Организации питания и продовольственного снабжения во время Великой Отечественной войны в РККА и армии Вермахта

Автор: Лаврова Ирина Анатольевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье поднимается вопрос продуктового снабжения на войне. В условиях военных действий его можно считать одним из наиболее важных. Начальный период Великой Отечественной войны потребовал срочной реорганизации всего тылового обеспечения Советской армии, в частности это касалось и продовольственного снабжения. Изменения в соответствующей службе проводились на постоянной основе. За годы войны были изданы более ста приказов Народного комиссариата обороны СССР. Автором исследуется проблема продовольственного обеспечения как Красной армии, так и вооруженных сил Германии. Приводятся нормы и перечень продуктов, положенных солдатам обеих армий. Кроме того, в работе анализируется организация питания на передовой. Статья является актуальной в свете подготовки к празднованию 75-летия Победы.

Еще

Ркка, продуктовое снабжение, система питания, полевая кухня, паек, вермахт, армия, солдат

Короткий адрес: https://sciup.org/149134761

IDR: 149134761   |   DOI: 10.24158/fik.2020.3.8

Текст научной статьи Организации питания и продовольственного снабжения во время Великой Отечественной войны в РККА и армии Вермахта

Проблема продуктового снабжения считается одной из наиболее важных для армии, особенно в условиях ведения военных действий. Великая Отечественная война потребовала срочной реорганизации тылового обеспечения Советской армии, в частности системы продовольственного снабжения. Изменения в данной службе проводились постоянно. За годы войны изданы более ста приказов Народного комиссариата обороны СССР в рассматриваемой области. Основная их масса пришлась на 1942 год, когда структура обеспечения фронта продовольствием практически полностью сложилась.

Нужно отметить, что всю войну не прекращались научные исследования, посвященные продовольственному снабжению войск в боевых условиях. В Академии тыла и снабжения в 1942– 1945 гг. в разработке находилось 60–70 тем, например «Работа тыла дивизии в условиях окружения», «Продовольственное снабжение Красной армии в военное время», «Организация питания и приготовления пищи в полевых условиях» и др. Как видим, заголовки свидетельствуют об актуальности этих трудов для своего времени [1].

В войну Советская армия вступила, руководствуясь постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1357-551сс от 15 мая 1941 г. и приказом НКО № 208 от 24 мая 1941 г. С ее началом продовольственные возможности Советского Союза резко сократились. Во-первых, значительную часть мобилизационных запасов, около 70 %, не удалось вывезти из западных областей. Во-вторых, в 1941–1942 гг. страна лишилась почти половины посевных площадей. В-третьих, на фронт была направлена большая часть трудоспособного сельского населения и техники. Все это вело к сокращению урожаев. Нормы питания в РККА пришлось пересматривать в спешном порядке, исходя из новых условий [2].

Согласно постановлению ГКО № 662 от 12 сентября 1941 г. «О нормах продовольственного снабжения Красной армии», устанавливались четыре категории продовольственного пайка [3, c. 28], формируемые в соответствии с приложениями № 1–4. По нормам первой категории следовало довольствовать красноармейцев и начальствующий состав боевых частей действующей армии, за исключением военнослужащих, довольствующихся по нормам летного пайка и нормам технического состава частей ВВС Красной армии. Вторая категория – для красноармейцев и начальствующего состава тыла действующей армии – тылов фронта, армии, дивизии и бригады. По нормам третьей категории питались красноармейцы строевых и запасных частей, не входящих в состав действующей армии. Четвертая – для красноармейцев караульных частей и тыловых учреждений, также не входящих в состав действующей армии.

Кроме того, были установлены четыре категории пайков для летно-технического состава ВВС. Существовали и госпитальный, санаторный, курсантский и сухой пайки (таблица 1). Нормы продуктов из постановления ГКО № 662 для красноармейцев на передовой были следующие: в зимнее время (с октября по март) – 900 г хлеба, в летнее (с апреля по сентябрь) – на 100 г меньше, мяса и рыбы – 150 и 100 г соответственно, крупы – 140 г, порядка 800 г овощей, в основном картофеля. Также паек включал в себя соль, сахар и махорку, в зимнее время полагалось дополнение в виде сала. Средний и высший командный составы получали так называемый дополнительный паек, но он был совсем не велик: сало или сливочное масло – 40 г, печенье – 20, рыбных консервов – 50 г, еще 25 штук папирос либо 25 г табака [4].

Таблица 1 – Пищевая ценность основных продовольственных пайков военнослужащих РККА [5]

Вид пайка

Состав, г

Калорийность, ккал

Белки

Жиры

Углеводы

Боевых частей

103

67

587

3 450

Тыла действующей армии

84

56

508

2 954

Строевых и запасных частей, не входивших в действующую армию

87

48

489

2 822

Караульных частей и тыловых учреждений

80

48

458

2 659

Летных частей действующей армии

171

125

694

4 712

Госпитальный

91

69

543

3 243

Курсантский

101

70

562

3 370

Система питания солдат фашистской армии имела некоторые отличия от таковой в РККА, в частности отсутствовала разница в нормах и питании между солдатом, офицером и генералом, они были равны для всех. Это подтверждает в книге «Утерянные победы» генерал-фельдмаршал Ф. Манштейн [6, с. 89].

Немецким солдатам был официально разрешено отнимать продукты у местного населения, что существенно пополняло их паек. Эта мера была прописана в соответствующей директиве («О военной подсудности в районе “Барбаросса”»), что подтверждает ряд архивных документов [7, c. 76].

Архивные данные о нормах питания немецких солдат не найдены исследователями, о них можно судить только по вторичным документам. По ним можно сделать выводы, что по калорийности пайки германских и советских военных были примерно одинаковы и составляли около 3 600 ккал в сутки.

В вопросе организации питания на передовой подходы были совершенно разными. Красноармеец обязательно употреблял горячую пищу дважды в день, утром до рассвета и вечером после заката, что было особенно важно в зимний период. Все продукты, кроме хлеба, советский солдат получал в горячем виде. Готовили на полевых кухнях простые, но сытные блюда: кулеш, щи, борщи, каши с мясом, тушеный картофель. Иногда продукты выдавались сухим пайком на три дня, но, как правило, после приема пищи у военнослужащего при себе съестного не оставалось. Этот момент имел ряд преимуществ: боец освобождался, во-первых, от лишней тяжести, во-вторых, от опасности пищевых отравлений. Конечно, у этой системы питания были и недостатки, например в случае перебоев с доставкой горячей пищи солдат оставался голодным.

В армии вермахта организация питания строилась по другому принципу. Существовали два варианта приема пищи: на отдыхе, в тылу (казармах), и в боевых условиях. В последнем случае солдат получал «норму питания для войны» [8, c. 93]. Завтрак состоял из куска хлеба, в лучшем случае он содержал еще и маргарин или мармелад и кружку кофе, конечно, суррогатного (желудевого), настоящий кофе в военное время был роскошью. В обед военнослужащий получал горячую пищу, чаще всего картофель, мясное блюдо. Супы на передовой в немецкой схеме обеспечения не были предусмотрены совсем, их готовили, когда солдаты были на отдыхе, горячее питание было представлено только вторыми блюдами. Ужин был скудным, как и завтрак: к хлебу добавляли кусок колбасы или сыра, иногда яйца либо сардины.

В организации доставки горячей пищи на передовую немцы тоже серьезно проигрывали СССР. Немецкая полевая кухня, поставленная на деревянные колеса, была значительно тяжелее советской. Ее максимальная скорость составляла не более 15 км/ч, что, конечно, усложняло передвижение, а проблемы в виде воронок и раскисшей российской глины в определенные моменты делали практически не возможным доставку горячего питания на передний край. Если судить по мемуарам немецких поваров, этот вопрос их не слишком волновал, за что они были «любимы» солдатами, которые вынуждены были воевать на голодный желудок [10].

Советские полевые кухни еще в 1936 г., согласно постановлению наркома обороны К.Е. Ворошилова, перешли на колеса от ГАЗ-АА на резиновом ходу. Скорость буксировки такой кухни составляла 35 км/ч, она обладала большей проходимостью, перетаскивать ее было легче, а это важный момент, ведь чем ближе подъедет кухня к передовой, тем больше шансов у солдата получить горячую еду. Если возможности подогнать кухню не было, еда в обеих армиях доставлялась подносчиками, в термосах, часто на большие расстояния и под огнем противника [11].

Как сказано ранее, согласно постановлению ГКО № 662, в Красной армии существовал и специальный госпитальный паек, он был даже больше и разнообразнее, чем на передовой. В свою очередь, паек немецкого раненого был вдвое меньше стандартного солдатского набора. Кроме того, в последние недели Сталинградской битвы фельдмаршал Ф. Паулюс дал распоряжение не выдавать продукты для раненых, этот факт отражен во многих немецких мемуарах.

К сожалению, вопросам питания советских солдат на фронтах Второй мировой войны уделено недостаточно внимания. Эта тема практический не поднимается в советской литературе. Еще меньше известно о снабжении военнослужащих вермахта. Однако каким бы мощным ни было вооружение, голодный солдат битвы не осилит. «Армия марширует на брюхе», - говорил в XVIII в. прусский король Фридрих II, а значит, обеспечение оптимального рациона на войне может рассматриваться как полноценное оружие.

Ссылки:

  • 1.    Веремеев Ю.Г. Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам. М., 2012. 204 с.

  • 2.   Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г. Питание военнослужащих в 1941–1945 гг. // Вопросы истории. 2012. № 5. C. 39–54.

  • 3.   Великая Отечественная / под общ. ред. В.А. Золотарева. М., 1993. Т. 2, ч. 2. Приказы Народного комиссара обороны

    СССР, 22 июня 1941 г. – 1942 г. / сост.: А.И. Барсуков [и др.]. М., 1997. 445 с.

  • 4.    Веремеев Ю.Г. Анатомия армии [Электронный ресурс]. URL: http://army.armor.kiev.ua (дата обращения: 28.02.2020). 5. Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г. Указ. соч. С. 41.

  • 6.    Кольга Г.И. Военная повседневность: продовольственное обеспечение красной армии и германского вермахта в ходе второй мировой войны: сравнительный анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 19 (90). С. 88–95.

  • 7.    Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии. 1933–1945 гг. / пер. с нем. А. Высоковского [и др.]. М., 2002. 798 с.

  • 8.   Кольга Г.И. Указ. соч. С. 93.

  • 9.  Веремеев Ю.Г. Анатомия …

  • 10. Веремеев Ю.Г. Солдаты …

  • 11. Веремеев Ю.Г. Анатомия …

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

Список литературы Организации питания и продовольственного снабжения во время Великой Отечественной войны в РККА и армии Вермахта

  • Веремеев Ю.Г. Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам. М., 2012. 204 с
  • Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г. Питание военнослужащих в 1941-1945 гг. // Вопросы истории. 2012. № 5. C. 39-54
  • Великая Отечественная / под общ. ред. В.А. Золотарева. М., 1993. Т. 2, ч. 2. Приказы Народного комиссара обороны СССР, 22 июня 1941 г. - 1942 г. / сост.: А.И. Барсуков [и др.]. М., 1997. 445 с
  • Веремеев Ю.Г. Анатомия армии [Электронный ресурс]. URL: http://army.armor.kiev.ua (дата обращения: 28.02.2020)
  • Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г. Питание военнослужащих в 1941-1945 гг. // Вопросы истории. 2012. № 5. С. 41.
Статья научная