Особенности личности преступника в преступлении, связанном с доведением несовершеннолетних до самоубийства

Автор: Битшева Альбина Владимировна, Кузнецова Анастасия Николаевна

Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui

Статья в выпуске: 2 (10) т.5, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье авторами предложена новая классификация типов личности преступника в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 110 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). На основании следственной и судебной практики выявлено три категории лиц, которым свойственно совершение указанного преступления. Ключевым моментом в такой дифференциации является степень взаимодействия преступника с жертвой и влияния на нее.

Несовершеннолетние, доведение до самоубийства, тип личности

Короткий адрес: https://sciup.org/142225826

IDR: 142225826

Текст научной статьи Особенности личности преступника в преступлении, связанном с доведением несовершеннолетних до самоубийства

Российская Федерация, к сожалению, занимает лидирующие позиции по уровню самоубийств в мире; особую тревожность вызывает увеличение количества суицидов среди несовершеннолетних. По данным шведского Центра суици- дальных исследований, в 2017 г. Россия занимала первое место по абсолютному количеству детей в возрасте от 15 до 18 лет, склонных к суициду [1]. Однако и по настоящее время данная цифра остается неутешительной. За 2017 год в Рос- сийской Федерации зафиксировано 720 случаев самоубийств среди подростков1, за 2018 – 7882.

Личность преступника представляет несомненный интерес для научного кри-минологическиого исследования. На основании изучения личности преступника в последующем строятся меры профилактического воздействия в целях недопущения совершения аналогичных преступлений. Вопреки классификациям, имеющимся в классической литературе и трудах видных деятелей науки, мы предлагаем иную классификацию, которая позволит более детально изучить личность преступника. Из всей совокупности лиц, доводящих несовершеннолетних до самоубийства, нами выделено три категории, которым наиболее характерно совершение данного преступления. Группы существенно отличаются друг от друга 91 по роду деятельности, возрасту, полу и иным качественным характеристикам, однако они обладают общим знаменателем – тесным контактом с жертвой и возможностью длительного давления на нее как физического, так и психологического. Именно фактор длительного взаимодействия преступника и жертвы, на наш взгляд, является определяющим при классификации личности преступника.

Исследуя криминологический портрет личности преступника, мы отступим от классической структуры, включающей в себя возраст, пол, психологические и иные показатели ввиду нецелесообразности такой дифференциации. Это обусловлено тем, что признаки личности преступника необходимо искать в степени взаимодействия с жертвой и влияния на нее.

Проанализировав материалы следственной и судебной практики, мы выявили, что преступлениям исследуемой нами категории не присущ одинаковый тип преступного лица. В связи с этим мы предлагаем разделить лиц, совершивших преступления, связанные с доведением несовершеннолетнего до самоубийства, на три категории: законные представители несовершеннолетнего, лица, осуществляющие преподавательскую деятельность, и обучающиеся в образовательных учреждениях.

Итак, первой категорией преступников являются законные представители несовершеннолетних. Отметим, что в совершении преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ, могут выступать как женщины, так и мужчины, то есть и мать, и отец подростка. Однако Е.Г. Ермолаева выделяет среди лиц, совершающих доведение до самоубийства, преимущественно мужскую категорию населения. Так, она утверждает, что наиболее часто доведение до самоубийства совершается мужчинами 26 – 55 лет, состоящими в 91 браке, судимыми ранее за насильственные или корыстно-насильственные преступления, имеющими среднее общее или среднее специальное образование, часто неработающими или занимающимися деятельностью, не требующей высокой квалификации, в состоянии алкогольного опьянения, не страдающими хроническим алкоголизмом и психическими заболеваниями, с повышенной агрессивностью, склонностью к разрешению конфликтов насильственным способом, пренебрежительным отношением к закону и нормам общечеловеческой морали [2]». С данной позицией нельзя полностью согласиться, так как совершение указанного нами преступления характерно не только мужчинам, но и женщинам.

Приведем пример из судебной практики. Приговором г. Оха Сахалинской области от 23 июля 2015 года по делу № 1-121/2015 года установлено, что гражданка Р.О.С. довела дочь до самоубий- ства путем систематического унижения человеческого достоинства потерпевшей. Данное преступление ею совершено при следующих обстоятельствах. Р.О.С., являясь родной матерью несовершеннолетней, систематически ненадлежащим образом исполняла обязанности по воспитанию дочери, регулярно употребляла спиртные напитки, вела аморальный образ жизни, унижала и оскорбляла ее перед подругами, сверстниками, соседями и знакомыми. В результате в целях избегания противоправного поведения матери, в состоянии сильной эмоциональной напряженности, вызванной длительной психотравмирующей ситуацией, несовершеннолетняя завершила жизнь само-убийством1.

Приведем другой пример из судебной практики. Приговором Актанышского районного суда от 2012 г. гр. М.Р.М. при-92 знан виновным в совершении престу пления, предусмотренного ст. 110 УК РФ. Установлено, что в период с января 2011 года по 11 октября 2011 года виновный систематически унижал человеческое достоинство своей несовершеннолетней дочери путем угроз и жесткого обращения. М.Р.М. в состоянии алкогольного опьянения неоднократно причинял физическую боль потерпевшей, высказывал в ее адрес оскорбительные выражения, содержание которых прямо указывало на подстрекательство к совершению самоубийства несовершеннолетней2.

Отметим, что в большинстве случаев совершение преступлений связано со злоупотреблением алкогольными напитками или наркотическими веществами. На фоне этого у виновных повышается агрессивность, жестокость, подозрительность, мнительность, ревнивость. Эти люди обладают меньшей степенью самоконтроля, любой конфликт они пытаются решить с помощью силы. Также, на наш взгляд, лицо, злоупотребляющее алкоголем и иными веществами, склонно проецировать свою агрессию и неудовлетворенность жизнью на тех, кто слабее, не может дать отпор и находится рядом, то есть на членов семьи. Отметим, что это в равной степени присуще как мужчине, так и женщине. Кроме этого, вследствие длительного и чрезмерного употребления алкогольных напитков происходят нарушения в работе центральной нервной системы и разложение клеток головного мозга. В результате возможно наблюдать нравственное разложение личности. Г.В. Антонов-Романовский отмечает: «В поведении алкоголика преобладают эгоистические мотивы, вследствие чего формирование намерения совершить преступление облегчается и ускоряется» [3]. Говоря об уровне образования исследуемой нами категории преступников, следует сказать, что они обладают сред- 92 ним специальным уровнем образования, в основном занимаются низкоквалифицированным трудом.

Таким образом, можно выделить общие признаки данной категории преступников: тесные взаимоотношения с жертвой, низкий уровень образования, занятие низкоквалифицированным трудом, злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими веществами, провокация семейно-бытовых конфликтов, провоцирующих унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего.

Следующей группой преступников являются лица, занимающиеся преподавательской деятельностью. Так, известны случаи применения психического и физического насилия со стороны учителей в отношении несовершеннолетних. Данные противоправные действия вытекали из материального положения потерпевшего, личной неприязни или неу- спеваемости в учебе. Приведем пример из судебной практики: в 2007 году Красносельским судом Санкт-Петербурга вынесен обвинительный приговор по ст. 110 УК РФ в отношении Веры Новак. Установлено, что в 2005 году четырнадцатилетний ученик образовательной школы покончил жизнь самоубийством из-за унижений своей классной руководитель-ницы1.

Профессиональная деятельность педагогов представляет собой одну из напряженных видов социальной деятельности. Это обусловлено перегрузками в работе, финансовыми трудностями, давлением со стороны администрации образовательного учреждения, конфликтными ситуациями с учениками и иными факторами. Все вышеперечисленное порождает длительное стрессовое состояние, которое, в свою очередь, может пе-93 рейти в стадию вербальной и физической агрессии в сторону подчиненного, более слабого лица. В такой ситуации им может быть выбрана жертва «травли», на которую проецируются все факторы раздражения педагога. Это может быть связано как с личными качествами ученика, так и с его социальным положением в группе. К сожалению, среди преподавательского состава встречаются лица, имеющие склонность к агрессии и садизму. Повышенные нагрузки, стресс, возможность обладания властью над изначально более слабыми усугубляют данные явления, что становится зерном для зарождения актов агрессии и издевательств в отношении несовершеннолетних. В связи с этим возникает выраженная антипатия в адрес ученика. На фоне утомления, раздражения, эмоционального выгорания у учителя происходит выплеск накопившегося негатива на ребенка. Вместе с этим у некоторых отмечается низкий социальный уровень интеллекта, неумение вести себя в обществе и общаться с несовершеннолетними2.

Итак, в данной категории преступников, как и в прошлой, можно выделить наличие влиятельного воздействия на подростка со стороны преступного лица. Кроме этого, стоит сказать о наличии каких-либо личных проблем, явившихся факторами оскорбительного отношения к несовершеннолетнему.

Третьей группой лиц, совершающих преступление, связанное с доведением несовершеннолетних до самоубийства, являются сами несовершеннолетние, а именно обучающиеся образовательных учреждений. Характеризуя личность данного преступника, стоит сказать, что это дети, обладающие лидерскими качествами, желанием привлечь к себе внимание, невысоким уровнем сочувствия к окружающим. Отмечено, что около 50% лиц, 93 проявляющих агрессию в школе, сами являются жертвами истязаний, жестокого обращения в семье [4]. Совершая акт насилия, они мстят за перенесенные переживания, вымещая злость на более слабого. Также личность преступников обладает такими характеристиками, как низкий уровень воспитания, злоупотребление алкоголем, низкий социально-экономический уровень семьи, гиперопека, или, напротив, равнодушие со стороны родителей. Кроме этого, большинство подростков совершают противоправные действия на фоне выраженной акцентуации характера. Так, практически у 50% исследуемых доминирует гипер-тимно-эксплозивный, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуации характера [5]. Уместно согласиться и с мнением А.Ш. Аюпова, утверждающим, что лицо, совершающее доведение до самоубийства, относится к категории насиль- ственных преступников, которому наряду с общими элементами характеристики личности насильственного преступника, такими как жестокость, низкая культура личности, агрессивность, зависть, завышенная самооценка, пренебрежение основными общечеловеческими постулатами морали и т.д., присущи такие черты, как нерешительность, трусость, лживость [6].

Итак, тип личности данной категории характеризуется наличием рычагов давления на жертву, низким уровнем эмпатии по отношению к окружающим, низким уровнем образования и неблагоприятными отношениями в семье. Отличительной чертой является то, что у лица наблюдается выраженная акцентуация характера.

Таким образом, нами выделено три категории преступников, совершающих 94 преступления, связанные с доведением несовершеннолетних до самоубийства. Отметим, что это разные группы не только по возрасту, полу, но и виду профес- сиональной деятельности. Однако они обладают такими общими признаками, как высокая степень влияния на жертву и наличие семейно-бытовых и личных конфликтов, которые являются факторами, провоцирующими деструктивное поведение. Так, личность преступника находится в тесном взаимодействии с жертвой, что дает ей возможность воздействовать с помощью психического или физического насилия, играть роль манипулятора. Данный эффект усиливает неблагополучие семьи, что проецируется на жертве в виде оскорблений, унижений и иных способов надругательства над потерпевшим. Все это в совокупности приводит к трагическому исходу, завершению жизни самоубийством.

Полагаем, что предложенная нами классификация внесет существенные изменения в области изучения преступления, направленного против жизни и здоровья несовершеннолетнего, поможет 94 дифференцировать преступников для их объективного изучения и применения мер профилактического воздействия.

Список литературы Особенности личности преступника в преступлении, связанном с доведением несовершеннолетних до самоубийства

  • Галстян Г.С. Суицид подростков как одна из форм девиантного поведения // Социокультурные основы процесса легитимации правового порядка в современном социуме. Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. С. 4 - 8.
  • Ермолаева Е.Г. Криминологический анализ доведения до самоубийства // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации. Международная научно-практическая конференция "Трансформационное общество: проблемы, их решение и перспективы развития", 11 декабря 2008 г., в 2 частях. Саратов: Издат. центр "Наука", 2009, Вып. 6. Ч. 2. С. 249 - 253.
  • Антонов-Романовский Г.В. Пьянство под запретом закона. М.: Юрид. лит., 1985. С. 55.
  • Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. С. 240 - 274.
  • Пономарев В.И. Исследование акцентуаций характера участников буллинга в контингенте подростков регионального социального заведения для несовершеннолетних // СМБ, 2013. №3-1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-aktsentuatsiy-haraktera-uchastnikov-bullinga-v-kontingente-podrostkov-regionalnogo-sotsialnogo-zavedeniya-dlya (дата обращения: 02.08.2020).
  • К вопросу о личности преступника и жертвы доведения до самоубийства // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Томск: Национальный исследовательский Томский университет, 2013. С. 93 - 94.
Еще
Статья научная