Основные начала школьной медиации: правовой анализ
Автор: Купцова О.В., Челмакина А.А.
Журнал: Огарёв-online @ogarev-online
Статья в выпуске: 12 т.6, 2018 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается понятие школьной медиации и анализируются ее основные принципы: законность, справедливость, добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие, взаимоуважение и самостоятельность сторон, профессионализм, беспристрастность и независимость медиатора. Даются рекомендации по законодательному закреплению специальных требований к школьному медиатору.
Медиация, принципы медиации, профессионализм медиатора, школьная медиация
Короткий адрес: https://sciup.org/147249517
IDR: 147249517
Текст научной статьи Основные начала школьной медиации: правовой анализ
Школьная медиация – относительно новый метод, применяемый для разрешения конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.
Согласно Рекомендациям по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 18 ноября 2013 года № ВК-54/07вн) [1] (далее – Рекомендации) указанные службы должны быть созданы в целях защиты прав детей, подготовки условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Необходимость организации таких служб, как следует из Рекомендаций, во многом обусловлена отсутствием социальных лифтов, высокими асоциальными проявлениями в подростковой среде, утрачиванием семьей воспитательной функции и возложением ее на образовательные учреждения.
Медиация выступает одним из альтернативных способов разрешения конфликтов. В Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2] (далее – Закон о процедуре медиации) она определяется как «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (ст. 2) Определения школьной медиации российское законодательство не содержит.
В Рекомендациях школьная медиация определена как инновационный метод, применяемый для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
По мнению профессора Ц. А. Шамликашвили, школьная медиация есть социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса от дошкольных учреждений до высшей школы [3, с. 31]. И. С. Бубнова и А. Н. Арганова называют школьную медиацию новым подходом к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования [4, с. 91]. А. М. Дохонян рассматривает школьную медиацию как форму социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах и тяжелых жизненных ситуациях [5, с. 23]. А. К. Батырбекова отмечает, что школьная медиация востребована разными институтами, принимающими участие в воспитании и формировании личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высших образовательных учреждений, это целое мировоззрение, основанное на понимании, принятии, умении слушать и слышать другого человека [6, с. 72].
Таким образом, ученые едины во мнении о том, что школьная медиация - современный социальный институт, нацеленный на разрешение и предупреждение конфликтов на всех уровнях образования.
Отдельного закона, регулирующего школьную медиацию, в России нет, однако законодателем подразумевается распространение норм Закона о процедуре медиации в том числе и на школьную медиацию.
Исходными началами медиации выступают правовые принципы, имеющие как непосредственное легальное закрепление, так и выделяемые дополнительно в научной литературе. В статье 3 Закона о процедуре медиации перечислены принципы добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. В правовой доктрине выделяются также принципы законности и справедливости, взаимоуважения и самостоятельности сторон, профессионализма и нейтральности медиатора, ответственности [7, с. 35]. Все указанные принципы следует рассматривать и как исходные начала школьной медиации, при этом специфику приобретает, прежде всего, принцип профессионализма медиатора.
Принципы законности и справедливости являются базовыми общеправовыми началами. Применительно к процедуре школьной медиации законность предполагает строгое и неуклонное следование закону всех ее участников: медиатора, конфликтующих сторон, третьих лиц, вовлеченных в процедуру. Обязательно соблюдение Закона о процедуре медиации, а также иных нормативных правовых актов, определяющих содержание прав, свобод и обязанностей лиц, вовлеченных в процедуру медиации. Принцип справедливости, в свою очередь, требует обязательного соответствия содеянного и применяемого вследствие этого воздействия. При этом необходимо учитывать характер содеянного, личностные особенности конфликтующих сторон, мотивы их поведения.
Принцип добровольности означает, что применение процедуры медиации основывается на свободном волеизъявлении сторон – никто не может принуждаться к участию в данной процедуре. Также данный принцип раскрывается и с другой стороны – медиатор не вправе навязывать то или иное решение сторонам, а лишь согласовывает их позиции [8, с. 111].
В соответствии с принципом конфиденциальности должна быть обеспечена недоступность, закрытость всей информации, относящейся к процедуре медиации (за изъятиями, предусмотренными федеральными законами либо определенными сторонами процедуры медиации). Следует отметить, что полнота реализации принципа конфиденциальности в школьной медиации с участием медиаторов-ровесников вызывает сомнения по причине особенностей детской психики, вследствие желания подростков поделиться информацией или психологического давления со стороны сверстников.
Принцип сотрудничества и равноправия сторон предполагает, что стороны конфликта должны быть нацелены на взаимодействие и поиск обоюдно приемлемого решения, при этом ни один из основных участников не может иметь привилегированного положения – стороны равны в представлении доводов, в возможности уточнения позиции другой стороны и т. д.
Принцип беспристрастности и независимости медиатора выражается в нейтральности посредника, непредвзятом отношении к сторонам конфликта. Это требует от медиатора определенной внутренней дисциплины, предполагает соблюдение ряда запретов и ограничений [7, с. 36].
В соответствии с принципом взаимоуважения и самостоятельности сторон недопустимо грубо выражаться в адрес друг друга, высказывать резкие суждения, необходимо самим пытаться договориться, найти компромиссное решение [9, с. 58].
Принцип профессионализма требует от медиатора определенной подготовки, компетентности по существу рассматриваемых вопросов и по процедуре медиации. Применительно к школьной медиации реализация данного принципа имеет некоторые неясности. В соответствии со статьями 15, 16 Закона о процедуре медиации деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. На профессиональной основе – лицами, достигшими возраста двадцати пяти лет, имеющими высшее образование и получившими дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. На непрофессиональной основе – лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, обладающими полной дееспособностью и не имеющими судимости. Тем самым возникает вопрос о правомерности вовлечения в процедуру медиации медиаторов-ровесников, учащихся, не достигших совершеннолетия.
В целом в литературе нет единой точки зрения по вопросу о профессиональной составляющей посредника в сфере образования. Например, Е. В. Гребенкин обращает внимание на педагогическую составляющую компетентности школьного медиатора, поскольку он «учит вести переговоры, сдерживать эмоции, определять собственные потребности, выявлять интересы, обдумывать решения» [10, с. 160]. В то же время А. Ю. Коновалов пишет, что профессиональные требования к школьному медиатору достаточно высоки, но «не включают юридические, педагогические, психологические и иные знания и навыки». По мнению автора, «медиатор в российской школе должен быть не узкоспециализированным специалистом-конфликтологом, а скорее, человеком, поддерживающим принципы и ценности восстановительной медиации», учитывать воспитательное воздействие школьной медиации [11, с. 78]. А. И. Петренко полагает, что школьный медиатор «кроме знаний основ права, должен иметь и навыки в области эффективной коммуникации, конфликтологии, обладать знаниями в области детской, возрастной, специальной психологии» [12].
На наш взгляд, в школьной медиации могут быть задействованы как профессиональные медиаторы, отвечающие требованиям статьи 16 Закона о процедуре медиации, так и непрофессиональные медиаторы, в том числе учащиеся, поскольку во многих случаях «школьники могут разрешить свои конфликты с помощью других школьников также эффективно, как и с помощью взрослых» [11, с. 77]. В этой связи представляется необходимым внесение в статью 15 Закона о процедуре медиации дополнения о возможности участия в осуществлении школьной медиации на непрофессиональной основе учащихся, не достигших возраста восемнадцати лет, которые не имеют судимости и дееспособность которых не ограничена судом.
В любом случае все лица, привлекаемые в качестве школьных медиаторов, должны иметь необходимую подготовку, пройти обучение по программе «Школьная медиация». Следует согласиться и с предложением подготовки квалификационных требований к лицам, которые будут работать в службах школьной медиации [12].
Принцип ответственности не закреплен в статье 3, но обозначен в статье 17 Закона о процедуре медиации. Однако ответственность участников процедуры школьной медиации надлежит толковать более широко, с учетом позитивного аспекта понимания юридической ответственности. Действия школьных медиаторов и сторон конфликта должны основываться на чувстве долга и справедливости, уважении прав и законных интересов участников процедуры медиации, добросовестном отношении к ней. Справедливым видится замечание А. И. Петренко о том, что осуществление школьной медиации исключительно на общественных началах чревато размытием ответственности за результаты процедуры [12].
Таким образом, школьная медиация является одним из современных альтернативных способов урегулирования конфликтов в сфере образования. Она направлена на улучшение психологического климата, снижение конфликтности в школьной среде, формирование и развитие у обучающихся способности самостоятельно разрешать возникающие споры ненасильственными методами. Данный институт находится в стадии становления, требует внесения изменений в Закон о процедуре медиации, и дополнительной правовой регламентации с учетом своей специфики.