Ориентализм в европейском искусстве ХVIII - начала ХХ веков

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные этапы межкультурной коммуникации Востока и Запада, анализируются причины возникновения в Европе интереса к восточным темам и мотивам. Начало статьи посвящено истории формирования терминов «Восток» и «Запад», отмечается смысловая нестабильность первого из них, поскольку в разные периоды в него включались разные страны и регионы. Автор подчеркивает, что интересу к Востоку в среде европейцев свойственна волнообразность. Если на ранних этапах Европа преимущественно контактировала с китайскими произведениями искусства, что привело к формированию в контексте рокайльной традиции стиля шинуазри, то в 1850 - 1880-е гг. ориентиром для европейских мастеров стали особенности языка японского искусства. Художественное воздействие гравюр и декоративно-прикладных изделий из Японии на западных живописцев было столь велико, что возникла необходимость рассматривать его как один из феноменов европейского художественного пространства в последней трети ХIХ в. и ввести для него специальное обозначение - японизм. Автор приходит к выводу, что межкультурные контакты Запада и Востока необходимо рассматривать в ретроспективе, благодаря чему выявляется их динамика: от восприятия Западом Востока изначально как целостной территории, которая интересна своей экзотикой, как внеевропейского мира, нуждающегося в миссионерских наставлениях, до выделения в этом регионе отдельных частей и стран (Африка, Полинезия, Китай, Япония и пр.), каждой из которых присущ определенный комплекс художественных традиций, собственный язык искусства.

Еще

Ориентализм, европейское искусство, шинуазри, японизм, импрессионизм

Короткий адрес: https://sciup.org/144162463

IDR: 144162463   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-1105-35-43

Список литературы Ориентализм в европейском искусстве ХVIII - начала ХХ веков

  • История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. 429 с.
  • Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства / Перевод с англ. А.Г. Ракина. Москва: "Языки русской культуры", 1999. 328 с.
  • Николаева Н.С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. Середина ХVI - начало ХХ века. Москва: Изобразительное искусство, 1996. 400 с.
  • Новиков А.А. Проблема идеального: традиция и новации // Э.В. Ильенков: личность и творчество. Москва: "Языки русской культуры", 1999. С. 74 - 86.
  • Поспелов Г.Г. Русское искусство начала ХХ века: Судьба и облик России. Москва: Наука, 1999. 128 с.
  • Ревалд Дж. История импрессионизма / Пер. с англ. П.В. Мелковой. Москва: Республика, 1995. 415 с.
  • Ревалд Дж. Постимпрессионизм / Вступительная статья и общая ред. М.А. Бессоновой. Москва: Республика, 1996. 463 с.
  • Успенский А. В сторону Азии // Грезы о Востоке: русский авангард и шелка Бухары: [каталог выставки]. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2009. 219 с.
  • Шервашидзе А. Индивидуализм и традиция // Золотое руно, 1906. № 3. С. 64 - 70.
  • Эйгес К. Очерки по философии музыки // Звучащие смыслы. Альманах. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 175 - 222.
Еще
Статья научная