Особенности эмоциональной сферы у мужчин после развода и у мужчин, состоящих в браке

Автор: Семенова М. Н., Старцева К. Н.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 3 (96), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье приводятся данные сравнительного эмпирического исследования некоторых компонентов эмоциональной сферы у мужчин в постразводный период и женатых мужчин. В теоретическом обзоре показано, что в послеразводной фазе (до одного года) у супругов отмечаются негативные эмоциональные состояния, при этом у мужчин и женщин они отличаются. В работе предпринята попытка определить, какие эмоциональные компоненты отношения к себе и семье преобладают у мужчин после развода. Приведено сравнение показателей самочувствия, активности, настроения, дистимии и ситуативной тревожности у женатых и разведенных мужчин. Обнаружены статистически достоверные отличия в показателях эмоционального состояния и эмоциональных отношений в двух исследуемых группах мужчин.

Еще

Развод, постразводный период, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние, эмоциональные отношения

Короткий адрес: https://sciup.org/14128432

IDR: 14128432

Текст научной статьи Особенности эмоциональной сферы у мужчин после развода и у мужчин, состоящих в браке

Расторжение брака является одной из сложных проблем современного общества не только c юридической точки зрения, но и с социально-нравственной и психологической. В. М. Целуйко отмечает, что юридический развод – окончание долгого процесса, состоящего из ранее пройденных стадий эмоционального и физического развода. Затем супруги вступают в послеразводный период (периодизация С. Кратохвила), главной целью которого является стабилизация положения и достижение обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни [1]. Причины и последствия разводов носят индивидуальный характер, однако в психологических исследованиях подтверждается общая тенденция – изменения в эмоциональной сфере супругов. О. Ю. Гроголева и И. М. Берштейн считают, что «фактическое прекращение брачно-семейных отношений влечет за собой перестройку взаимоотношений бывших супругов. Однако на практике эмоциональное завершение развода далеко не всегда следует за структурной перестройкой отношений» [2, c. 59].

Актуальность и востребованность исследований и разработок в области психологической помощи в кризисных семейных отношениях очевидна, что подтверждается наличием разнообразных современных публикаций в обсуждаемой области. Тем не менее получение новых эмпирических данных позволяет уточнять и расширять представления о психологических последствиях разводов супругов, в частности, о состоянии и динамике эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера, по мнению Е. П. Ильина, является многогранным образованием, в которое, помимо эмоций, входят и другие эмоциональные явления, в том числе эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоционально устойчивые отношения, каждое из которых имеет дифференцирующие признаки [3, с. 12]. В. Н. Мясищев рассматривает эмоциональное состояние через эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, антипатии [4, c. 246].

По этой причине в данном исследовании видится возможным оценить и интерпретировать некоторые параметры, в частности, эмоциональное состояние и эмоциональные отношения, как составляющие эмоциональной сферы.

В статье А. А. Баранова и Г. Л. Протопоповой представлен анализ эмоциональных маркеров переживания развода как критической жизненной ситуации. Авторы указывают, что «ситуация расторгнутого брака меняет регламент жизни личности… изменяет эмоциональную сферу, ограничивая ее автономность» [5, с. 146].

О. А. Карабанова считает, что в постразводном периоде существуют особые фазы: послераз-водная (до одного года); фаза перестройки (два-три года) и фаза стабилизации (два-три года). В первой фазе может возникнуть «постразводный синдром», имеющий отличия в протекании у женщин и мужчин. Как пишет автор, для женщин характерно переживание утраты смысла жизни, безысходности, страха и отчаяния. У мужчин может возникать чувство одиночества, подавленности, растерянности, снижение интереса к профессиональной деятельности и др. [6, с. 256–257].

В статье В. А. Махова описано эмпирическое исследование гендерных различий переживания психотравмы развода, отмечено, что «…развод, как психологическая травма, оказывает негативное влияние на эмоциональную сферу как мужчин, так и женщин, однако женщины переживают его эмоционально тяжелее, что может быть обусловлено меньшими показателями жизнестойкости у женщин по сравнению с мужчинами» [7, с. 296].

В то же время есть данные К. Н. Сухановой, что «…у мужчин эмоциональные проблемы маскируются или даже отрицаются на уровне самооценки» (цит. по [3, с. 409]). В связи с этим истинные эмоциональные проблемы у мужчин в постразводном периоде могут быть незаметны для окружающих, но при этом приводить к напряжению в эмоциональной сфере с негативными последствиями. Возникает вопрос: какие эмоциональные состояния и какие эмоциональные компоненты отношений к себе и семье преобладают у мужчин после развода, а именно в послеразводной фазе?

Цель исследования – изучение эмоциональной сферы мужчин после расторжения брака в послеразводной фазе (1-1,5 года после развода) в сравнении с мужчинами, состоящими в браке.

В качестве гипотез предполагается, что у мужчин после развода выше склонность к дистимии и ситуативная тревожность; снижены активность, самочувствие и настроение; у женатых и расторгнувших брак мужчин отличаются эмоциональные характеристики отношения к себе, жене, детям, настоящему, прошлому и будущему.

Выборка. Исследование проводилось в течение двух лет в связи со сложностью подбора испытуемых для эквивалентных групп по сходным критериям: возраст; среднее количество лет в браке; наличие детей, социальный статус. Взаимодействие с испытуемыми организовывалось индивидуально. В исследовании приняли участие семьдесят мужчин от двадцати восьми до тридцати восьми лет, проживающие в г. Перми и Пермском крае. Сформированы две группы испытуемых:

  • 1    группа – 35 мужчин (средний возраст – 35,2 года) в послеразводной фазе, среднее количество лет в браке – 5,7 года. 67 % опрошенных имеют двоих детей, у 33 % имеется один ребенок. Социальный статус – работающие на производстве и в частных организациях;

  • 2    группа – 35 мужчин (средний возраст – 34,6 года), состоящих в браке, среднее количество лет в браке – 6,4 года. 74 % опрошенных имеют двоих детей, у 26 % в семье один ребенок. Социальный статус – работающие на производстве и в частных организациях или имеющие свой бизнес.

Методы и методики:

  • 1)    клиническая беседа применялась с целью установления контакта с испытуемыми, получения информации о социально-демографических характеристиках, ответов на вопросы по теме исследования;

  • 2)    методика оценки самочувствия, активности, настроения (САН);

  • 3)    методика «Склонность к постоянному пониженному настроению (дистимии)» (В. В. Бойко);

  • 4)    шкала ситуативной тревожности (СТ);

  • 5)    цветовой тест отношений (ЦТО) (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), где предложены следующие стимулы для оценки: «Я-сам»; «Жена»; «Дети»; «Прошлое»; «Настоящее»; «Будущее».

Результаты и обсуждение

В двух группах испытуемых получены количественные данные показателей эмоционального состояния по шкалам: самочувствие, активность, настроение, дистимия и ситуативная тревожность. Средние значения приведены в таблице 1. В группе женатых мужчин средние значения показателей самочувствия, активности и настроения находятся в диапазоне 4,50–4,90 балла, что определяется как нормальное состояние. У разведенных мужчин по показателям методики САН диапазон значений составляет 3,40–3,50 балла и свидетельствует о том, что общее состояние самочувствия, активности и настроения находится на низком уровне.

Анализ данных по выявлению склонности к постоянному пониженному настроению показывает, что в группе женатых мужчин нет признаков дистимии, и среднее значение показателя составляет 1,14 балла. В группе разведенных мужчин среднее значение показателя составляет 4,00 балла и находится на пограничной линии тенденции к дистимии.

Для выявления достоверных различий между группами испытуемых применялся t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Статистический анализ подтверждает значимость различий по всем полученным показателям на уровне p ≤ 0,01 (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей самочувствия, активности, настроения, склонности к пониженному настроению (дистимии) и ситуативной тревожности в группах мужчин, состоящих в браке, и разведенных (N = 70)

Показатель

Самочувствие

Активность

Настроение

Дистимия

Тревожность

Группы испытуемых

hQ

К in

и

CQ > co

Он

В IT?

Й m

* s

3 — и ^ Й m

CQ co <

Он

В <7?

co

Qh

3

к ^

Й m

CQ

co <

Qh

3

к ^

Й m

CQ

co <

Средний балл

3,47

4,70

3,40

4,50

3,50

4,90

4,00

1,14

41,54

35,66

p ≤

0,01**

0,01**

0,01**

0,01**

0,01**

Обнаружены значительные различия в средних показателях шкалы ситуативной тревожности между разведенными и женатыми мужчинами (41,54 и 35,66 балла соответственно), что подтверждается статистически. Уровень ситуативной тревожности у разведенных мужчин выше, чем у женатых, но находится в умеренной зоне. Женатые мужчины оценивают свою тревожность в нижних значениях зоны, а мужчины в послеразводной фазе – в верхних.

Таким образом, обнаружены достоверные различия в выраженности таких показателей эмоциональных состояний у мужчин, как оценки самочувствия, активности, настроения, склонности к пониженному настроению и ситуативной тревожности. Разведенные мужчины демонстрируют сниженное настроение, тревожность, низкую активность, что подтверждается данными беседы с респондентами. Так, в группе мужчин после развода встречались такие высказывания: «В последнее время я очень сильно устаю», «Я не высыпаюсь», «Не испытываю интереса к работе и окружающим», «Стал злоупотреблять алкогольными напитками», «Боюсь, что мои дети не захотят со мной общаться».

Для изучения эмоциональных компонентов отношений личности применена проективная методика Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда. Методической основой является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним. Теоретической основой цветового теста отношений является концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня сложности и представления, А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. Цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности [8].

В рамках исследуемой темы выделены понятия-стимулы для определения отношения к ним испытуемых: «Я-сам»; «Жена»; «Дети»; «Настоящее»; «Прошлое»; «Будущее». В полном варианте ЦТО испытуемому предлагалось ранжировать восемь цветов карточек из теста Люшера от «самого подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Мужчины исследуемых групп распределили цветовые карточки по заданным стимулам. Результаты цветового выбора приведены в таблице 2.

В отношении к себе («Я-сам») в группе разведенных мужчин предпочтительным цветом является фиолетовый (25,7 %). Согласно методическим рекомендациям к ЦТО, в личностных характеристиках цветов фиолетовый означает «несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный» [8]. Предположим, что мужчины испытывают одиночество и пытаются сохранить спокойствие и принять свою автономность и независимость.

В группе женатых предпочтительным является зеленый цвет (22,8 %), который по методике ЦТО означает такую личностную характеристику, как «черствый, самостоятельный, невозмутимый» [8]. В целом ранжирование цветов в группе женатых мужчин позволяет предположить, что в отношении себя они испытывают уверенность и спокойствие, стремление к самоутверждению.

Таблица 2. Распределение предпочтительных цветов на стимулы-понятия в группах мужчин, состоящих в браке, и разведенных, %

Цвет

Стимулы-понятия

Я-сам

Жена

Дети

Настоящее

Прошлое

Будущее

II

со со сЗ Он

II

сЗ Я О

*

II

Он

II

Я

*

II со Он

II

Я

S

II со Он

II

S

S

II со Он

II

S

S

II со Он

II

S

S

синий

14,3

8,6

20,0

14,3

2,8

40,0

17,1

34,3

11,4

20,0

0,0

31,4

зеленый

8,6

22,8

11,4

11,4

8,6

8,6

0,0

8,6

28,6

25,7

0,0

34,3

красный

14,3

17,1

11,4

22,8

25,7

28,6

17,1

14,3

2,8

2,8

14,3

14,3

желтый

14,3

14,3

0,0

40,0

28,6

8,6

5,7

17,1

17,1

5,7

34,3

5,7

фиолетовый

25,7

2,8

0,0

0,0

34,3

14,3

45,7

5,7

0,0

22,8

34,3

2,8

коричневый

0,0

17,1

2,8

11,4

0,0

0,0

0,0

14,3

20,0

2,8

11,4

11,4

черный

11,4

11,4

25,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

14,3

2,8

5,7

0,0

серый

11,4

5,7

28,6

0,0

0,0

0,0

14,3

5,7

5,7

17,1

0,0

0,0

Примечание: выделены предпочтительные цвета по каждому стимулу в каждой группе испытуемых.

Наибольшие различия между исследуемыми группами обнаружены в цветовых предпочтениях на предлагаемый для оценки стимул «Жена». Если в группе женатых мужчин 40,0 % выборов выпадает на желтый цвет, то в группе разведенных 28,6 % – на серый и 25,7 % – на черный цвет. Таким образом, личностные характеристики по цветовой интерпретации отношения к жене у мужчин, состоящих в браке, и разведенных мужчин разнятся. Желтый цвет: «разговорчивая, открытая, общительная, энергичная». Для мужчин после развода личностные характеристики супруги – в оценках черного цвета: «непривлекательная, молчаливая, упрямая, эгоистичная, враждебная». Личностные характеристики серого цвета: «нерешительная, вялая, несамостоятельная, слабая» [8]. Серый в сочетании с черным цветом на первых позициях выбора может означать защиту от того, что вызывает раздражение и подавленность, в обсуждаемом случае – ограничение общения с бывшей супругой. По данным из беседы с респондентами подтверждается, что с бывшей женой они стараются не встречаться, но если же общение происходит, то делают все, чтобы эмоционально отгородиться от нее – ведут себя сдержанно.

Для выявления статистически значимых различий в количественном предпочтении цветовых выборов мужчин двух исследованных групп применен U-критерий Манна – Уитни (непараметрическая альтернатива t-критерия для независимых выборок). Обнаружены статистически достоверные различия в сравнении выбора фиолетового на стимулы «Дети», «Настоящее» и «Будущее». Мужчины, состоящие в разводе, значительно чаще выбирают фиолетовый цвет по сравнению с женатыми мужчинами.

Л. Н. Собчик при интерпретации функциональных пар указывает, что выбор +5 (фиолетовый) определяет неустойчивость, трудности социальной адаптации; эмоциональность и субъективность пристрастий превалирует над рассудочностью [9]. В интерпретационных таблицах цветового теста выбор фиолетового цвета также определяется потребностью в сочувствии, в желании оградить себя от конфликтов и стрессов. Из бесед с разведенными мужчинами выяснилось, что они особенно переживают по поводу отношения к ним их детей и стремятся расположить их к себе, поддерживают общение.

В отношении к прошлому предпочитаемый цветовой выбор у женатых и разведенных мужчин совпадает в приоритете зеленого цвета (25,7 % и 28,6 % соответственно). Однако у мужчин, состоящих в разводе, второе место в ранжировании занимает черный цвет (14,3 %), что может свидетельствовать о негативных моментах в оценке прошлых событий. Разведенные мужчины, по их высказываниям в ходе беседы, не жалеют о совершенном в прошлом шаге – разводе. Они уверены, что поступили правильно, считают, что в будущем достигнут успеха в карьере и личной жизни.

С целью определения сходства или отличий в последовательности цветовых выборов на каждый из предъявляемых испытуемым стимулов применен корреляционный анализ при помощи метода ранговой корреляции Спирмена. Выявлено, что значимых корреляций в выборе между двумя группами мужчин нет. Отсутствие связей подчеркивает то, что последовательность цветов на каждое оцениваемое понятие у женатых и разведенных мужчин различна.

Заключение

Анализ полученных данных по методикам измерения эмоциональной сферы и данных клинической беседы позволяет сформулировать выводы.

Мужчины в период 1-1,5 года после расторжения брака демонстрируют сниженное настроение, ситуативную тревожность, низкую активность.

Эмоциональные компоненты отношений к себе, к своему настоящему и будущему у женатых и разведенных мужчин отличаются и свидетельствуют о том, что в послеразводной фазе мужчины испытывают некоторые трудности в принятии сложившейся ситуации. Наибольшие отличия в эмоциональных оценках получены в отношении к супруге.

Каждая личная история развода, безусловно, индивидуальна. Тем не менее в пос-леразводной фазе мужчины испытывают заметные изменения эмоциональной сферы – в эмоциональных состояниях и эмоциональном отношении к себе, супруге и детям. Успех адаптации к постразводной ситуации зависит от многих обстоятельств, и немаловажную роль играют стабилизация эмоционального состояния и принятие изменений отношений.

Список литературы Особенности эмоциональной сферы у мужчин после развода и у мужчин, состоящих в браке

  • Целуйко В. М. Психология современной семьи. М. : ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.
  • Гроголева О. Ю., Берштейн И. М. Взаимосвязь опыта прощения с психологическим благополучием личности мужчин и женщин в ситуации развода // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 59–68.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПБ. : Питер, 2001.
  • Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева. М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2004.
  • Баранов А. А., Протопопова Г. Л. Эмоциональные маркеры переживания личностью критической жизненной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32. № 2. С. 146–153. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-2-146-153.
  • Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2005.
  • Махов В. А. Гендерные особенности переживания психотравмы развода // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 295–298.
  • Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений : метод. рек. Л. : Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1985.
  • Собчик Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера : практ. рук. СПб. : Речь, 2001.
Еще
Статья научная