Основные угрозы для безопасности в Центральной Азии и роль ШОС
Автор: Галимуллина А.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-1 (99), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются основные проблемы, которые представляют угрозу безопасности в Центральной Азии, рассматривается сотрудничество стран-участниц ШОС в решении данных угроз, а именно совместные усилия по борьбе против «трех сил зла»: терроризма, экстремизма, и сепаратизма, рассматриваются совместные проекты ШОС для решения проблемы наркотрафика в регионе и мероприятия, нацеленные на решение экологической угрозы в данном регионе.
Шанхайская организация сотрудничества, международное сотрудничество, национальная безопасность, центральная азия, борьба с терроризмом, борьба с наркотрафиком, международная политика
Короткий адрес: https://sciup.org/170208904
IDR: 170208904 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-12-1-69-74
Текст научной статьи Основные угрозы для безопасности в Центральной Азии и роль ШОС
Шанхайская организация сотрудничества – важный и весомый субъект на сегодняшний день. В условиях глобальных изменений и нарастания угроз международной безопасности роль Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС) становится все более значимой. Созданная для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, ШОС объединяет государства, столкнувшиеся с общими вызовами, которые затрагивают не только стран-участниц, но и мировое сообщество в целом. Центральная Азия является основным регионом–точкой интереса ШОС и имеет огромное количество проблем, которые являются угрозой как на региональном, так и на внутреннем уровнях. Ученые–политологи делят данные угрозы на 2 группы: те, которые имеют внутреннюю природу, и другие, которым присуща внешняя природа. Внутренние угрозы – это угрозы, причиной которых стали социально-экономические проблемы в стране, политическая нестабильность и экологические факторы, бедность, социальное неравенство, что приводит к более серьезным проблемам, угрожающим не только данному государством, но и региону в целом. К угрозам безопасности, имеющим внешнюю природу, относят террористические и экстремистские группировки, финансируемые зарубежом, наркотрафик и контрабанда оружия [1]. Данные две группы угроз тесно взаимосвязаны, т.к. все угрозы, которые характеризуются как внешние, являются следствием неустраненно-стью в полной мере внутренних угроз.
Во второй половине 1990-ых годов происходит концентрация экстремистских группировок, пользующихся поддержкой «АльКаиды», различных экстремистских группировок в Афганистане, где сохраняется нестабильная политическая ситуация. «Талибини-зация» привела к еще более широкому распространению исламистских группировок в Центральной Азии и Синьцзяне. Серьезную обеспокоенность Китая вызвало распространение влияния «Исламского движения Узбекистана» на территориях Узбекистана и Киргизии, так как приход к власти исламистских группировок в данных регионах могла привести к дестабилизации ситуации в Синьцзяне [2].
Терроризм и экстремизм – следствие глубоких нерешенных проблем, касающихся внутренней политики того или иного государства. После распада СССР образовалась много новых участников на международной арене, возникли новые границы, многие из которых не соответствовали этническим границам, что стало причиной постоянных конфликтов между молодыми соседними странами. Межэтнические конфликты и религиозный экстремизм в совокупности с внутренними проблемами государств спровоцировали распространение как уже существующих экстремистских группировок, так и создание многих террористических организаций на территории Центральной Азии.
Одним из проявлений данных проблем является напряженность на Ферганской долине на границах Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Причиной конфликта является несоответствие этнических границ. Более половины таджиков в Узбекистане живут в экономически отсталых, неразвитых регионах. Однако жители не стремятся участвовать в политических делах государства, не интересуются решением ситуации [1]. В Таджикистане же есть крупная диаспора узбеков, которые не согласны мириться со своим положением, они участвуют в политической жизни страны, борются за свои интересы и права. Между Киргизией и Таджикистаном до сих пор не установлена официальная граница, что также становятся причиной конфликтов между странами. Террористические группировки, прикрываясь исламистскими лозунгами, пробуждают несогласных с политикой государства граждан поддержать данные преступные организации, создавая тем самым нестабильность в государствах.
Все эти угрозы, имевшие место на территории всей Центральной Азии уже в конце XX – начале XXI века, дали вызов «Шанхайской пятерке» рассматривать свою деятельность как систему поддержания региональной безопасности и стабильности, выступать в качестве института коллективной безопасности. В этих условиях сформировалось новое понимание целей и задач организации, главным вектором стала антитеррористическая деятельность. Переход от традиционной концепции государственной безопасности к более расширенному представлению понятия безопасности с учетом новых угроз как в регионе в целом, так и в отдельных государствах.
В ежегодных саммитах ШОС с 2001 г. по 2006 г. больше прослеживался ориентир на борьбу с тремя силами зла: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
В 2001 году во время саммита ШОС в Шанхае участниками ШОС была подписана Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Документ был разработан для установления практического сотрудничества между правоохранительными органами и спецслужбами для решения этих проблем [3].
7 июня 2002 года в г. Санкт-Петербурге в ходе заседания Совета глав государств-членов ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (далее – РАТС), которая была определена в качестве постоянно действующего органа ШОС [4].
К задачам РАТС относится сбор и анализ данных, предоставляемых странами-участницами организации по вопросам борьбы с экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, составление банка данных антитер-рористической структуры, поиск, локализация и уничтожение экстремистских группировок, предотвращение террористических актов, а также разработка рекомендации о развитии сотрудничества в антитеррористической деятельности.
С момента своего создания РАТС внесла весомый вклад в развитие Организации, стала ее несущей опорой и координирующим центром борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на региональном и глобальном уровнях.
В 2006 году РАТС осуществил свои первые совместные антитеррористические учения под названием «Восток–Антитеррор–2006», которые прошли на территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Эти учения имели свои особенности. Одной из ключевых задач РАТС является защита и предотвращение возможных атак на критически важные объекты. В Центральной Азии и Ферганской долине по-прежнему находятся опасные объекты, атаки на которые могут вызвать экологические катастрофы и угрожать жизни людей [5].
С 2004 по 2021 годы Советом РАТС было принято 634 решения, большинство из которых касаются практического сотрудничества компетентных органов стран-членов ШОС в области обеспечения безопасности [6]. Эти решения определяют формы, механизмы и инструменты их взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В 2014 году на основе РАТС была создана Группа экспертов компетентных органов стран-членов ШОС для координации совместных усилий для противодействия незаконной деятельности террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, представляющих угрозу безопасности этих государств. Также был разработан механизм взаимодействия пограничных служб стран-членов ШОС, в рамках которого с 2013 года проведено 8 совместных пограничных операций на внешних и внутренних границах этих стран [6].
В дальнейшем участниками ШОС были подписаны основополагающие соглашения о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом:
-
- Конвенция ШОС против терроризма 2009 г., Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью 2010 г.;
-
- Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе 2012 г.;
-
- Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на трёхлетние периоды;
-
- Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств-членов ШОС по пограничным вопросам 2015 г.;
-
- Заявление глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму 2017 г. [6].
Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, подписанная в 2017 г., дало новое понимание экстремизму как деструктивному социальному явлению, в конвенции определены его основные формы и содержание, которые подлежат криминализации.
Во время саммита ШОС, который был проведен в июле 2024 г. в Астане под лозунгом «Укрепление многостороннего диалога – стремление к устойчивому миру и развитию», было подписано Решение об утверждении программы сотрудничества против терроризма, сепаратизма и экстремизма на 20252027 г. [7].
Еще одной огромной угрозой на территории Центральной Азии является торговля и распространение наркотических веществ. Производство наркотиков в Афганистане и его широкий трафик в Центральной Азии вызвали обеспокоенность участников ШОС. По данным за 2002 г., около 65% производимых наркотиков в Афганистане были проданы в страны Центральной Азии, России и странам Европы. За 2007 г. Афганистан вышел на пер- вое место в мире по производству наркотиков [8].
После распада СССР трансфер наркотиков через молодые постсоветские государства стал более дешевым и прибыльным. Расположение в Центральной Азии, слабый пограничный контроль таких государств, как Киргизия, Таджикистан, превратили данный регион в главную наркотранзитную точку, что являлось угрозой не только для стран Центральной Азии, но и Российской Федерации и Европы. Еще одной проблемой стало то, что эти государства из стран-потребителей трансформировались в страны-производители, что доказывали участившие оперативные сводки правоохранительных органов по выявлению и держания факта о преступлении в области производства и хранения наркотиков в этих регионах [8].
Работа по борьбе с данной угрозой в рамках ШОС началась в 2002 году, когда участниками организации было принято решение о создании антинаркотической системы безопасности вдоль границ Афганистана. По данному вопросу были проведены переговоры органов ШОС о совместных усилиях по противодействию наркотрафика в регионе.
В 2004 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [9]. Данный документ стал первым в данной области в деятельности ШОС. Соглашение предусматривало обмен оперативной информацией, проведение совместных операции и мероприятий для борьбы с наркотрафиком. В марте 2009 года в Москве прошла Международная конференция по Афганистану, организованная под эгидой ШОС. На ней был принят План действий, касающихся борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью; план определил конкретные направления сотрудничества между ШОС и Афганистаном [10]. В мае того же года в Москве состоялась встреча руководителей компетентных органов государств– членов ШОС, ответственных за борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Основным результатом этой встречи стало создание эффективного механизма противодействия наркоугрозе, который включает в себя создание Совещания старших должностных лиц антинаркотических ведомств и четырех рабочих групп экспертов [11].
В июне 2011 г. членами ШОС был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). С 2017 года данные органы на регулярной основе проводят совместные мероприятия высокого уровня «на полях» ежегодных заседаний Комиссии ООН по наркотическим средствам [12].
На саммите в Астане в июле 2024 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между секретариатом ШОС и Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, документ об утверждении антинаркотической стратегии на период до 2029 года и программу действий по ее выполнению [13].
Таким образом, основной целью международных форматов является акцентирование внимания мирового сообщества на проблеме наркотрафика из Афганистана с целью объединения усилий всех стран, заинтересованных в её решении. Реализация такой программы действий может сделать ШОС объединяющим элементом глобальных усилий по сдерживанию наркопроизводства в Афганистане.
Другой немаловажной угрозой безопасности в Центральной Азии является экологические проблемы региона. К предметам с наиболее острой экологической проблемой в Центральноазиатском регионе можно отнести уменьшение воды в Аральском море, промышленное загрязнение Центральной Азии, загрязнение бассейна реки Амур, свалки радиоактивных отходов, загрязненные радиак-тивными отходами регионы.
Из широкого списка экологических угроз выделяется проблема распределения ресурсов пресной воды среди стран Центральной Азии. Данный вопрос напрямую затрагивает региональную и национальную безопасность в целом, ведь такие инфраструктурные проекты, как Амбаратинская ГЭС, канал «Иртыш-Карамбай» не раз становились источниками политических споров и причинами нестабильности в регионе [1].
Впервые о формировании партнерства в Решении проблемы охраны окружающей среды и эффективного использования водных ресурсов было обсуждено в рамках саммита ШОС в Ташкента в 2004 г. [14].
Во время саммита в Циндао, который проходил в 2005 г., была принята Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды. Данный документ стал первым рамочным документом, направленным на практическое взаимодействие в этой области. Главной целью Концепции является достижение устойчивой безопасности посредством экологического развития и сохранения экологического баланса [15].
В 2006 г. во время проведения Шанхайского саммита ШОС страны–участницы отметили необходимость в использовании возможности участия в различных международных акциях, способствующих защите окружающей среды и оптимальному управлению природой [2]. Для достижения поставленных целей в экологической сфере посредством осуществления практической работы в 2014 г. при поддержке КНР был создан Центр сотрудничества в области охраны окружающей среды ШОС. Для того, чтобы предотвратить загрязнение природы, смягчить последствия изменения климата и обеспечить экологическую безопасность крупных городов и др., в 2019 г. была принята специальная программа развития экологического благополучия городов ШОС. Были сформированы и начали работать на постоянной основе такие механизмы, как Экспертная рабочая группа по вопросам охраны окружающей среды, Совещание руководителей профильных ведомств [15].
-
8 июля 2024 г. в г. Циндао состоялся Форум стран ШОС по «зеленому развитию», в рамках которого бы организован подфорум «Год экологии – ШОС – 2024». В рамках форума были обсуждены экологическая ситуация на сегодняшний день, современные проблемы окружающей среды и достигнутые успехи взаимной работы стран ШОС на пути «зеленого роста» [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что регион Центральной Азии имеет множество проблем, которые являются угрозой безопасности как для стран, находящихся на данной территории, так и для всего мира в целом. Шанхайская организация сотрудничества иг- рает огромную роль в поддержании баланса и безопасности в регионе благодаря мудрой совместной работе. Коллективные усилия по решению серьезнейших проблем в членов ШОС необходимы для обеспечения безопасности как в Центральной Азии, так и в Евразии в целом. Расширение повестки многосто- роннего взаимодействия способствует укреплению самой организации и ее адаптации к новым геополитическим условиям. Это подчеркивает важность более тесного партнерства для эффективного противодействия внешним угрозам.
Список литературы Основные угрозы для безопасности в Центральной Азии и роль ШОС
- Курылев, К.П Роль ШОС в обеспечении безопасности Центральной Азии / К.П. Курылев, К.Х. Рахимов. - [б. м.]: Издательские решения, 2018. - 202 с.
- Иcкакова Г.К. Взаимодействие и сотрудничество государств-членов ШОС в контексте региональной безопасности: уроки, вызовы и перспективы // Экономика региона. - 2012. - № 4. - С. 237-242.
- Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Шанхай, 15 июня 2001 г. // Московский журнал международного права. - 2001. - № 4. - С. 3-10. EDN: JNLHDR
- Региональная антитеррористическая структура ШОС. Шанхайская организация сотрудничества // Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus.sectsco.org/(дата обращения 10.11.2024).
- Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 05.07.2005 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3667 (дата обращения: 11.11.2024).