Особенности оленеводства у народов саянской горной страны в прошлом и настоящем

Бесплатный доступ

Статья посвящена материальной культуре тюрко-монгольских народов, проживающих в пределах Саянской горной страны. Процесс их формирования постоянно сопровождался взаимодействием различных этносов и их культур. В научной литературе имеются описания отдельных малочисленных охотничье-оленеводческих народов. Но основательные и всесторонние исследования, включающие, в том числе, сравнительный анализ, крайне редки или отсутствуют вовсе. Поэтому в представляемой работе показано, как в разных географических зонах Саян возникали и развивались различные хозяйственно-культурные типы, причем в условиях одного типа могли формироваться различные этносы. Осваивать обширные территории этим народам помогал домашний северный олень карагасской породы, который использовался как транспорт, оленина шла в пищу, из шкуры изготавливали одежду. Оленеводство у тюрко-монгольских народов горных систем Саян выделяется в самостоятельный саянский тип вьючно-верхового направления и традиционно сочетается с кочевым охотничье-оленеводческим образом жизни в условиях горной тайги.

Еще

Саяны, оленеводство, вьючно-верховое использование

Короткий адрес: https://sciup.org/147219918

IDR: 147219918   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-3-136-141

Список литературы Особенности оленеводства у народов саянской горной страны в прошлом и настоящем

  • Вайнштейн С. И. К вопросу о саянском типе оленеводства и его возникновении // КСИЭ. 1960. Вып. 34. С. 54-60.
  • Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Вост. лит., 1961. 217 с.
  • Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М.: Наука, 1972. 314 с.
  • Василевич П. М., Левин М Г. Типы оленеводства и их происхождение // СЭ. 1951. № 1. С. 63-87.
  • Керцелли С. В. Карагасский олень и его хозяйственное значение // Северная Азия. 1925. № 3. С. 87-92.
  • Мельникова Л. В. Тофы: Историко-этнографический очерк. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. 304 с.
  • Окладников А. П. Звери и знаки Ярминского порога // Звери в камне. Новосибирск: Наука, 1980. С. 96-116.
  • Петри Б. Э. Оленеводство у карагас. Иркутск, 1927а. 46 с.
  • Петри Б. Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах (Предварительные данные) // Сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета. 1927б. Вып. 12. С. 217-226.
  • Помишин С. Б. О транспортном использовании оленя тофаларами // СЭ. 1971. № 5. С. 128-131.
  • Рассадин И. В. О характере оленеводства у окинских сойотов // Гуманитарный вектор. 2012. № 4 (32). С. 214-217.
  • Сергеев М. А. Тофалары // Народы Сибири / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. М.; Л., 1956. С. 530-539. (Народы мира: Этнографические очерки / Под общ. ред. С. П. Толстова)
  • Бадамхатан С. Хөвсгөлийн цаатан ардын аж байдлын тойм [Жизнеописание хубсугульских цаатанов]. Улаанбаатар: ШУАХ, 1962. 66 с.
  • Бадамхатан С. Хөвсгөлийн дархад ястан [Дархаты - народ Хубсугула]. Улаанбаатар: ШУАХ, 1965. 257 с.
  • Дулам С. Уйгарцаатан ардын бөө мөргөл, угсааны зүйн талаарх ажиглалт [Некоторые замечания по шаманству уйгуровцаатанов] // Эрдэм шинжилгээний бичиг [Новые исследования в науке]. Улаанбаатар, 1995. № 5 (113). С. 110-123.
Еще
Статья научная