Оправдание у Лютера
Автор: Пименов Сергей Сергеевич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 4 (93), 2020 года.
Бесплатный доступ
Данный текст посвящен критическому рассмотрению доктрины оправдания у родоначальника протестантизма Мартина Лютера. После рассмотрения схоластического понимания оправдания автор фиксирует проблемные положения, на которые будет устремлено критическое внимание Лютера (благодать как habitus infuses, множественность видов благодати, оправдание как совместное действие Бога и человека). Открытый Лютером новый смысл «праведности Бога» становится для реформаторов герменевтическим принципом, меняющим образ Бога. Отличие Лютера в том, что он фиксирует два вида праведности Бога. В Ветхом Завете это - праведность осуждающая. В Новом Завете - милости и благодати. Основанием праведности человека для Лютера является вера. Различие в понимании веры было одновременно и различием в понимании Божественной благодати, которую Лютер воспринимает как благосклонность Бога, не меняющую природные способности человека. Вера спасает, потому что она есть реальное соединение со Христом. Признание Лютером одномоментности оправдания ставит вопросы о возможности постепенного возрастания человека в Боге, что в дальнейшем в протестантизме привело к разделению на оправдание и освящение, где последнее понято как деятельность в мире уже оправданного человека. Спасение верой ставило вопрос о статусе добрых дел. Делание добрых дел является необходимым следствием, но не причиной оправдания. Учение Лютера об оправдании вело к подрыву католической экклесиологии и к разрыву между католиками и протестантами.
Мартин лютер, оправдание, праведность бога, праведность человека, иисус христос, спасение, закон и евангелие, вера, освящение, радостный обмен, добрые дела, реформация
Короткий адрес: https://sciup.org/140250800
IDR: 140250800 | DOI: 10.47132/1814-5574_2020_4_35
Список литературы Оправдание у Лютера
- Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 290-545.
- Лютер М. Лекции по "Посланию к Римлянам". Duncanville; Минск, 1996.
- Лютер М. Лекции по "Посланию к Галатам". Duncanville, Минск, 1997.
- Лютер М. 95 тезисов // 95 тезисов. СПб., 2002. С. 3-16.
- Лютер М. О свободе христианина // 95 тезисов. СПб., 2002. С. 87-107.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. I. Часть первая. Вопросы 1-64. М., 2006.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. IV. Первая часть Второй части. Вопросы 68-114. М., 2012.
- Хемниц М. Исследование Тридентского собора. Ч. 1. Duncanville, 2005.
- Luther M. Luther's Works. In 55 vols. Philadelphia; Saint Louis, 1955-1986.
- Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. In 73 vols. Weimar, 1883-2009.
- Luther M. Werke. Kritische Gesamtausgabe. Tischreden. In 6 vols. Weimar, 1912-1921.
- Bayer O. Living by Faith: Justification and Sanctification. Michigan; Cambridge, 2003.
- Bray G. Late-Medieval Theology // Reformation Theology: A Systematic Summary / Ed. by M. Barrett. Wheaton, 2017. P. 68-93.
- Ebeling G. Luther: An Introduction to His Thought. Philadelphia, 1970.
- Hamm B. The Early Luther: Stages in a Reformation Reorientation. Michigan; Cambridge, 2014.
- Iwand H. The Righteousness of Faith According to Luther. Eugene, 2008.
- Jungel E. Justification: The Heart of Christian Faith. Edinburg; New York, 2001.
- Kolb R. Luther on the Two Kind of Righteousness // Harvesting Martin Luther's Reflection on Theology, Ethics and the Church / Ed. by T. Wengert. Minneapolis, 2017. P. 38-55.
- Kolb R., Arand C. The Genius of Luther's Theology: A Wittenberg Way of Thinking for the Contemporary Church. Michigan, 2008.
- Lohse B. Martin Luther's Theology: It's Historical and Systematic Development. Minneapolis, 2006.
- Mannermaa T. Der im Glauben gegenwärtige Christus: Rechtfertigung und Vergottung. Zum ökumenischen Dialog. Hannover, 1989.
- Mattes M. Luther on Justification as Forensic and Effective // The Oxford Handbook of Martin Luther's Theology / R. Kolb, I. Dingel, L. Batka (eds.). Oxford, 2014. P. 264-273.
- McGrath A. Iustitia Dei: A History of Christian Doctrine of Justification. Cambridge, 2005.
- Oberman H. The Harvest of Medieval theology: Gabriel Biel and Late Medieval Nominalism. Cambridge, 1963.