Опыт реализации патриотического воспитания в 1920-1930-е гг.: на материалах Бурят-Монгольской АССР
Автор: Шойдонова Алтына Мункожаргаловна, Цыренов Саян Данзанович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 2, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросу реализации патриотического воспитания граждан в период культурной революции 1920-1930-х гг. Советское общество находилось на стадии формирования консолидирующей государственной идеи и гражданского самосознания. Бурят-Монголия, являясь окраинной национальной республикой, также претворяла в жизнь проекты культурной модернизации. В республике в полной мере воплотились принципы в вопросе политического, нравственного и общественного воспитания. В качестве основных инструментов использовались общественные организации детей и молодежи, средства массовой информации, кинематограф и другие сферы культуры.
Патриотическое воспитание, культурная модернизация, национальная республика, гражданская идентичность, идеология
Короткий адрес: https://sciup.org/170193714
IDR: 170193714
Текст научной статьи Опыт реализации патриотического воспитания в 1920-1930-е гг.: на материалах Бурят-Монгольской АССР
Вопрос реализации патриотического воспитания населения в период советской эпохи в условиях современности представляется интересным для изучения и исследования. С 2001 г. в стране планомерно реализуются государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», с 2003 г. действует Концепция патриотического воспитания граждан РФ, а с 2021 г. осуществляется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». Это отражает новый виток формирования государственной политики в этом направлении. Продолжается поиск новых форм и методов работы, в т.ч. с использованием информационных, интерактивных и дистанционных технологий. В то же время происходит обращение к эффективным практикам общественно-политической работы. В качестве успешного примера можно привести работу организаций октябрят, пионеров и комсомольцев. В рамках деятельности этих организаций удавалось объединить школьников и молодежь и осуществить их масштабный охват патриотическими мероприятиями. Таким образом, не случайным является тот факт, что с 2016 г. происходит оформление объединений «Юнармия» и «Российское движение школьников», а с 2021 г. – создание Ассоциации студенческих клубов «Я горжусь». Основные задачи организаций-предшественниц и действующих движений заключаются в консолидации подрастающего поколения, формировании гражданского самосознания и уважения к страницам отечественной истории.
Реализация патриотического воспитания современного российского общества представляется важнейшей национальной задачей. В целях дальнейшего развития этой системы и формирования адекватных ответов на вызовы необходимо обращение к советскому прошлому, в особенности ко времени культурной революции 1920–1930-х гг., когда система политико-просветительского и патриотического воспитания только начала свое оформление.
Советская Россия нуждалась в формировании консолидирующего фактора, обеспечивающего целостность территориальных границ и единство многонационального общества. Успешное социально-экономическое и культурное строительство было возможным только при наличии патриотических чувств и гордости за достижения социалистического общества. Руководство страны в полной мере осознавало необходимость формирования консолидированного общества, преданного коммунистическим взглядам и представлениям. На самом высоком уровне утверждалось, что патриотизм является частью государственной идеологии и политики [Ленин 1963: 190]. Каждый съезд ВКП(б) подчеркивал необходимость организации патриотического воспитания подрастающего поколения [Ковалева, Швед, Шапранова 2016: 136]. В речи И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б) говорилось о необходимости консолидации перед лицом возможной агрессии со стороны западноевропейских держав1. В дальнейшем эта речь стала спусковым крючком реализации мероприятий по допризывной подготовке, усиления работы средств массовой информации и формирования нового отношения к героическим страницам отечественной истории. Главными инструментами патриотического воспитания выступали государственные и общественные организации, средства массовой информации, литературные произведения, кинематограф. Распространение единой идеологической концепции и методов патриотического воспитания осуществлялось на территории всей страны, в т.ч. и на национальных окраинах.
В 1923 г. было провозглашено создание Бурят-Монгольской АССР со столицей в г. Верхнеудинске. Бурят-Монголия представляла собой национальную окраину и являлась аграрной республикой. Показательны данные, свидетельствующие об общей грамотности населения региона: в 1923 г. доля грамотного населения составляла всего 21,7%, а в 1933 г. – 77,7%2. Образованное население концентрировалось в крупных населенных пунктах, особенно в Верхнеудинске и Троицкосавске. В сельской местности грамотные люди были буквально наперечет. В связи с этим первоначальной задачей стала организация народного просвещения и создание сети культурно-просветительских учреждений. Так, к 1925 г. были созданы около 1 000 организаций, в т.ч. 116 изб-читален, 16 клубов, 228 красных уголков, 306 ликпунктов, 216 хотон-ных школ, 6 кинопередвижек, 75 библиотек и т.д.1 В рамках статьи мы попытаемся раскрыть функционал и основные задачи этих учреждений.
Организация школьной сети имела важнейшее значение для воспитания подрастающего поколения. Особое место в школьном курсе принадлежало учебной дисциплине «история». В 1920-е гг. историческое образование подрастающего поколения носило схематичный и обобщенный характер. В это время только формировались основные принципы изложения исторических событий в соответствии с марксистско-ленинской теорией. С 1921 по 1932 г. в школы массово поступал первый советский учебник по истории «Русская история в самом сжатом очерке», автором которого был М.Н. Покровский.
В период 1930-х гг. произошло значительное изменение в этом вопросе. Курс «Истории Отечества» становится обязательным в школьном обучении. В рамках обучения особое внимание уделялось революционному, декабристскому и крестьянскому движениям. Происходит переоценка внутренней и внешней политики российских правителей. Героические подвиги российской армии сохраняют свою ценность.
Значительные ресурсы были направлены на специальную подготовку учителей истории, создавались учебники по истории в соответствии с новыми концепциями. Ранее расформированные исторические факультеты вновь создаются в институтах и университетах [Константинов 1997: 228]. Так, с 1932 г. начинает свою деятельность Бурят-Монгольский агропедагогический институт в г. Верхнеудинске. С первых дней заработало историко-экономическое отделение и кафедра истории. Заведующим кафедрой был назначен профессор Н.И. Козьмин, а первый набор студентов составил 25 человек [Дашиева, Номогоева 2012: 13].
Бурят-Монгольское научное общество имени Доржи Банзарова проводило ряд научных исследований, в т.ч. связанных с деятельностью сосланных декабристов на территории Бурятии. В 1926 г. состоялась научно-исследовательская экспедиция в Селенгинск2. В целях увековечения памяти декабристов в 1939 г. был создан Селенгинский музей декабристов3. В 1930-е гг. организовывались встречи школьников с революционерами, героями Гражданской войны, участниками боев на р. Халхин-Гол и военнослужащими Красной армии. Подобные встречи, а также посещение музейных выставок являлись важнейшим инструментом нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Избы-читальни создавались специально для нужд сельской глубинки, в особенности там, где проживало бурятское население4. Эти учреждения были центрами политической работы с местным населением, в т.ч. и со взрослыми. Основной задачей изб-читален являлась трансляция новых форм и принципов социалистического уклада и культуры [Номогоева 2015: 80]. В функционал «избачей» – культурно-просветительских работников входили такие задачи, как организация тематических бесед и лекций, публичная читка прессы и художественной литературы, прослушивание радиопередач, пропаганда пра- вовой грамотности, обсуждение важнейших всесоюзных новостей1. Их работа находилась под строгим контролем местных органов власти и надзора.
Особое внимание уделялось работе сельских корреспондентов. В клубах и красных уголках они освещали актуальные общественно-политические события и формировали патриотическое сознание. Селькоры готовили стенгазеты, содержание которых должно было соответствовать официальной государственной идеологии. Их работа подвергалась контролю и цензуре как со стороны надзорных органов, так и широкой общественности. На страницах газеты «Бурят-Монгольская правда» изобличалась некачественная работа сельских корреспондентов – слабое освещение марксистско-ленинской теории2.
Для широкой аудитории стали доступными печатные средства массовой информации. Газеты и журналы стали важными инструментами патриотического воспитания и идеологической подготовки населения. Самой доступной газетой была «Бурят-Монгольская правда»3. Многочисленных читателей имели газеты центральная «Правда», «Восточно-Сибирская правда», журналы «Под знаменем марксизма», «Большевик»4, профессиональные газеты – «Штурм» для железнодорожных рабочих и «Аврал» для работников водного транспорта5. Для пионеров выпускались газеты «Внучата Ленина» и «Ленинец Бурятии» [Ильина 2021: 31-32].
Новые реалии времени ознаменовались значительным влиянием кинематографа на умы граждан. В 1926 г. в Верхнеудинске действовали кинотеатры «Арс» и «Эрдэм», которые стали центром культурной жизни городского населения. В 1937 г. был образован Комитет по кинематографии при Совнаркоме БМАССР6. Для сельских районов создавались передвижные кинотеатры.
Для охвата не только юной, но и взрослой аудитории формировались специальные агитаторские группы. Благодаря их инициативе в селе и городе проводились специальные обсуждения, организовывались «живые журналы» и вечера. Проведение подобных мероприятий стало важной частью новой советской действительности и положительно сказывалось на формировании гражданского общества и сознания.
Таким образом, созданная в республике культурно-просветительская сеть не только стала действенным инструментом борьбы с общей неграмотностью, но и решала дополнительные задачи, в т.ч. такие, как воспитание населения в духе социалистической идеологии.
Первый секретарь Бурят-Монгольского областного комитета ВКП(б) М.Н. Ербанов признавал «почетной большевистской задачей» создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения советской Бурятии7. С этого времени все усилия были направлены на развитие детско-юношеских и молодежных объединений: октябрятской организации, Всесоюзной пионерской организации и Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.
Организационное оформление октябрятского движения в Бурят-Монголии осуществляется с конца 1924 г. [Балакирев 2013]. В отряды входили обучающиеся в возрасте 7–9 лет, над которыми шефствовали пионерские дружины и комсомольцы. Дети готовились к вступлению в пионерскую организацию и участвовали в общественно значимых мероприятиях патриотической направленности – митингах, маевках, тематических вечерах. Октябрятский отряд носил название «звездочка», определялись должности командира, политинформатора, библиотекаря, санитара и физкультурника.
Следующей ступенью была Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Руководство и шефство над организацией осуществлялось комсомольским движением. Создание первого пионерского отряда в Бурятии произошло 27 апреля 1923 г. Его руководителем стала инициативная Мила Славина, инструктор губкома ВЛКСМ [Балакирев 2013: 64]. Впоследствии пионерские отряды стали создаваться повсеместно во всех муниципальных пунктах республики. На пионеров возлагались задачи исполнения гражданского долга посредством участия в общественно полезных мероприятиях.
1924 г. является годом создания Бурятского обкома ВЛКСМ в Бурятии; первым секретарем комсомольской организации стал двадцатитрехлетний Н.Е. Кузьян. Николай Евгеньевич происходил из семьи рабочих, рано начал трудовую деятельность, имел опыт партийной работы. Все члены комсомола подвергались тщательной проверке семейного положения, общественных взглядов, трудовой дисциплины. Комсомольцы руководили отрядами октябрят и пионеров, работали вожатыми. Представители комсомола вели тематические занятия в школе, читали лекции о структуре и дисциплинарном уставе Красной армии, по истории КПСС, отечественной истории [Соболева 2019: 97].
Комсомольцы организовывали комплекс допризывных мероприятий молодежи и участвовали в них, что получило особую актуальность с середины 1930-х гг. Традиционными стали специальные сборы в окрестностях г. Верхнеудинска. Участникам выдавались винтовки, патроны, условные пулеметы, противогазы. Формировались отряды артиллерии, кавалерии, техсвязи, химкоманда, санитарная группа, агитавтомобиль. Во время похода проводились импровизированные тактические бои1.
Таким образом, каждый советский ребенок проходил через своеобразные ступени инициации – октябренок, пионер и комсомолец. Благодаря развитию этих детско-юношеских объединений охват патриотическим воспитанием был всеобщим.
В Бурят-Монголии еще с 1927 г. началась деятельность Союза обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР. Осоавиахим отвечал за воспитание граждан в духе советского патриотизма и организацию допризывной подготовки. В период с мая по апрель 1927 г. происходило оформление 386 первичных ячеек в Бурят-Монголии: 201 – сельская, 101 – при госучреждениях, 32 – при школах, 21 – фабрично-заводская, 19 – транспортных, 12 – военных2. К 1940 г. по различным военно-учетным специальностям были подготовлены несколько десятков тысяч человек. Были созданы 1 027 первичных организаций, 35 287 чел. стали членами общества [Гармаев 2015: 168]. В 1935 г. был организован Улан-Удэнский аэроклуб, за пять лет выпустивший 300 летчиков запаса. Аэроклуб стал точкой притяжения для городской молодежи. Среди выпускников аэроклуба – выдающиеся летчики, в т.ч. Герои Советского Союза П.Т. Харитонов и В.П. Михалев1.
1920–1930-е гг. стали временем использования целого комплекса методов патриотического воспитания. Особое внимание уделялось повышению образовательного и культурного уровня населения. Активно использовались кинематограф, радио и газеты, в которых с гордостью сообщалось о жизни простых работников, об улучшении бытовых условий в городе и на селе, научных достижениях страны. За идеологическое и нравственное воспитание подрастающего поколения отвечали пионерская и комсомольская организации. В рассматриваемый период эти организации переживали процесс становления и оформления.
В 1920–1930-х гг. в целом удалось преодолеть имевшиеся социальные и культурные противоречия. Система патриотического воспитания позволила создать консолидированное гражданское общество, основной базой которого стали патриотизм и гордость за достижения Советской России. Новые формы и методы нравственного воспитания позволили взрастить поколение самоотверженных людей, которые с достоинством прошли через все тяготы Великой Отечественной войны и с энтузиазмом принялись за послевоенное восстановление народного хозяйства.
Список литературы Опыт реализации патриотического воспитания в 1920-1930-е гг.: на материалах Бурят-Монгольской АССР
- Балакирев А.Н. 2013. Основные этапы детского движения в Бурятии (к 90-летию создания республиканской пионерской организации). - Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 7. С. 64-68.
- Гармаев В.Д. 2015. Организация допризывной подготовки на территории Бурят-Монгольской АССР (1920-1941 гг.). - Военно-политическое, экономическое и культурное сотрудничество СССР и МНР в 1920-1940-е гг.: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию создания Отдельной Бурят-Монгольской краснознаменной кавалерийской бригады. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета. С. 167-179.
- Дашиева А.Д., Номогоева В.В. 2012. По страницам истории факультета: к 80-летию исторического факультета Бурятского государственного университета (гл. ред. А.А. Буркина). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета. 148 с.
- Ильина М.В. 2021. Детские СМИ Восточной Сибири 1917-1941 г. - Материалы XIV Байкальских социально-гуманитарных чтений. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета. С. 29-34.
- Ковалева Ю.Э., Швед Д.В., Шапранова Н.Н. 2016. Система патриотического воспитания в СССР. - Учитель и время. № 11. С. 135-144.
- Константинов С.В. 1997. Дореволюционная история России в идеологии ВКП(б) 30-х гг. - Историческая наука России в ХХ веке. М.: НИЦ «Скрипторий». С. 217-243.
- Ленин В.И. 1963. Полное собрание сочинений. Т. 37. М.: Госполитиздат. 747 с.
- Номогоева В.В. 2015. Изба-читальня в первые годы советской власти (на примере Бурятии). - Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 7. С. 76-81.
- Соболева А.Н. 2019. Допризывная подготовка молодежи БМАССР в 1923-1941 гг. - Исторический журнал: научные исследования. № 5. С. 95-101.