ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Автор: Киселёв А. И., Егоров О.Н.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 1, № 1, 2019 года.
Бесплатный доступ
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение гарантировано Конституцией Российской Федерации и обеспечивается государством. Непосредственная охрана жизни и здоровья человека от преступных посягательств возложена на уголовное законодательство, где данная обязанность рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Короткий адрес: https://sciup.org/14118340
IDR: 14118340
Текст статьи ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, СОВЕРШАЕМЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Магистр
Челябинский государственный университет.
Егоров О. Н.
Кандидат медицинских наук
Челябинский государственный университет.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение гарантировано Конституцией Российской Федерации и обеспечивается государством. Непосредственная охрана жизни и здоровья человека от преступных посягательств возложена на уголовное законодательство, где данная обязанность рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Вместе с тем, вопреки целям исполнения наказания, преступления против жизни и здоровья, совершаемые осужденными в исправительных учреждениях, имеют достаточно высокий уровень. Официальная статистика ФСИН России1 свидетельствует о том, что в 2010 г. отмечался рост таких преступлений на 35,3 % (с 156 до 211 преступлений). В последующие годы зарегистрировано их постепенное снижение на 20,3 % в 2011 г., 13,7 % в 2012 г., 4,8 % в 2013 г., 2,1 % в 2014 г. и 15,5 % в 2015 г. (с 135 до 114). Однако приведенные сведения не позволяют дать объективную оценку их действительности. Во-первых, в статистических данных ФСИН России преступления против жизни и здоровья не дифференцированы; во-вторых, учитываются не все составы указанных преступлений; в-третьих, установлен высокий уровень их латентности, который многократно превышает официальный показатель.
Противодействие преступлениям против жизни и здоровья в исправительных учреждениях нашей страны в настоящее время осуществ ляется на недостаточном
-
1 Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС (форма 2-УИС) // ФСИН России. М., 2015.
уровне. Об этом свидетельствует рост рецидивной преступности по стране в целом. Почти каждое третье (40,7 %) преступление против жизни и здоровья совершено лицами, ранее совершавшими преступления, удельный вес лиц ранее судимых лиц возрос с 26,5 % в 2014 году до 28,7 % в 2015 го-ду2. Соответственно, в исправительных учреждениях возросло количество осужденных ранее судимых два раза и более с 53,5 тыс. в 2014 году до 61,2 тыс. в 2015 г3.
Недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практическая значимость обусловили выбор настоящей темы исследования.
На первом этапе проводился юридический анализ объективных признаков преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в исправительных учреждениях. Исследовались и обобщались мнения различных ученых на проблему сущностного понимания объекта преступлений применительно к ст. 105, 107, 108, 109, 110, 111—115, 118 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Большинство теоретиков под родовым объектом преступлений против личности понимают общественные отношения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека, охраняющие права и сво боды человека и гражданина4.
-
2 Правонарушения // Россия в цифрах. М., 2015. С. 176.
-
3 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России. М., 2015.
-
4 Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М., 2009; Осипян Г. Н. Преступления против личности : уголовно-правовой
Однако авторы данного исследования не согласны с данным положением и предлагают свое определение родового объекта. Родовым объектом преступлений против личности являются общественные отношения, охраняющие личность как субъекта социальной взаимосвязи и совокупности важнейших интересов и неотъемлемых благ (жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, половой неприкосновенности, половой свободы, конституционных прав и свобод, интересов семьи и несовершеннолетнего) в качестве участника правоотношений со свойственными ему социальными, биологическими и психологическими признаками. При этом, личность как родовое понятие в объекте уголовно-правовой охраны следует определять как воплощенный определенной специфичностью человек, рассматриваемый в «компоненте» биологической, социальной и психологической сущности как субъект общественных отношений, обладающий от рождения неотъемлемыми правами и свободами, наделенный иными конституционными правами и свободами, охраняемыми уголовным законом.
Предлагается своя дефиниция видового и непосредственного объектов. Так, видовым объектом преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в пенитенциарных учреждениях, независимо от специфики данного места, выступают общественные отношения, обеспечивающие охрану жизни как естественного физиологического процесса рождения человека и его существования до момента наступления смерти; и здоровья при отсутствии признаков заболевания или патологических состояний, сохранение целостности органов и тканей или их физиологических функций от воздействия механических, физических, химических, биологических, психических факторов внешней среды.
Непосредственным объектом преступлений против жизни и здоровья являются общественные отношения, охраняющие право человека на жизнь и на здоровье как естественной, неотъемлемой возмож - аспект // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 5. С. 57; Борзенков Г. Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья : учебно-практическое пособие. М., 2006. С. 11; Зубкова В. И. Ответственность за преступления против личности по законодательству России. М., 2005. С. 13.
ности защиты неприкосновенности этих благ и свободы распоряжаться ими, гарантированной нормами уголовного права.
По мнению авторов, объективная сторона преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в пенитенциарных учреждениях, предполагает наличие трех взаимозависимых друг от друга признака:
-
1) действие (бездействие) осужденного, направленное на лишение жизни или на причинение вреда здоровью потерпевшего;
-
2) биологическая смерть или преступное последствие в виде причинения тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровья потерпевшего как наступившее последствие в результате совершенного деяния;
-
3) причинно-следственная связь между деянием виновного и наступившей смертью или причиненным вредом здоровья потерпевшего.
Судебная практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев преступления против жизни и здоровья в исправительных учреждениях причиняются путем механического воздействия. Так, из материалов уголовных дел, возбужденных по вышеуказанным деяниям, следует, что смерть или вред здоровья различной степени тяжести чаще всего были причинены действием с использованием различного рода предметов (палки, камни, стекла), колюще-режущих предметов самодельного производства (заточки, сделанные из подручных материалов, например, из ложки; пучок бритв; бритвы в расческе).
Исследование также показало, что обязательным условием наступления ответственности за преступления против жизни и здоровья в исправительных учреждениях является причинно-следственная связь между действием (бездействием) виновного и наступившими последствиями, выразившиеся в виде смерти или причинения умышленно тяжкого, средней тяжести, легкого вреда здоровью, или тяжкого вреда здоровью по неосторожности потерпевшему.
На втором этапе проводился анализ субъекта и субъективной стороны преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в исправительных учреждениях. Анализ правоприменительной практики показал, что при характеристике субъекта преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в исправительных учреждениях, следует учитывать не только общие признаки субъекта преступления, но и особенные, присущие в силу специфики места совершения преступлений, свойства субъекта. Исходя из этого, авторами резюмируется, что особенности специального субъекта находятся вне рамок конкретного состава, они относятся к характеристике личности преступника, поэтому должны учитываться судом при назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ.
Мы придерживаемся позиции, согласно которой субъектом преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в исправительных учреждениях, является вменяемое физическое лицо, достигшее на момент нахождения (отбывания наказания, или нахождения под следствием) в исправительном учреждении и к моменту совершения данных преступлений возраста уголовной ответственности (16 или 14 лет).
По нашему мнению, субъективная сторона преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в исправительных учреждениях, является относительно сложным образованием, состоящим из ряда смежных социально-психологических компонентов. К ним относятся: вина, мотив, цель совершения преступления. В своей совокупности они отражают имманентный процесс, который происходит в психике лица при совершении им преступления, направленного против жизни и здоровья в местах лишения свободы.
Материалы проведенного одним из авторов настоящей работы — А.И.Кисе-лёвым — исследования свидетельствуют о том, что в исправительных учреждениях применительно к преступлениям против жизни и здоровья, а именно к: убийству (ст. 105, 107, 108 УК РФ) внезапно возникший умысел составил — 34,9 %; умышленному причинению тяжкого вреда здоровью — 15,7 %; умышленному причинению средней тяжести вреда здоровью — 31,8 %; умышленному причинению легкого вреда здоровью — 27,6 %.
Авторы надеются, что представленные результаты анализ объективных и субъективных признаков преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в исправительных учреждениях, позволит лучше понимать соответствующую проблему.