Особенности этнических процессов у народов Приамурья (на материале заметки в газете "Приамурские ведомости")

Автор: Примак Птр Викторович, Титова Екатерина Валерьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье приведены результаты анализа краткого этнографического материала отдельной статьи в газете «Приамурские ведомости» - первого печатного органа российского Дальнего Востока. Являясь важным историческим источником, обладающим особым характером подачи информации, материалы периодической печати позволяют реконструировать особенности исторического прошлого дальневосточного региона. В анализируемой газетной заметке содержатся данные, характеризующие не только этнокультурные особенности коренных народов Нижнего Амура и Сахалина, но и их этнические контакты с переселенцами, родственными по культуре народами Восточной Азии. Автор заметки описывает содержание фестиваля культуры этносов Нижнего Амура и Сахалина и отмечает двойственность взглядов этих народов на межэтнические контакты, подчеркивая, что многие самобытные черты культуры имеют отпечаток синкретических воззрений соседних этносов.

Еще

Дальний Восток, Хабаровский край, газета «Приамурские ведомости», история, этнография, коренные и переселенческие народы

Короткий адрес: https://sciup.org/149134927

IDR: 149134927   |   DOI: 10.24158/fik.2021.3.12

Список литературы Особенности этнических процессов у народов Приамурья (на материале заметки в газете "Приамурские ведомости")

  • Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического исследования. Владивосток, 1922. 370 с.
  • Арсеньев В.К. Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу // Вестник Азии. 1916. № 38-39. С. 335-340
  • Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. СПб., 1997. 280 с.
  • Spang R.L. Paradigms and Paranoia: How Modern is the French Revolution // The American Historical Review. 2003. Vol. 108, iss. 1. P. 119-147. https://doi.org/10.1086/533047.
  • Анисимов А.Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемические истоки идеологии шаманства // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 13. М. ; Л., 1951. С. 187-215
  • Арсеньев В.К. Указ. соч. ; Березницкий С.В. Полевые исследования культуры тумнинских орочей в июле 2006 года // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. СПб., 2014. С. 130-148
  • Его же. Смех в культуре дальневосточных этносов // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2007. № 3 (133). С. 93-101
  • Его же. Традициям предков верны. Влияние мировых религий на мировоззрение аборигенов Дальнего Востока // Россия и АТР. 1996. № 4. С. 53-61
  • Булыгина Т.А., Маловичко С.И. Новая локальная история: новые исследовательские практики // Новая локальная история. Ставрополь, 2006. С. 7-18
  • Васильев Б.А. Старинные способы охоты у приморских орочей // Советская этнография. 1940. № 3. С. 161171
  • Вртанесян Г.С. Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2019. № 1 (13). С. 5-23. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.13.27294
  • Гонтмахер П.Я. Нанайцы: этюды о духовной культуре: этнография, культура, искусство : монография. Хабаровск, 1996. 280 с.
  • Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. 328 с.
  • Козырьков В.П. Латентный характер современной социокультурной трансформации // Социология социальной трансформации : материалы международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2003. С. 225-232
  • Ларькин В.Г. Орочи (историко-этнографический очерк с середины XIX в. до наших дней). М., 1964. 176 с.
  • Подмаскин В.В. Космография тунгусо-маньчжуров и нивхов // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2004. № 1 (113). С. 94-105
  • Радишаускайте Н.В. «Приамурские ведомости» как исторический источник по книжной культуре российского Дальнего Востока конца XIX - начала XX в. // Одиннадцатые Макушинские чтения : материалы научной конференции. Новосибирск, 2018. С. 334-343. https://doi.org/10.20913/2618-6691-2018-38-334-343
  • Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. 560 с.
  • Рогозняк В. Ачамбори в Троицком // Приамурские ведомости. 1992. Июль
  • Сем Т.Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи). СПб., 2015. 640 с.
  • Скоринов С.Н. Мифология и обрядовая культура нивхов. Историко-культурологические очерки. Хабаровск, 2004. 416 с.
  • Смоляк А.В. Соотношение аборигенного и тунгусского компонентов в хозяйстве народов Нижнего Амура // Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 260-265
  • Старцев А.Ф. Представления народов Приамурья и Приморья о душе // Россия и АТР. 2003. № 2 (40). С. 100-112
  • Таксами Ч.М. Система культов у нивхов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.) : сборник статей. Л., 1977. С. 90-116.
  • Подмаскин В.В. Указ. соч.
  • Гаер Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. Хабаровск, 2012. 140 с.
Еще
Статья научная