Особенности формирования мультикультурного общества в современной России

Автор: Комарова Н.С.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Общество

Статья в выпуске: 3 (20), 2012 года.

Бесплатный доступ

Принцип мультикультурализма в миграционной политике отдельных государств появился во второй половине XX в. как противопоставление нацизму и колониальной системе. Акцент делался на равноправное сосуществование разных культур в рамках одной страны без полной ассимиляции. Данный подход стал также антиподом модели «плавильного котла» (от англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. Такой подход распространен в США.

Короткий адрес: https://sciup.org/14214501

IDR: 14214501

Текст научной статьи Особенности формирования мультикультурного общества в современной России

Принцип мультикультурализма в миграционной политике отдельных государств появился во второй половине XX в. как противопоставление нацизму и колониальной системе. Акцент делался на равноправное сосуществование разных культур в рамках одной страны без полной ассимиляции. Данный подход стал также антиподом модели «плавильного котла» (от англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. Такой подход распространен в США.

FEATURES OF MULTICULTURAL SOCIETY DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA

N.S. Komarova

The principle of multiculturalism in the migration policy of individual states appeared in the second half of the XX century as opposed to Nazism and the colonial system. Emphasis was placed on equal coexistence of different cultures in one country without complete assimilation. This approach was also the antipode of the model of the "melting pot", where the merger of all cultures into one is supposed. Such approach is widespread in the USA.

Мультикультурализм представляет собой один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в ее культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Вместе с тем нарастающие в последнее время социально-экономические противоречия заставили правительства отдельных стран пересмотреть свои программы в отношении мигрантов.

Так, лидеры Евросоюза - Германия и Франция, на которые приходится более трети ВВП ЕС и почти треть населения ЕС, фактически констатировали провал политики мультикультурализма и отказ от нее.

ФРГ и Франция являются привлекательными направлениями для иммиграции на протяжении многих лет. Безусловно, в силу экономических причин изначально страны-реципиенты были заинтересованы в притоке рабочей силы. Однако с течением времени увеличение числа мигрантов, особенно исповедующих ислам, стало вызывать большое недовольство коренного населения. Так, 68% французов и 75% немцев считают, что мусульманам не удалось интегрироваться в западное общество, а более 40% убеждены, что адепты ислама представляют собой угрозу их национальной идентичности [4].

Комарова Н.С.

Подобные опасения не лишены оснований. Этнический состав Германии и Франции может значительно измениться в обозримом будущем. Так, рождаемость немцев упала до 1,3 ребенка на женщину [1, с. 10], что почти на 1/3 ниже аналогичного показателя для осевших в стране мигрантов. Подходя к границе репродуктивного возраста, среднестатистическая турчанка в Германии имеет 3,47 ребенка [1, с.10]. Сегодня иностранцы и граждане ФРГ в первом поколении составляют 18% населения страны, из них почти 26 % (или 5% общего населения) - это выходцы из исламских стран. Согласно прогнозам, через пару поколений это соотношение может значительно измениться, так, к 2050 году в Германии останется лишь около 50 % этнических немцев [1, с.11].

Францию, по некоторым прогнозам, могут ждать еще более радикальные изменения. В настоящее время рождаемость француженок составляет 1,5 ребенка на женщину против 3,2 детей на одну женщину иностранного происхождения. Причем этот показатель варьируется в зависимости от страны, например, женщины из Алжира имеют в среднем 5 детей, из Турции – 4,3, из Марокко – 4,8 [5, с. 120]. При сохранении данной тенденции доля этнических меньшинств во Франции увеличится в разы, впрочем, и в настоящее время Франция выступает в этом отношении рекордсменом: на сегодня число иностранцев составляет 19,6 % от общего населения страны [6].

Подобного рода изменения в этнической структуре населения провоцируют конфликты на национальной и религиозной почве. Очевидно, что степень адаптации приезжих крайне низка. Мигранты живут в замкнутых общинах, многие не знают государственного языка принимающей страны. Подвергается сомнению и вклад мигрантов в экономику страны, также ясно, что они имеют низкую конкурентоспособность на рынке труда и могут рассчитывать лишь на низкооплачиваемые должности.

В настоящее время перед Россией стоят те же задачи, что и перед странами Европы, в частности Францией и Германией. А именно проблемы, связанные с непрекра-щающейся миграцией из стран СНГ, неопределенной миграционной политикой в Российской Федерации, а также возникновением новых конфликтных ситуаций между принимающим обществом и мигрантами. На то, что эти вопросы актуальны для современной России, указывает стабильный рост этнофобий, направленных, в первую очередь, против представителей народов Кавказа, многие из которых являются гражданами страны.

На основании анализа результатов различных исследований можно было бы заключить, что общественное мнение в России отдает приоритет ассимиляционной модели. По данным ВЦИОМ, в 2002 г. среди тех, кто выразил крайнее неприятие лозунга «Россия для русских», подавляющее большинство составили представители других национальностей [3].

Но было бы неверно не учитывать существующих предпосылок для мультикуль-турной модели. В России уже можно отметить элементы мультикультурализма и мультикультурных социальных практик. К ним, в первую очередь, необходимо отнести само существование многонациональной федерации, в которой некоторые субъекты в силу исторической традиции выделены по этническому признаку. Конституция РФ 1993 г. предусматривает право на «сохранение родного языка», права малочисленных народов. Статья 26 закрепляет свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; статья 29 запрещает пропаганду социального, расового, национального или языкового превосходства [3]. В этот же ряд можно поставить и принятый в 2002 г. Федеральный закон «О противодействии экстремизму». Однако наиболее явным признаком муль-тикультурной политики являются национально-культурные автономии (НКА), дей-

ОБЩЕСТВО ствующие в соответствии с Законом «О национально-культурной автономии», принятом в 1996 г.

Целью создания НКА ставилась добровольная самоорганизация этнических групп для решения вопросов сохранения их самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. К 2002 г. были созданы и прошли регистрацию 14 национально-культурных автономий федерального уровня (украинская, немецкая, корейская, белорусская, татарская, сербская, лезгинская, еврейская, азербайджанская, татарская, казахская), более 100 НКА регионального и более 200 – местного уровня. В 1998 г. в рамках действия закона о национально-культурных автономиях была создана Ассамблея народов России. Деятельность ее региональных органов также представляет собой пример мультикультурных социальных практик, осуществления активного взаимодействия с органами государственной власти. Так, в Татарстане коллективный орган Ассамблеи народов России – Ассоциация национально-культурных организаций Республики Татарстан – совместно с Министерством образования РФ открыла многонациональную воскресную школу, финансируемую из бюджета города Казани. Ею заключено соглашение с МВД РФ, по которому был создан Координационный совет работников МВД и руководителей национально-культурных общин Татарстана для решения конфликтных вопросов, в том числе вопросов регистрации. Аналогичные примеры сотрудничества региональных органов власти и общественных организаций можно увидеть в Оренбуржье, в Поволжском федеральном округе, других регионах.

Нельзя не упомянуть и позицию по этому вопросу Президента страны В.В. Путина. Так, на встрече с представителями III Всемирного конгресса татар в Казани в 2002 г. он отметил: «У нас многонациональное государство. И мы должны ясно понимать, если представители любой, не такой многочисленной национальной группы, как татары, а любой, даже самый маленький народ, представители любого, даже самого маленького этноса, не будут чувствовать здесь себя, как дома, мы не сохраним многонациональное государство. И это зависит не только от руководителей, это зависит от понимания этого ключевого слова для жизнедеятельности такой сложной страны, как Россия. От понимания этого всеми общественными организациями, каждым рядовым гражданином нашей многонациональной родины. И из этого мы должны исходить, в таком ключе воспитывать наших детей». В инаугурационной речи в мае 2004 г. В.В. Путин еще раз подчеркнул, что мы – нация россиян [3].

Мультикультуралистские тенденции в российском обществе, с одной стороны, обусловлены многонациональным составом населения страны, наличием национальнотерриториальных субъектов Федерации. С другой – мультикультуралистский комплекс проблем актуален для России в связи с иммиграцией из стран СНГ. Проблемы иммиграции приобретают особое значение и в контексте переживаемого Россией демографического спада.

Вместе с тем российская социально-экономическая ситуация, в частности безработица, создает не очень благоприятную атмосферу для развития этнических отношений. Проблемы мультикультурализма связаны также и с процессом построения в России гражданского общества, которое немыслимо без толерантного отношения друг к другу отдельных граждан и всевозможных групп, их умение приходить к согласию и учитывать взаимные интересы. По логике вещей мультикультурализм должен способствовать формированию в России толерантной политической культуры.

Однако не следует забывать о недостатках мультикультурализма как концепции. По мнению исследователя М. Волчковой, «обе западные модели: и ассимиляции, и муль-тикультурная – уже не отвечают современным вызовам. Тем не менее российские этносоциологи продолжают настойчиво об-

Комарова Н.С.

суждать, к какой из этих моделей должна стремиться Россия» [2].

Действительно, в современной российской ситуации ни одна из интеграционных моделей не может быть принята однозначно позитивно: мультикультурная модель вызывает критику большинства, а ассимиляционная модель не удовлетворяет этнические меньшинства, в первую очередь те народы, для которых Россия – страна исконного проживания.

Опыт таких стран, как Германия и Франция, заставляет задуматься о возможных последствиях политики мультикультурализма в современной России: можно потерять государство и обрушить на народ неисчислимые бедствия, которые несет безвластие и беззаконие. Сегодня в Евро- пе все чаще слышатся призывы укрепить истинно французские или истинно немецкие ценности в обществе, что фактически означает отказ от политики культурного равноправия и уклон в сторону модели полной ассимиляции мигрантов.

В этой связи остается непонятной позиция российских властей в отношении сложившейся ситуации. Создается впечатление, что они не хотят серьезно решать существующую проблему. А это значит, что подлинный кризис межнациональных отношений, связанный с нарастанием криминального беспорядка со стороны мигрантов, который власти предпочитают не замечать, а зачастую и поощряют, России еще предстоит испытать.

Список литературы Особенности формирования мультикультурного общества в современной России

  • Бердяк Д.А., Мальцев А.А. Кризис модели мльтикультурализма в России//Молодежь в образовании, науке, бизнесе, власти: Материалы XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий». Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного экономического университета, 2011.
  • Волчкова М. Миграция и интеграция. Режим доступа: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=9&id=2089.
  • Головачева О.С. Мультикультурализм как модель поликультурного общества и его применимость в современной России. Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit69.html
  • Исламофобия в Германии нарастает. Режим доступа: http://www.forum.rubcovsk.ru/showthread.php?t=5516.
  • France, portrait social. Режим доступа: 2003/2004http://www.insee.fr/fr/ffc/docs_ffc/hcFPS03d1.pdf. -Режим доступа: http://fr.wikipedia.org/wiki/Immigration.
Статья научная