Основатель и первый воевода Царицына князь Григорий Засекин

Автор: Г.Л. Пикус

Журнал: Учебный год.

Рубрика: ВПР и оценка качества образования

Статья в выпуске: 4 (66), 2021 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14121437

IDR: 14121437

Текст статьи Основатель и первый воевода Царицына князь Григорий Засекин

* Материалы (текст и фото) подготовлены при поддержке Фонда президентских грантов и опубликованы на сайте «Хранители истории» .

том, «кто в доме хозяин», должна была послужить крепость в устье реки Самары, куда в конце апреля – начале мая 1586 года и отправился во главе каравана судов князь Григорий Осипович Засекин.

Он знатен (род свой ведет напрямую от Рюриковичей), но небогат – от отца Григорию достались восемь разоренных деревенек на Новгородчине, да с десяток крепостных. На государевой службе с 15 лет. Отличился во время Ливонской войны, был назначен рындой – оруженосцем великого князя Симеона Бекбулатовича. За участие в успешном походе воеводы Безнина на Двину был «жалован золотой копейкою». Затем служил в сторожевом полку в Коломне, во главе передового полка отражал татарские набеги под Калугой, командовал гарнизоном в Алатыре, построил свою первую крепость – Шанчурин городок (ныне Санчурск – поселок городского типа в Кировской области).

22 мая 1586 года, в Троицын день, закладкой храма Пресвятой и Живоначальной Троицы начинается строительство Самарской крепости. А уже в конце лета – меньше чем через три месяца – город принимает стрельцов, послов и свиту крымского царевича.

Впрочем, в неслыханно коротких сроках строительства заслуги Григория Осиповича как раз таки и нет. Дело не в его организаторских талантах, а в придуманной пращурами технологии. Фокус в том, что, пока дьяки Разрядного приказа, ведавшего южными и восточными «окраинными» городами Русского царства, утрясали бюрократические вопросы с Боярской думой (а длилось это полтора-два года) чертежи будущего города в натуральную величину воплощались в здания в…

Казани. Затем постройки разбирались на бревнышки, бревна перенумеровывались и сплавлялись вниз по Волге. На месте оставалось только выловить их из воды и собрать. (Кто, вы говорите, «Лего» изобрел? Датчане? Как бы не так!).

Называлась эта технология «лесовой возкой», упомянутой, кстати, и в известной грамоте царя Федора Иоанновича об основании Царицына: « От царя и великово князя Федора Ивановича всеа Руссии на Переволоку воеводам нашим князю Григорью Осиповичу Засекину , да Роману Васильевичу Олферьеву, да Ивану Офонасьевичю Нащокину. Которые суды отпущены ис Казани на Переволоку для лесовой воски с вами, со князь Григорьем и с Иваном, и как даст бог город и острог зделаете, и вы б у себя на Переволоке оставили для тутошних посылок ис тех судов сколько пригоже… а лутчие бы естя суды отослали в Астрахань на наши обиходы астраханские… Писан на Москве лета 7097-го июля во 2 день за приписью дьяка Дружины Петелина »1.

Из текста грамоты следует, что в июле 1589 года города на Переволоке (то есть Царицына) еще не было – лишь казачьи караулы стояли на острове напротив устья реки Царицы. Дату написания грамоты – 2 июля – принято считать днем закладки Иоанно-Предтеченской церкви и начала строительства царицынской крепости.

А осенью того же года, как достоверно известно, город (тогда еще просто «Острог на переволоке») уже был возведен, укреплен и вооружен. По традиции князь Засекин становится первым его воеводой и остается в крепости на зиму.

В марте 1590 года – новое назначение. Разгорается военный конфликт между Русским царством и Швецией за утерянные в годы Ливонской войны крепости и территории. Григория Осиповича назначают полковым воеводой в походе на Нарву, Ивангород, Ям (теперь Кингисепп) и Ко-порье. Воюет князь храбро и умело (отличился при захвате одной из нарвских крепостных башен), но, видимо, при дворе его организаторские способности ценят выше воинской доблести, поскольку лето он встречает уже в верховьях Волги, где вовсю рубят заготовки для строительства новой волжской крепости – Саратова.

В начале июля 1590 года струги со стрельцами и рабочими уже разгружаются в устье впадающей в Волгу реки Гуселка. В округе неспокойно, воевода особо наставляет караульных: «Буде пешие или конные шатаца ввиду зачнут, упредить вестью в крепость не мешкая, а воров словить и сыск произвесть пыточно»2. Впрочем, на сроках строительства состояние боевой готовности не отражается – через несколько недель очередная сторожевая крепость на Волге приступает к несению службы

А князя Засекина вновь отправляют в «горячую точку» – в Дагестан, где войска шамхала (титул кумыкских правителей Дагестана) угрожают кабардинским князьям и грузинскому царю Александру I, который в 1587 году присягнул на верность Московскому государству. Архивные документы констатируют, что «со своей ратью... князья воевали и город взяли» (речь идет о городе Эндери, который по приказанию Засеки-на был сожжен дотла).

По возвращении из дагестанского похода, Григорий Осипович Засекин тяжело заболел и летом 1592 года скончался.

« Засекина неспроста считают своим отцом-основателем самарцы, саратовцы и волгоградцы. Эти три крепости на Волге были заложены Григорием Осиповичем с разницей лишь в два-три года для одной главной цели — охраны волжских торговых путей, закрепления присутствия России на восточных рубежах », – пишет известный волгоградский историк, бывший директор областного краеведческого музея Александр Материкин3.

Памятник основателю города и первому царицынскому воеводе установлен в Волгограде 4 ноября 2009 года – в День народного единства. Памятник воздвигнут в Центральном районе – на пересечении улицы Порт-Саида и проспекта им. В.И. Ленина, близ библиотеки имени М. Горького. В честь торжественного открытия монумента в небо были выпущены 50 белых голубей.

Авторы скульптурной композиции – Владимир Серяков и Сергей Щербаков – изобразили воеводу, выезжающим верхом на боевом коне на крутой волжский берег. Взгляд основателя Царицына устремлен на Волгу. Высота бронзовой фигуры вместе с гранитным постаментом – около шести с половиной метров, вес – более двух с половиной тонн.

3

Статья