Особенности информации как объект гражданских информационных правоотношений

Автор: Петриков В.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 3-4 (12), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140108852

IDR: 140108852

Текст статьи Особенности информации как объект гражданских информационных правоотношений

Каждому из объектов гражданских прав должен быть придан свой правовой режим. Но если, например, недвижимые и движимые вещи, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности тщательно изучены с правовой стороны и пущены в гражданский оборот в рамках веками отрабатывавшихся юридических механизмов и схем, то информация как правовой институт в целом и как объект гражданских правоотношений в частности не получили к себе значимого внимания.

Безусловно, Россия как часть мирового сообщества включилось в процесс формирования правовой базы использования информации. Важным результатом продвижения инициатив России на международном уровне в данной сфере является принятие 27 декабря 2013 г. Резолюции ООН 68/243 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». В июле 2013 г. государствами - участниками саммита G8 («Большой восьмерки») подписана «Хартия открытых данных», в которой признается необходимость следования принципам открытости в глобальном информационном обществе, включая публичное раскрытие информации государственных органов в Интернете.

Построение глобального информационного общества и электронного государства, повышение эффективности государственного управления предусматривает в том числе: формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия; создание и развитие государственных    межведомственных    информационных    систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени; создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах; развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа; обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности; создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» и «Основы государственной политики в области обеспечения международной информационной безопасности на период до 2020 года» подтверждают актуальность развития правового регулирования использования информации в различных сферах и отраслях.

Однако актуальность данного вопроса не находит должного внимания в теоретическом и практическом осмыслении правового регулирования информации. Так например, подход к определению информации существенно рознится в зависимости от сферы рассмотрения данного понятия.

Так в информационных технологиях информацию рассматривают как результат отражения. Информация отображает некоторый образ реального мира, который в дальнейшем может существовать независимо от материального объекта[1, с.132].

Выдающиеся представители кибернетики определяли информацию как объективно существующую субстанцию. Н. Винер утверждал, что «информация - это не энергия и не материя», «информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств...» [2, с. 201].

В результате дискуссий в литературе [3] по философии и методологии научных исследований признано, что информация - свойство материальных объектов, характеризующее их динамику и отражающееся в разнообразии других материальных объектов.

В праве информацию рассматривают как объект правоотношений, что изменяет и само определение информации.

Во-первых, неразрывная связь информации с объектами, посредством которых она становится осязаемой, ставит законодателя в процессе регулирования информационных отношений перед трудными задачами. С одной стороны, нельзя не признать, что информация, в какой бы форме она ни воплощалась, может выступать в роли объекта субъективных прав. С другой - приходится идентифицировать такие информационные объекты с целью отграничения их друг от друга. Для чего могут служить законодательнозакрепленные понятия «документ», «документированная информация». Статья 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (документ утратил силу) определяла понятие документированной информации: зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель. В Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Кроме того следует отметить, что вещи, являющиеся носителями информации, приобретают двойственную природу. Так, И.Л. Бачило полагает, что «документированная информация (документ) есть, по сути дела, объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности» [4, с.15]. Однако рассматривая данную позицию Толстой

В.С., указывал на справедливость указанной позиции только «до некоторой степени, а именно в той мере, в какой записанная информация безразлична для обладателя. Во всех иных случаях объектом прав и обязанностей участников отношения является именно информация» [5, с. 45].

Значимость именно информации в отношениях между субъектами находит многообразные проявления. Так, например, государственную и коммерческую тайну составляют именно сведения: даже если документы либо иные носители сведений остались в неприкосновенности, а секреты разглашены, конфликт между заинтересованными лицами возникает именно по поводу информации. Пункт 1 ст. 1227 Гражданского кодекса РФ устанавливает общее правило: «Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации». Иными словами говоря, если автор своими средствами тиражирует произведение и его экземпляры передает другим лицам, такие действия не ведут к прекращению его прав на произведение. В то же время передача автором права на опубликование его произведения отнюдь не означает (если это прямо не предусмотрено договором), что он становится собственником всего тиража издания.

Таким образом, информация отличима от вещи не только тогда, когда воплощена в звуке и электромагнитных полях, но и при инкорпорировании в вещественных объектах [5, с.48].

Среди таких отличительных признаков можно назвать следующие:

  • 1)    информация, зафиксированная на объекте, оказывает существенное влияние на его ценность, хотя и не всегда: нередко устаревшие печатные издания продаются по цене промышленного сырья, а оставшаяся на них типографская краска лишь снижает ценность предмета;

  • 2)    одна и та же информация может быть воплощена в различных обозначениях (текстовое описание, чертежи, формулы и др.) и во множестве экземпляров;

  • 3)    она может находиться во владении и пользовании множества субъектов, если тиражирована в достаточно большом количестве экземпляров;

  • 4)    она может быть доступна для использования одновременно большому числу пользователей, порой независимо от места их нахождения, например в Интернете;

  • 5)    информация нередко поддается копированию неограниченное число раз [6, с.70]. Вместе с тем приходится констатировать, что иногда информации приписывают прямо противоположные свойства, например неотчуждаемость и обособляемость [7, с.44-45].

Когда в цивилистической литературе делают акцент на том, что информация носит нематериальный, идеальный характер [8. С.12], то предполагается, что она представляет собой идеи, образы и т.п., которые отражены в сообщении, сведениях. Такая точка зрения не соответствует самой сущности информации: она есть сведения, сообщения, выраженные набором знаков, а не объект, о котором нечто сообщается. С этой точки зрения информация - всегда объективна [8, с.12].

Объекты, свойства которых отражаются в информации, можно разделить на три вида.

Во-первых, это вещные (в широком понимании) объекты - люди, животные, растения, земля, предметы производства и потребления, энергия и т.д.

Во-вторых, это сложившиеся в сознании людей образы, идеи, эмоции и т.п. субъективные образования. Когда в литературе в ряде случаев говорят о нематериальном содержании информации, то имеются в виду эти субъективные компоненты. Но итоги психической деятельности человека -это отнюдь не информация, по крайней мере, с точки зрения права. Не будучи выражены в знаках, они не распознаваемы для окружающих. Кроме того, субъективные компоненты человеческой психики далеко не всегда выступают в качестве объекта, отражаемого в информации. Можно для примера рассмотреть рекламную информацию. Рекламоизготовитель делает свою продукцию - рекламу в соответствии со своими представлениями, но эти его представления соответствуют рекламируемым вещам и услугам (если реклама истинная). Читатель, слушатель и т.д. соотносят тексты, рисунки, видеокадры рекламы с вещами и услугами, а не с образами, содержащимися в сознании изготовителя рекламы. Если говорить о содержании рекламной информации, то именно вещи и услуги составляют ее содержание, потому и эта область информации материальна.

И в-третьих, в информации отражаются другие информационные объекты, которые материальны.

Так что со всех точек зрения информация вполне материальна.

С точки зрения права информация - это то, что проявлено субъектом во вне.

В целом правовое регулирование информации как гражданско-правового института обусловлено следующими отличительными особенностями информации:

  • -    информация выступает объектом разнообразных общественных отношений, регулируемых различными отраслевыми нормами;

  • -    в современном российском законодательстве правовые отношения в информационной сфере представляют собой информационные отношения, урегулированные нормами конкретной отрасли права или их совокупности;

  • -    идентификация информации в качестве объекта правового регулирования возможна как с позиции права в целом, так и с точки зрения конкретного (отраслевого в нашем случае) гражданско-правового отношения в частности.

Список литературы Особенности информации как объект гражданских информационных правоотношений

  • Информационные технологии. -М.: Бератор-Пресс, 2013.
  • Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. -М., 1968.
  • Урсул А.Д. Природа информации: Философский очерк. М., 1968; Он же. Информация: методологические аспекты. -М., 1971; Урсул А.Д. Отражение и информация. -М., 1973; Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. -М., 1975.
  • Бачило И.Л. О праве собственности на информацию//Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. -1992. -№52.
  • Толстой В.С. Гражданское информационное право. -М.: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009.
  • Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права//Государство и право. -2000. -№5.
  • Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве//Гражданское право. -2007. -№2.
  • Янина Е.В. Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности: Автореф. на соискание ученой степени к.ю.н. -М., 2004.
Статья