-I вв. В первом тысячелетии нашей эры изображение женщины-богини изображается в складчатом платье, завязанном высоко над талией, а ее руки типичны для статуй Нахшаба: правая рука находится под грудью, а левая рука на животе.
Этот вид одежды распространен в образах древних женщин Бактрии, Маргианы, Согдианы, которые копировали с классического греческого платья — хитона.
Во втором стилевом направлении эркурганской терракоты локализованные богини-женщины изображены с растопыренными пальцами, подложенными под грудь. Широкая рубашка состоит из веерообразных деталей, которые представляют собой складки рубашки. Эта кочевая юбка — удобный предмет одежды для верховой езды. Образ платья, расширяющегося книзу в виде колокольчиков с продольными складками, характерен для пустынных каменных памятников, а также терракотовых изваяний Сурх-Котала и Шотерака, Саксонохура, Холчайона, Дальварзинтепа, Мирзакултепа.
Особого внимания заслуживают четыре красных цветочных пятна на пирамиде Эркургана, украшающие образ загадочной улыбающейся богини III периода строительства. Подобным цветком украшено и лицо богини, найденной в пирамиде Дилбарджин на севере Афганистана. Со времен Кушана такими пятнами украшали лица индийских божеств. Однако таинственная богиня-женщина, найденная в мавзолее, принадлежащем меломикенской культуре, созданном до 2000 года, до богини в Эркургане, и цветкообразные половинки женщин этрусского искусства повторяют эркурганскую копию. Украшание образа высоких фигур такими футлярами является для специалистов остатками культурных связей между древними народами, издревле рассеявшимися от Средней Азии до Европы [4].
При раскопках в Эркургане были обнаружены фрагменты женского божества, одного из важнейших объектов городской пирамиды, которая датируется III-VI веками. При реконструкции и перестройке пирамиды глиняные и расписные статуи богов были разбиты на деревянные раковины, заштукатурены под стенами и полом, а на главный алтарь храма поставлены новые статуи. До нас дошли фрагменты трех из этих божеств, изготовленные в разное время. Эта пирамида была построена в честь богини. В III-VI веках он был покровителем этого города и всего Каршинского оазиса. Изображение Силена и лягушки, сделанное из агата, вместе с фрагментами статуй богов из храма Ихрама, отлитых из смеси свинца, в форме змеи, найдено несколько парчовых зеркал и подвесок из золота в виде ежиков. Лягушка связана с Силеном и водной стихией, одним из персонажей греческой мифологии [5].
Статуэтки отличаются прямотой. В самаркандской и бактрийской терракотах мы видим толстые одежды азиатского стиля, украшенные разнообразными фигурами, представляющими собой драгоценные украшения. Их прототипы найдены в гробницах близ Тиллатепы и Шибергана. Скульптура не типична для стиля месопотамской школы. Предметы женских изображений также редки. Наиболее впечатляющие скульптуры древних III-IV веков демонстрируют влияние школы Гандхара. Позже статуи начинают приобретать более условный характер, детали обобщаются. В выражении формы внешнего движения все большее внимание уделяется внутреннему миру статуй [6].
Результаты и обсуждение
При археологических раскопках в гончарном районе Эркургана в слое пепла была обнаружена форма с собачьей головой. По мнению специалистов, эта форма, датируемая VVI веками, использовалась при изготовлении туморов в форме собачьей головы. Находка указывает на то, что в античной мифологии собака признавалась существом, оберегающим от злых сил.
Древние греки считали некоторых животных священными. Одной из них была овца, которая, согласно мифологии орлов, считалась символом благословения и удачи. Поэтому держать дома амулеты и статуэтки в виде этого животного считалось признаком доброты. Неудивительно, что найденная в Эркургане статуя овцы с лентой на шее также была изготовлена с этой целью. Общеизвестно, что традиция считать овцу благом для семьи сохранилась у жителей Кашкадарьи и по сей день.
Археологические находки из Эркургана включают статуи верблюдов. Это не только обычный народный промысел, но и мифологический символ, воплощающий благородные представления наших предков об удаче, победе и успехе [7].
Заслуживают внимания и статуи, изображающие богиню-мать с ребенком на руках. Они не имеют ничего общего со статуями Афродиты, пятидесятой на Ближнем Востоке, с миниатюрной фигуркой Гарпократа у ее ног. Существует также небольшая серия статуэток, которые стилистически эллиничны и варьируются от фигурок восточного типа, изображенных с крестообразной тканью, привязанной к груди. Такие статуи своим состоянием напоминают изображения индийских якшин. Статуи в чисто азиатских костюмах относительно редки. Они отличаются условностью в образном плане, хотя и сохраняют характерные для Нахшаба размеры и обстоятельства [8-11].
Археологическая находка, найденная в древнем храме в Эркургане, подтверждает, что наши предки, построившие этот памятник, тоже знали поверья, связанные с лягушкой. Это небольшая опухоль в форме лягушки, относящаяся ко второй четверти первого тысячелетия до нашей эры. На основании сходства опухоли с глиняной посудой в виде лягушки, найденной в Сополлитепе, профессор Р. Сулейманов установил, что представление о лягушке как символе небесных вод и дождя восходит к традициям земледельческой культуры бронзового века. Жители Эркургана носили амулеты в виде лягушек в ожидании наступающего года и обилия воды. Археолог Ф. Петри установил, что амулеты в виде лягушек были распространены в памятниках XXVI династии Древнего Египта.
Заключение
Вместо заключения можно сказать, что ученый Р.Х. Сулейманов изучил большое количество артефактов, найденных в памятнике Эркурган, смог доказать, что проявлял высокую культуру. Его архитектурные и художественные памятники свидетельствуют о том, что древние культуры развивались бок о бок на обширных территориях от этрусков и греков на западе до Индии и Сибири на востоке.
Авторы признательны за огромную помощь, полученную от ученых, чьи статьи цитируются и включены в ссылки на эту рукопись. Авторы также благодарны авторам/редакторам/издателям всех тех статей, журналов и книг, из которых была проанализирована и обсуждена литература для этой статьи.
Кроме того, авторы выражают благодарность руководителю Ферганского политехнического института и научному сообществу кафедры истории Узбекистана и социальных наук за помощь в проведении данной работы.
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы Описание изученных Сулеймановым древних материальных источников на памятнике Еркурган
- Вохидов Ш., Вохидова С. Рукописная книга–источник духовности и знания // Анвори илм тафаккури таърих. 2022. №1. С. 44.
- Сулейманов Р. Х. Дахма Еркургана // ОНУ. 1989. №11. С. 41-45.
- Нефедов Н. Ю. Культово-мемориальное сооружение Еркургана II-IV вв // Археологические работы на новостройках Узбекистана. Ташкент. 1990. С. 118-126.
- Сулаймонов Р. Ч. Узоры — секреты забытой цивилизации. Ташкент: Духовность, 2004. С. 27-31.
- Шевяков А. И. Образ лягушки в верованиях народов Евро Азии. Ташкент, 1995.
- Сарианиди В. И. Храм и некрополь Тильятепе. М.: Наука. 1989.
- Юлдашева М. Б. Возрождение духовно-нравственного наследия Узбекистана // Педагогический потенциал современных технологий социально-культурной деятельности. 2017. С. 141-145.
- Джораев М. Священные животные Эркургана // Наука и жизнь. 2006. №5-6. С. 10.
- Носировна М. А. Роль Сулейманова Рустама Хамидовича в изучении градостроительства древнего периода Узбекистана // Проблемы современной науки и образования. 2019. №12-2 (145). С. 85-87.
- Махмудова А. Н. Вопросы истории мировой цивилизации в научных исследованиях Р. Х. Сулейманова // Австрийский журнал гуманитарных и социальных наук. 2021. №1-2. С. 20-24.
- Махмудова А. Н. Человек, преданный науке // Молодой ученый. 2020. №9. С. 130-132.