Основы системного подхода к формированию территориальных туристско-рекреационных систем (на примере Республики Бурятия)
Автор: Шагжиев Карл Шагжиевич, Бабиков Владимир Александрович, Жигмитова Сэсэг Батуевна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география @vestnik-bsu-biology-geography
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Авторы рассмотрели проблему научной подготовки территории в контексте решения вопросов развития, оздоровления и активизации туристско- рекреационной деятельности. В решении данной проблемы неоценимую роль может сыграть разработка теоретических основ обеспечения развития отрасли, где главенствующую роль должны сыграть общенаучный системный подход как основа для составления целевых комплексных программ, а также кластерный подход, позволяющий с учетом мирового опыта организовать государственно-частное партнерство для привлечения финансовых средств.
Туризм, рекреация, системный подход, дерево целей, кластер, государственно-частное партнерство
Короткий адрес: https://sciup.org/148317836
IDR: 148317836
Текст научной статьи Основы системного подхода к формированию территориальных туристско-рекреационных систем (на примере Республики Бурятия)
Территория Республики Бурятии занимает выгодное транспортногеографическое положение на азиатской части Российской Федерации и по существу представляет «восточные ворота» России к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Республика занимает высокие позиции (26-е место) среди субъектов федерации в туристском рейтинге 2015 г. Она обеспечена рядом факторов среди которых важнейшими являются:
-
- наличие на ее территории оз. Байкал — участка всемирного природного наследия, выдающейся универсальной ценности с точки зрения науки, биоразнообразия, изучения эволюции развития Земли, а также колоссального стратегического резерва пресной воды высочайшего качества для всего человечества;
-
- межэтническое согласие народов, проживающих на ее территории, обеспечивающее социальную и политическую стабильность и толерантность;
-
- высокий природно-ресурсный и туристко-рекреационный потенциал территории, особенно минеральных вод и лечебных грязей, хорошо прогреваемых заливов Байкала для широкомасштабного развертывания лечебно-оздоровительного туризма;
Однако доля туристско-рекреационной отрасли в экономике Республике Бурятии до сих пор остается ничтожно малой. Во внутреннем реги- ональном валовом продукте она составляет 0,2%. Обусловлено такое положение тем, что туризм и рекреация в регионе находятся в зачаточном состоянии ввиду низкого уровня развития туристской инфраструктуры, нехватки квалифицированных кадров в области туристского маркетинга и услуг, высокой стоимости авиажелезнодорожных перевозок, весьма низким уровнем правовой инфраструктуры в деле освоения природных лечебных ресурсов и т.п.
В этой связи в настоящее время возникают серьезные задачи в оздоровлении и активизации туристско-рекреационной деятельности. Необходима в первую очередь научная подготовка территории. В этом деле неоценимую роль может сыграть разработка теоретических основ обеспечения развития отрасли, где главенствующую роль должны сыграть общенаучный системный подход как основа для составления целевых комплексных программ, а также кластерный подход, позволяющий с учетом мирового опыта организовать государственно-частное партнерство для привлечения финансовых средств.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является территория Республики Бурятии в контексте решения вопросов развития туристско-рекреационной деятельности.
Методологической основой исследований является универсальный общенаучный системный подход. Здесь используется метод построения «дерево целей» и задач, т. е. метод композиции генеральной цели системы на цели более низкого ранга с выделением блоков целеполагания. Предлагается использовать кластерный подход для организации государственно-частного партнерства в деле освоения туристско-рекреационного потенциала территории.
Результаты и их обсуждение
Любому территориально-административному образованию еще на «стартовой площадке» строительства туриндустрии надо определиться в терминах и приоритетах [1]. Это особенно важно для туристско-рекреационной деятельности, так как позволит исключить противоречия, сделать прозрачными и понятными любые начинания и действия в этой сфере экономики и географии.
Как отмечает Ю. А. Александрова [2], туризм представляет многогранное явление. В силу этого, как указывает автор, более чем за вековую историю он не получил общепризнанного определения и известное высказывание о том, что туризм имеет столько дефиниций сколько и авторов, соответствует действительному положению дел.
Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма было предложено концептуальное определение туризма, которое опирается на системный подход и заключает в себе понимание туризма как совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от постоянного места проживания и работы.
В близком соотношении с туризмом находится «рекреация», однако здесь нет единого представления. Одни географы рассматривают туризм как главный сегмент рекреации [3, 4, 5], а другие — наоборот, считая рекреацию частью туризма [6].
Как указывает Л. Ю. Мажар [7], несмотря на многочисленные попытки строго развести понятия «туризм» и «рекреация» так и не удалось. Всех устроил компромиссный туристско-рекреационный вариант.
В «Теоретических основах рекреационной географии» [8] ключевое понятие «рекреационная деятельность» определяется как «деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также всестороннего его развития и характеризуется по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса».
С точки зрения современной географической науки более объемным является понятие о туристко-рекреационной деятельности. По В. И. Кружалину [9] под рекреационно-туристской деятельностью понимается создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие и оказание услуг в сфере туризма, отдыха и санаторно-курортной деятельности. И это определение может быть принято как основополагающее.
Системный подход как основа разработки целевой комплексной программы развития туристско-рекреационной деятельности в регионе
С позиции современной географической науки туристско-рекреационная деятельность предстает как сложный системный объект с многообразием внутренних связей и внешних отношений с другими системами [7]. Связано это с тем, что в понятие туристско-рекреационной деятельности, по основному российскому законодательству и по мнению ведущих специалистов в сфере туризма и рекреации, включается весьма широкий круг вопросов — деятельность субъектов туристкой индустрии, санаторно-курортных организаций и иных юридических и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов туристкой индустрии, объектов курортного лечения и отдыха, использованию природных ресурсов, а также оказанию услуг в области организации путешествий, отдыха и реабилитации граждан, лечению и профилактике заболеваний [10].
С теоретической точки зрения, территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС), включающие в себя деятельность и объ- екты туризма и рекреации, соответствующие инфраструктуру, органы управления и т. п., являются одним из видов территориальных социально-экономических систем. Они обладают общесистемными свойствами, одним из важнейших из которых является жесткость связей внутренних структурных элементов системы. Известные специалисты в области рекреационной географии считают, что туристско-рекреационная система — это явление весьма сложное и объединяет весьма разнородные и разноцелевые направления деятельности. При этом Л. Ю. Мажар [7] выражает сомнение в том, что даже системный подход вряд ли поможет отразить его в полном объеме. Эту точку зрения, на наш взгляд, нельзя принимать как непреложную истину в последней инстанции. Как метод редуцирования только системный подход позволяет приблизиться к определению путей развития территориальной туристско-рекреационной системы.
В течение последних десятилетий не осталось ни одной научной дисциплины, где бы не применялись конкретные системные исследования. Общая методология изучения систем разного вида и уровня, именуемая «системным подходом», главной своей задачей ставит конструирование сложно организованных объектов исследования.
Будучи системным объектом, ТТРС может быть вовлечена в орбиту системных исследований. С учетом сложного характера взаимосвязей процессов формирования и развития ТТРС, методологической основой изучения этой проблемы может быть признан системный подход. Однако выбор методологии, как известно, требует строгого обоснования. Как подчеркивал в свое время П. К. Анохин [11], «обязательным положением для всех видов и направлений системного подхода является поиск и формулировка системообразуещего фактора». В социально-экономической же системе одним из ведущих системообразующих факторов признается цель: элементы системы объединяются и функционируют ради некой определенной цели [12]. Наличие четко сформированной конечной или глобальной цели не исключает, а наоборот, предполагает и определяет существование некоторого количества частных целей по элементам оптимизируемой системы. Вторым важным системообразующим фактором является управляемость. Она предполагает возможность целенаправленных действий по формированию и развитию системы. Вопросы, связанные с формированием такой системы как ТТРС, решаются на разных уровнях иерархии управления (федеральном, региональном, местном), различными ведомствами, в различном режиме планирования (долгосрочном, среднесрочном, текущем). Таким образом, ТТРС по своему функциональному характеру является сложно-управляемым объектом. Существование функциональных связей между элементами (блоками, сегментами) системы обеспечивает ее единство. Особая роль в числе системообразующих факторов принадлежит структуре.
Как справедливо отмечал академик А. А. Мелентьев [13], преимущества системного подхода в конкретных системных исследованиях в том, что он позволяет:
-
- раскрыть сущность процесса как суммы компонентов, связанных единой логикой и общей направленностью;
-
- упорядочить представление в сложном множестве вертикальных и горизонтальных связей элементов внутри изучаемой системы;
-
- качественно раскрыть сущность целостности системы как единства целого, сочетающегося с существованием внутри целого совокупности частей, каждая из которых может представлять собой иерархическую, более дробную систему.
С учетом этих обстоятельств важно определить стратегию и тактику действий и разработок, последовательность операции по достижению целей более низшего ранга. Для этого целесообразно построение логической структуры действий с позиции системного подхода в виде «дерева целей», как наиболее приемлемой методологической основы для ранжирования целей и структуризации проблем в условиях сложного характера взаимосвязей и большого их количества. Как известно, дерево целей представляет собой редукцию, разукрупнение конечной цели и построение на этой основе иерархии локальных задач, отражающих соподчинен-ность и внутренные взаимосвязи всех входящих в него звеньев. Дерево целей дает возможность определить относительную важность и соподчи-ненность элементов системы в их нацеленности на решение исходной задачи и достижения глобальной цели.
Позволяя видеть всю систему в целом, оно дает возможность осуществить распределение работ и, наконец, определить не только соподчи-ненность звеньев (вертикальные связи), но и сопряженность между собой (горизонтальные связи) по существу.
Таким образом, дерево целей служит методом, структурной модельной системы. Как показывает теория программных построений, каждый новый акт процесса познания может осуществляться только в том случае, если будет создана его модель. После определения конечной цели и формирования на ее основе дерева целей, как правило, осуществляется переход от целей к средствам их достижения.
Рассматривая в таком аспекте необходимость применения системного подхода при разработке данной тематики, мы исходим из того, что данная работа может быть выполнена системными методами «как хорошо, так и плохо, а при отсутствии их — только плохо» [14].
В соответствии с современными теоритическими воззрениями в области программного прогнозирования социально-экономического развития, наряду с четкой формулировкой генеральной цели должен быть выдвинут комплекс задач различного характера, составляющих дерево целей, который охватывает, во всяком случае, учитывает все аспекты проблемы и позволяет построить систему мероприятий, обеспечивающих в конечном итоге достижение генеральной цели [15]. Как указывают А. Г. Аганбегян и Р. И. Шнипер [16], все программы непременно проходят четыре стадии в своем развитии:
-
1. Научная предплановая проработка основных аспектов проблемы. Практическое осуществление любой крупномасштабной территориальной программы возможно лишь при наличии первоначального накопления научных знаний, материально-технических предпосылок для широкого развертывания последующих работ.
-
2. Проектно-изыскательские работы и решения архитектурнопланировочных и производственно-технологических вопросов межотраслевого отраслевого аспектов проблемы.
-
3. Осуществление инвестиционной части программы.
-
4. Освоение производственных мощностей и обеспечение эффективного функционирования системы.
Таким образом, развитие туристко-рекреационной деятельности может и должно идти по целевой комплексной программе, в основе которой лежит системный подход.
Кластерный подход как наиболее приемлемая методология прогнозирования туристско-рекреационной деятельности в регионе
После провала господствующей в экономической и географической литературе советского времени теории территориальнопроизводственных комплексов (ТПК), которой были посвящены многие сотни научных трудов, экономисты Института экономики и организации промышленного производства СО РАН предлагали использовать термин «ТПК-подход». Вместе с тем в специальной литературе последних лет стало модным и получило «право гражданства» понятие «кластер» [17, 18]. По определению М. Э. Портера [19], кластер — это группа географически соседствующих и взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Как указывают В. И. Кружалин, К. В. Кружалин [17] в Российской Федерации в настоящее время идет процесс формирования ряда региональных и локальных кластеров.
По мнению Е. С. Агеевой [20], туристский кластер — это система взаимосвязанных фирм, организации, учреждений и связанных с ними органов исполнительной государственной власти, формирующих и обслуживающих туристские потоки с использованием туристско-рекреационного потенциала территории.
В понимании В. И. Кружалина [21], туристско-рекреационный кластер ― это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территорий.
Туристско-рекреационный кластер может формироваться как на локальном (муниципальном), так и на региональном и межрегиональном уровнях [21]. Прогнозирование и планирование, организация и управление любой деятельности (промышленно-производственной, туристско-рекреационной, промышленно-строительной и т. д.), осуществляемые в форме кластера именуется кластерным подходом. Кластерный подход является неотъемлемой составляющей системного подхода к исследованиям сложных процессов. Туристско-рекреационные кластеры формируются на базе ключевых туристско-рекреационных ресурсов региона. Поэтому он предполагает реализацию программно-целевых методов управления, что требует гибкости и экономической эффективности системы регионального управления» [21]. С этой точки зрения, развивать туристско-рекреационный кластер в отрыве от общей стратегии развития региона неэффективно, т.е. для достижения поставленности целей развития территорий региональных стратегий и стратегии развития отдельных кластеров должны быть согласованы. На территории республики Бурятия нами предлагается создание нескольких локальных кластеров туристско-рекреационного типа: Тункинский, Верхне-Баргузинский, Иволгинский, Прибайкальский и «Подлеморье».
Вопросы государственно-частного партнерства в формировании локальных туристско-рекреационных кластеров
Мировой опыт, по мнению исследователей [21, 22], показывает, что кластерный подход предполагает развитие различных форм государственно-частного партнерства. Привлечение частного капитала возможно, если будут доказаны выгоды от реализации проекта по созданию регионального или локального уровня [23, 24].
При формировании туристско-рекреационного кластера за счет государственно-частного партнерства в функцию и задачи государства входят:
-
- проектирование и строительство объектов инженерной (производственной) инфраструктуры — инженерная подготовка территорий;
-
- подготовка пакета документов по переводу земель лесного фонда в земли рекреационного назначения, по установлению преференции для инвесторов;
-
- расчет стоимости единицы площади земли для организации земельных торгов;
-
- заключение концессионных соглашений с инвесторами.
Инвестор вкладывает средства в строительство объектов туристско-рекреационной деятельности. Чтобы стать резидентом, инвестор должен подготовить бизнес-план проекта, который он намерен реализовать, а также заключение банка или иной кредитной организации, подтверждающее, что его бизнес-план составлен в соответствии с законодательством и обеспечен финансированием. После этого заключается договор аренды земельного участка, необходимого для строительства того или иного туристско-рекреационного объекта.
Заключение
-
1. В условиях сложного соотношения понятий «туризм» и «рекреация» и невозможности их четкого разграничения, речь должна идти о туристско-рекреационной системе.
-
2. Важнейшим методологическим арсеналом для подготовки и принятия решений в области прогнозирования развития туристско-рекреационной деятельности в регионе может служить универсальный системный подход. Он определяет цели и задачи для развития отрасли, которые могут послужить основой составления ее целевой комплексной программы.
-
3. Главнейшим сектором системного подхода является кластерный подход, призванный обеспечить реализацию государственно-частного партнерства в сфере освоения туристско-рекреационного потенциала территории.
Список литературы Основы системного подхода к формированию территориальных туристско-рекреационных систем (на примере Республики Бурятия)
- Шпилько С. П. Туризм и разделение труда // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды между нар. науч.-практ. конф. М.: Туризм. С. 30-39.
- Александрова Ю. А. География и туризм: Теоретические основания и пути развития // География и туризм: сб. науч. трудов Пермского ун-та. Пермь, 2005. Вып. 1. С. 13-16.
- Ханташкеева Т. М. Рекреационный потенциал Республики Бурятия и перспективы его использования: автореф. дне.. канд. геогр. наук. Иркутск: Институт географии СО РАН, 1996. 19 с.
- Тулохонов А. К. Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития Байкальского региона. Новосибирск: Наука, 1996. 208 с.
- Рященко С. В., Богданов В. Н., Романова О. И. Региональный анализ рекреационной деятельности в Прибайкалье // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды V Науч.-практ.конф. СПб.: ДАРК, 2010. С. 618-625.