Особенности формирования научной управленческой элиты оборонно-промышленного комплекса Южного Урала в послевоенные годы (1945-1965 гг.)

Бесплатный доступ

В статье рассматривается научная управленческая элита предприятий оборонно-промышленного комплекса Южного Урала как особая социальная группа; выявляются принципы ее формирования в послевоенный период - мобилизационный, номенклатурный; раскрывается роль научных руководителей в развитии наукоемких отраслей военного производства.

Научная управленческая элита, оборонно-промышленный комплекс, научные руководители предприятий опк, мобилизация, номенклатура должностей

Короткий адрес: https://sciup.org/147150709

IDR: 147150709

Текст научной статьи Особенности формирования научной управленческой элиты оборонно-промышленного комплекса Южного Урала в послевоенные годы (1945-1965 гг.)

Создание оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны происходило в принципиально иных условиях, чем оборонной промышленности в 1930-е гг., главным образом, потому, что научнотехническая революция привела к трансформации науки в непосредственную производительную силу. Вследствие того, что конечный результат в производстве вооружений, военной техники и боеприпасов стал напрямую зависеть от эффективности работы научных организаций, резко повысилась роль их лидеров. Происходил естественный отбор научной элиты с государственным мышлением, когда на первое место вставали интересы дела в целом с учетом интересов науки, промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Для реализации крупных военно-технических проектов возникла практика введения на предприятиях ОПК должности научного руководителя, которой ранее, включая период Великой Отечественной войны, не существовало. С середины 1940-х гг., в процессе развития ОПК, эмпирически стали формироваться новые требования к научным руководителям. Научный руководитель нового типа не обязательно должен был являться непререкаемым авторитетом в данной отрасли науки, вести ежедневные исследования в стенах лаборатории. Органы государственной власти искали и находили ученых и конструкторов с ярко выраженными организаторскими способностями, харизмой, лидерскими качествами. Такие руководители могли повести за собой многотысячные коллективы, заставить их работать с полной отдачей.

Всеми этими качествами обладал научный руководитель атомного проекта СССР и плутониевого комбината № 817 в г. Озерске Челябинской области — Игорь Васильевич Курчатов. Именно с него берет начало научная управленческая элита ОПК. Выросший под руководством выдающегося ученого-физика А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов взял у него, как организатора науки все лучшее и пошёл дальше1.

В послевоенные годы в СССР сформировалась жесткая система отбора управленческой научной элиты ОПК. Ее особенность заключалась в том, что кадры отбирались по мобилизационному принципу через систему номенклатурных должностей. При этом назначению на должность обязательно предшествовала проверка биографии кандидата органами государственной безопасности. Обычно существовало несколько кандидатур, из которых, в конечном счете, оставляли две-три. Будущий глава научной части проекта проходил собеседование в ведомственных, государственных и партийных органах власти. Особое внимание при отборе обращалось на статус претендента. Изначально преимущество имел ученый, обладавший известным именем в научных кругах и имевший академическое звание.

Высокий официальный общегосударственный статус управленческой научной элиты подкреплялся специальными постановлениями Совета Министров СССР за подписью И. В. Сталина. Несмотря на сверхсекретный характер подобного документа о его

Д. А. Сизов главном содержании знала вся управленческая элита данной отрасли ОПК. До 1952 года существовала такая практика и при назначении научных руководителей среднего звена — например, отдельных заводов на комбинате № 8172. Впоследствии постановлениями Совета Министров СССР назначалась только высшая элита руководителей НИОКР предприятий и организаций ОПК.

Первым критерием ученого советского типа являлось его социальное происхождение «из трудящихся». Так, из пятнадцати научных руководителей атомной, ракетной и танковой отраслей ОПК на Южном Урале3 тринадцать происходили из семей трудящихся и только один — Н. Л. Духов из семьи помещицы и один из семьи профессора — А. А. Бочвар.

Подавляющая часть научной элиты ОПК обладала харизмой, ярко выраженными лидерскими качествами, блестящими коммуникативными способностями, неподдельным вниманием к людям. Все они проявляли поразительную энергию и умения, которыми сплачивали огромные коллективы. Одним из важнейших качеств, которые помогли им это сделать, была исключительная доброжелательность. Она привлекала к лидерам научных коллективов «не только умы, но и сердца людей. Для большого и тяжелого дела это необычайно важно»4.

Первые научные руководители на комбинате № 817 отбирались из числа ближайших соратников И. В. Курчатова. Среди них были И. С. Панасюк, В. С. Фурсов, И. Ф. Жежерун, Б. Г. Дубовский, на радиохимическом заводе — А. П. Ратнер, на аффинажном производстве металлургического завода — академик И. И. Черняев, на собственно металлургическом переделе — профессор А. Н. Вольский, в металлообрабатывающем производстве — профессор А. С. Займовский5.

Научные руководители осуществляли планирование программ исследований и контроль за их своевременным и качественным претворением, давали разрешение под свою ответственность на проведение сложных и опасных технологических операций, присутствуя при этом лично. Они разрабатывали практические рекомендации для улучшения технологического процесса, утверждали регламенты работы оборудования и должностные инструкции командного состава производства. Научные руководители, организуя жесткий контроль за работой персонала, неоднократно предотвращали кризисные ситуации, а когда они все же возникали, принимали активное участие в ликвидации их последствий.

Научные руководители действовали на предприятиях ОПК вплоть до 1958 года, далее этот институт был трансформирован в должность заместителя главного инженера завода по научной части. Однако на заводах исследовательская работа не прекратилась, её вели лаборатории по всем основным направлениям производственной деятельности.

Становление оборонно-промышленного комплекса на Южном Урале сопровождалось очень высоким уровнем представительства на предприятиях членов и членов-корреспондентов Академии наук СССР, докторов и кандидатов наук, точное количество которых на сегодняшний день определить нельзя из-за недоступности архивных документов. По имеющимся в нашем распоряжении данным в отраслях ОПК на Южном Урале работало более десяти академиков и членов-корреспондентов академии наук СССР и более тысячи докторов и кандидатов наук.

Высокая концентрация научно-технической элиты на предприятиях ОПК Южного Урала, развитая экспериментальная и опытно-конструкторская база позволили не только существенно расширить научную составляющую в структуре промышленного производства, но и организовать подготовку научно-технических кадров собственными силами. В 1954 году при комбинате № 817 был создан Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций во главе с академиком Б. П. Никольским. В состав совета входили академики И. В. Курчатов, А. П. Виноградов, А. А. Бочвар, доктора и кандидаты наук А. Д. Гельман, Г. В. Мишенков, А. И. Чурин, В. И. Широков, А. М. Петров. Первым защитил диссертацию по физике ядерного реактора на соискание степени кандидата физико-математических наук Ю. И. Корчемкин6. А всего с 1954 по 1965 гг. в Ученом совете при комбинатах № 813 и № 817 было защищено 9 докторских диссертаций и 41 канди-датская7.

Параллельно с атомной промышленностью на Южном Урале развернулось производство ракет различного назначения: тактических, зенитных, среднего и дальнего радиуса действия. В сложных и противоречивых послевоенных условиях формировался коллектив ученых-ракетчиков. Его ядро составили крупные специалисты московских конструкторских бюро и научных организаций, отобранные, как и руководители атомных предприятий, через номенклатуру должностей: В. П. Макеев, Л. М. Косой, В. Л. Клейман, В. Х. Догужиев, В. Ф. Уткин и др. К началу 1950-х годов потенциал руководящей и научно-технической элиты ракетных предприятий позволил осуществить разработку и производство сложнейших ракетных систем. Так же, как и в атомной промышленности, научно-техническое руководство ракетной промышленностью формировалось в период 1948—1965 гг. преимущественно по мобилизационному принципу.

В ОПК мобилизации подлежали все: от министра до рабочего. Так, В. П. Макеев был мобилизован с предприятия по производству ракетных систем из ОКБ С. П. Королева, В. Ф. Гречишников в годы Великой Отечественной войны создавал артиллерийские системы для Военно-морского флота и морских береговых укреплений, И. Я. Трашутин возглавлял ОКБ-2 по разработке и испытаниям танковых дизелей на Челябинском Кировском заводе и т. д.

Со временем выстроилась структура управленческой научной элиты ОПК как особой социальной группы. На её вершине находились ученые, работавшие в атомной промышленности, положение чуть ниже занимали ученые-ракетчики, еще ниже по статусу находились ученые танковой промышленности. Данная иерархия нашла отражение в системе государственных наград и поощрений. На Южном Урале трижды Героями Социалистического Труда стали только представители научной элиты атом-

Исторические науки

ной промышленности: И. В. Курчатов, Н. Л. Духов, К. А. Щелкин. Научно-техническая элита ракетостроения была удостоена званий дважды Героев Социалистического Труда в лице В. П. Макеева; в танковой промышленности дважды Героем стал только главный конструктор дизелей ЧТЗ И. Я. Трашутин. Ленинские и Государственные премии в атомной промышленности имели 75 % первых руководителей, 57 % — в ракетной и 42 % — в танковой8.

Управленческая научно-техническая элита ОПК Южного Урала достигла своего расцвета к началу 60-х годов ХХ века. Она вобрала в себя представителей многих ведущих научных, конструкторских и инженерных школ страны, которые взаимно обогащались и, в свою очередь, сформировали особый уральский тип руководителя и инженера-специалиста, получивший высокое признание во всех научных и промышленных центрах СССР. Управленческая научная элита Южного Урала полностью себя оправдала как государственный институт, призванный осуществлять планомерное стратегическое техническое развитие наиболее важных отраслей ОПК, от которых напрямую зависела обороноспособность страны и её национальная безопасность. Благодаря ей, в кратчайшие сроки на Южном Урале было создано ракетно-ядерное оружие, непревзойденные до сегодняшнего времени тяжелые танки и многие другие виды и типы воору- жения, военной техники и боеприпасов. Южноуральцы сумели разработать и организовать выпуск уникальных, конкурентоспособных на мировой арене образцов наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Научные руководители оборонной промышленности Южного Урала внесли важнейший вклад в достижение паритета ракетно-ядерного и обычного оружия со странами Запада, и, прежде всего, с США.

Список литературы Особенности формирования научной управленческой элиты оборонно-промышленного комплекса Южного Урала в послевоенные годы (1945-1965 гг.)

  • Харитон, Ю. Б. А. Ф. Иоффе и И. В. Курчатов//Успехи физических наук. -1983, март. -Т. 139, вып. 3. -С. 385-397.
  • ГФ НТД ФГУП ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1 «лд» 1. Д. 4218. Л. 11
  • ГФ НТД ФГУП ПО «Маяк». Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 18.
  • ГФ ФГУП УЭХК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 517. Л. 62; ГФ НТД ПО «Маяк». Ф. 1. Оп. 1. Д. 390. Л. 141.
  • Челябинская область: энциклопедия: в 7 т./гл. ред. К. Н. Бочкарев. -Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
Статья научная