Особенности демократического вектора развития органов внутренних дел Республики Узбекистан

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ демократических преобразований в Республике Узбекистан, целесообразность которых отражает произошедшие конституционные изменения, закрепленные соответствующим волеизъявлением населения данного государства на общенародном референдуме 30 апреля 2023 года. Выявляя степень усиления на конституционном уровне правовых институтов, связанных: во-первых, с «Правилом Миранды»; во-вторых, с институтом «Хабеас Корпус», автор апеллирует к важности отмеченных шагов для демократизации органов внутренних дел, выступающей ключевым условием для формирования отношений гармонии между указанным институтом государства и обществом, и более совершенного решения актуального вопроса относительно укрепления доверия общества к органам внутренних дел.

Еще

Конституция, демократизация, права человека, «правило миранды», «хабеас корпус», общество, республика узбекистан

Короткий адрес: https://sciup.org/170207316

IDR: 170207316   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-9-5-182-184

Текст научной статьи Особенности демократического вектора развития органов внутренних дел Республики Узбекистан

Выразив свое волеизъявление на всенародном голосовании в ходе проведенного 30 апреля 2023 г. референдума Республики Узбекистан (далее – Узбекистан), народ нашего государства провозгласил свою приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, подтвердив при этом свою верность идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности [1].

Нашедшие отражение в преамбуле Основного закона Узбекистана отмеченные аспекты народной воли, распространяют свое действие на все общество и каждый институт государства, включая национальные органы внутренних дел (далее – ОВД). Данный тезис соответствует универсальным по своему значению принципам функционирования ОВД, и, в частности, полиции, что впервые наиболее обстоятельно было закреплено в содержании принципов, разработанных видным поли-цеистом Р. Пилем и вошедших в историю в качестве девяти «Пилианских принципов». Применительно к теме проведенного нами исследования, представляется целе- сообразным обратить внимание на содержание седьмого из этих принципов, в соответствии с которым: «в отношениях с населением всегда придерживаться исторической традиции «полиция – это общество, а общество – это полиция». Полиция включает в себя полномочных и полноправных представителей населения, получающих жалование за полное посвящение своего внимания обязанностям каждого гражданина по защите интересов общественного благосостояния и направленных на выживание общества» [2, с. 34].

Сущностные положения демократизации отношений между государством и его представителями с одной стороны (включая ОВД) и личностью каждого человека с другой, – нашли свое правовое закрепление в новой редакции (2023 г.) указанной Конституции Узбекистана. Применительно к правоохранительной системе Узбекистана, особого внимания заслуживают конституционные новеллы, в части усиления правовой силы: во-первых, «правила Миранды» (ч.3 ст. 27); во-вторых, института «Хабеас Корпус» (ст. 27,29).

  • 1.    Акцентируя внимание на «правиле Миранды» (англ. «Miranda warning»), суть

    юридического требования, в соответствии с которым во время задержания задерживаемый должен быть уведомлен о своих правах, а задерживающий его сотрудник правопорядка обязан получить положительный ответ на вопрос, понимает ли он сказанное. В данном случае необходимо указать на материалы совещания с членами Конституционной комиссии 20 июня 2022 г., во время которого Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев на основе множества обращений граждан, отметил следующее: «При задержании человека правоохранительными органами не поясняется, за что его арестовали и какими правами он обладает. В результате права подозреваемого оказываются под угрозой с самого первого момента задержания. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо применять «правило Миранды», отраженное в Конституции и законах многих стран и международных документах по правам человека. То есть при задержании человека его права и причина ареста должны быть разъяснены простым языком. Пришло время закрепить это правило в нашей Конституции» [3].

  • 2.    Второй важной гарантией, закрепленной в тексте новой редакции Конституции Узбекистана, является особое признание права каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту его чести и достоинства. Данные неотъемлемые права личности надежно защищаются при безусловном соблюдении положений международно признанного документа, которым является «Хабеас Корпус Акт» (англ. «Habeas Corpus Act»), во-первых, устанавливающий правила ареста и привлечения обвиняемого к суду; во-вторых, предоставляющий суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан. Признавая тот факт, что в Узбекистане институт «Хабеас Корпус» внедряется с 2008 г., следует обратить внимание на расширение сферы его применения с принятием новой редакции Конституции Узбекистана.

Подчеркивая проявление демократической тенденции к открытости органов исполнительной власти (п. 11 ст. 115 Конституции), существующая модель взаимодействия ОВД и общества характеризуется новыми показателями своей транспарентности. Иллюстрацией отмеченного являются данные, которые приводит отечественный юрист и профессор Академии МВД Узбекистана А. Акилов, констатирующий следующее: «с целью обеспечения открытости и прозрачности деятельности ОВД в системе функционирует более 20 веб-сайтов, в социальных сетях – свыше 100 веб-страниц» [4].

Рассмотренные и ряд других конституционных установлений по демократизации узбекского общества и повышения уровня реализации данного процесса для национальных ОВД, нашли свое более детальное отражение в документе стратегического планирования, посвященном дальнейшему развития Узбекистана на период до 2030 г. [5].

Таким образом, обновленные конституционно-правовые условия для более эффективной реализации основных направлений развития страны и выведения осуществляемых широкомасштабных реформ в Узбекистане на новый этап, соответствуют надлежащему обеспечению волеизъявления нашего народа, нацеленному на строительство свободного и процветающего, сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности. В решении отмеченного комплекса перспективных задач важное значение имеет углубление демократизации национальных ОВД, что несомненно позволит укрепить доверие узбекского общества к правоохранительной системе нашего государства в целом.

Список литературы Особенности демократического вектора развития органов внутренних дел Республики Узбекистан

  • Конституция Республики Узбекистан (новая редакция: принята путем всенародного голосования на референдуме Республики Узбекистан, проведенном 30 апреля 2023 года // Сайт "LexUZ-online". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/6445147 (дата обращения: 15.09.2024).
  • Чимаров С.Ю. К вопросу о "Принципах правоприменения" Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3(75). - С. 33-34. EDN: ZTEKLP
  • Правило Миранды и институт Хабеас Корпус являются важными конституционными гарантиями наших прав. 23.03.2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uzconsulate.ru/read_konstitutsiya/369# (дата обращения: 15.09.2024).
  • Акилов А. Органы внутренних дел Узбекистана в качестве демократичной и истинно народной структуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.uzembassy.uk/news/1000?language=ru (дата обращения: 16.09.2024).
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 г. № УП-158 "О Стратегии "Узбекистан-2030" // Сайт "LexUZ-online". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/6600404 (дата обращения: 17.09.2024).
Еще
Статья научная