Особенности обеспечения безопасности образовательного процесса в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
Автор: Голубцова А. И.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 2 (89), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы обеспечения права на образование осужденных и лиц, заключенных под стражу в следственных изоляторах, а также влияние внешних и внутренних факторов на безопасность образовательного процесса. В процессе анализа действующего уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области образования, установлено, что право лиц, лишенных свободы, на образование не является общедоступным и обеспечивается в неполном объеме. Приводятся предложения о необходимости повышения качества и доступности образования в следственных изоляторах, в том числе путем организации должного взаимодействия с институтами гражданского общества.
Образование, безопасность, несовершеннолетние, образовательный процесс, уголовно-исполнительная система, следственные изоляторы
Короткий адрес: https://sciup.org/14126522
IDR: 14126522 | УДК: 351.74
Текст научной статьи Особенности обеспечения безопасности образовательного процесса в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», образование представляет собой единый процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самореализации и социализации обучающихся, овладение ими знаний и умений, навыков и опыта, развитие способностей, формирование мотивации на получение знаний в течение всей жизни1.
Образовательный процесс, представляющий собой последовательность действий, направленный на обучение и воспитание обучающихся, реализуется в соответствии с федеральным государственным стандартом. В этом процессе обеспечиваются государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования. Право на образование является приоритетным для каждого человека, дискриминация в сфере его реализации не допускается2. Законом гарантируется общедоступность образования, независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе связанных с нахождением в местах лишения свободы
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы России (далее – УИС) создаются необходимые социально-экономические и иные условия для получения образования всеми гражданами, находящимися под стражей, на основе особых, специальных педагогических подходов, методов и способов, связанных с организацией образовательного процесса в местах лишения свободы. Проблемы, связанные с реализацией права на образование в учреждениях УИС, уже длительное время являются предметом внимания ученых и практиков [1– 4], однако это не снижает их остроты. Учитывая, что следственные изоляторы (далее – СИЗО) и исправительные колонии являются учреждениями закрытого типа, организация образовательного процесса в них имеет ряд отличительных особенностей.
В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»3 (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ 1995 года) и Уголовно-исполнительным кодексом РФ4 (далее – УИК РФ) в СИЗО обеспечивается право лиц, заключенных под стражу и осужденных, отбывающих наказание в отряде по хозяйственному обслуживанию, на получение общего образования. Всем осужденным в возрасте до 30 лет организуется получение общего образования. Обучение для осужденных является одним из элементов исправления и влияет на формирование у них правопослушного поведения. Каких-либо ограничений, связанных с получением осужденными общего и среднего образования, УИК РФ не предусмотрено.
Из лиц, содержащихся под стражей по подозрению в совершении преступлений, право на получение образования имеют только несовершеннолетние заключенные. Для этого в СИЗО создаются условия для самообразования, оказывается необходимая помощь в получении должного образования. Несовершеннолетним разрешается получать и иметь при себе учебники, школьно-письменные принадлежности.
Состояние защищенности образовательного процесса от внешних и внутренних угроз в СИЗО зависит от качества и эффективности обеспечения следующих видов безопасно- сти: антитеррористической, педагогической, информационной, психологической, охраны труда, санитарного надзора, электро- и пожаробезопасности и других видов. Несмотря на то что указанные виды безопасности призваны обеспечить правопорядок и законность всего учреждения, отдельные их направления влияют непосредственно на сам образовательный процесс.
Для обеспечения изоляции спецконтингента, личной безопасности заключенных все лица размещаются по камерам СИЗО в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ 1995 года раздельно размещаются мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые, лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы; подследственные и осужденные; лица, проходящие по одному уголовному делу и другим основаниям. Помимо указанных требований, при размещении несовершеннолетних заключенных учитываются также психологические особенности личности и степень педагогической запущенности, в связи с чем несовершеннолетние, как правило, содержатся в маломестных камерах по два– четыре человека. Перечисленные требования изоляции распространяются не только на их размещение по камерам, но и на выполнение всех воспитательных, психологических, режимных и иных мероприятий, проводимых с несовершеннолетними, в том числе и при реализации права на образование. Очень часто у подростков, находящихся в одной камере, не совпадает физиологический возраст, почти всегда ранее они обучались в разных школах и разных классах, в том числе в коррекционных, а также проживали в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации. В связи с тем, что в СИЗО нет возможности создать отдельную общеобразовательную школу, для обучения несовершеннолетних выделяются и оборудуются отдельные помещения – учебные классы. Вывод в учебные классы на занятия осуществляется покамерно, с соблюдением мер изоляции и безопасности. Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов помимо организации обучения несовершеннолетних предусматривается реализация целого комплекса прав и законных интересов: вывод на прогулку не менее двух часов, санитарная обработка два раза в неделю, вывод в кинозал, спортивный зал, психолого-воспитательная работа и др. При этом подростки регулярно принимают участие в следственных и судебных действиях за пределами СИЗО, этапируются в изолятор временного содержания (далее – ИВС) на срок до десяти суток. В указанных условиях практически невозможно обеспечить ежедневный вывод всех несовершеннолетних на обучение. Как следствие, зачастую происходит невыполнение учебного плана, недополучение знаний и как итог – угроза безопасности образовательному процессу в целом.
Следующей проблемой, оказывающей влияние на образовательный процесс в СИЗО, является количество преподавателей и содержание самой образовательной программы. Обучение, как правило, осуществляют преподаватели гражданских учебных заведений на основе заключенных договоров об оказании общеобразовательных услуг лицам, находящимся под стражей. Количество преподаваемых дисциплин зависит от фактической численности педагогического состава и их учебной нагрузки. Не редки ситуации, когда один и тот же преподаватель проводит занятия не только в разных классах с учетом возраста, но и по нескольким различным учебным дисциплинам. Практически не проводятся в СИЗО учебные занятия по физической культуре, их отсутствие заменяется посещением прогулочных дворов, в которых оборудованны спортивные уголки и тренажеры.
Также в СИЗО практически невозможно выполнить требования Приказа Минюста, определяющего Порядок обеспечения администрацией мест содержания под стражей ус- ловий для получения несовершеннолетними образования1, а именно: применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии; привлекать к образовательной деятельности в СИЗО педагогических работников общеобразовательной организации, в которой несовершеннолетний обучался до заключения под стражу; обеспечивать несовершеннолетних персональными компьютерами с возможностью доступа к образовательным программам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Как результат – отсутствие возможности качественно проводить учебные занятия, осваивать образовательную программу в полном объеме.
Особое внимание необходимо обратить на проведение самих учебных занятий. Занятия, как уже было сказано выше, проводятся в специально выделенных помещениях. Указанные помещения должны быть оборудованы в соответствии с требованиями стандартов в области образования и пройти процедуру лицензирования. С целью обеспечения личной безопасности преподавательского состава, преимущественно женского пола, учебные классы оборудуются решетчатыми кабинами-боксами. Нахождение обучающихся «за решеткой», на наш взгляд, негативно влияет на психологическое сопровождение образовательного процесса, так как отсутствует непосредственный контакт с учителем, отсуствует возможность работы у доски. В связи со значительным количеством преподаваемых дисциплин и невозможностью постоянного вывода на занятия обучающихся, о чем уже говорилось выше, большая часть учебного материала должна изучаться несовершеннолетними непосредственно в камерах самостоятельно. Для этого в камеры могут быть переданы инструктивные карты с объяснением предметных тем и последующих заданий по теме в форме тестов, упражнений или вопросов. И здесь мы тоже видим опасность для образовательного процесса: в большинстве случаев несовершеннолетние заключенные педагогически запущены, ранее не получали должного обучения в общеобразовательных организациях, и применение в образовательном процессе значительного количества часов самостоятельной работы негативно влияет на процесс получения знаний. Практически невозможно, находясь в камере, в полной мере изучить необходимый материал, самостоятельно подготовиться к промежуточной, а в некоторых случаях – к государственной итоговой аттестации. В ситуации, когда преподаватели хотят обучать, у обучающихся нет для этого соответствующего желания, а администрация СИЗО не может в полном объеме создать условия для обучения. В итоге страдает сама идея организации обучения несовершеннолетних в СИЗО. Все участники образовательных отношений делают вид, что обучение организовано, а на самом деле качество обучения достаточно низкое и не соответствует предъявляемым государственным стандартам.
В завершение необходимо отметить, что в следственных изоляторах образовательный процесс находится в зависимости от очень многих внешних и внутренних факторов. На процесс обучения влияет количественный и качественный состав заключенных и осужденных, местоположение СИЗО (в учреждениях, расположенных в крупных городах, обучение организовано на более высоком уровне), конструктивные особенности СИЗО и наличие возможности создания учебных классов, их оборудование в соответствии со стандартом, а также уровень взаимодействия администрации СИЗО с общегражданскими обра- зовательными организациями и территориальными отделами образования. В качестве предложений, направленных на совершенствование работы в указанном направлении, повышение эффективности и безопасности образовательного процесса, предлагаем: право на образование в СИЗО считать приоритетным; рассмотреть вопрос организации обучения в СИЗО на постоянной основе, с максимальным охватом обучающихся, с привлечением большего количества педагогических работников соответствующей квалификации; региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, оказывать максимальную координационную, методическую и материально-техническую помощь в организации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях субъекта Российской Федерации.
Список литературы Особенности обеспечения безопасности образовательного процесса в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы
- Брылева Е. А. Право осужденных на образование (обзор современных исследований) // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 27–30.
- Вшивкова А. А. Реализация права на образование в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 166–169.
- Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Семенова С. А. Реализация права осужденных на образование // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 3, № 1 (76). С. 167–171.
- Прощенкова А. А. Проблемы реализации права на образование несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы // Гарантии прав ребенка – безопасность детства: сб. науч. тр. / отв. ред. О. В. Ефимова, А. В. Звонарев. М., 2019. С. 101–105.