Особенности организации и работы связи 14-й армии при обороне Заполярья в 1942 году
Автор: Котков Вячеслав Михайлович, Ачкасов Николай Борисович, Сорокотяга Игорь Алексеевич, Спирина Ольга Сергеевна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: История и современность
Статья в выпуске: 4 (65), 2022 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается вопрос организации связи взаимодействия, оповещения, почтовой связи, особенности организации и работы связи в условиях Заполярья. Показана связь взаимодействия при помощи проводных средств и радиосредств, таблица радиосигналов для взаимодействия с флотом и погранчастями. Большое внимание в статье уделено вопросам взаимодействия пехоты с артиллерией и авиацией, подвижным средствам связи, а также вопросам снабжения и ремонта имущества связи.
14-я армия, великая отечественная война, заполярье, оповещение, офицер связи, пакет, подвижные средства связи, почтовая связь, радиосвязь, радиосредства, ремонт, связь взаимодействия, снабжение, фельдъегерь, экспедиция
Короткий адрес: https://sciup.org/140295966
IDR: 140295966 | DOI: 10.53115/19975996_2022_04_003-007
Текст научной статьи Особенности организации и работы связи 14-й армии при обороне Заполярья в 1942 году
После начала Великой Отечественной войны 24 июня 1941 г. 14-я армия вела оборонительные бои на мурманском, кандалакшском и ухтинском направлениях. К середине июля она остановила противника и в последующем прочно удерживала свои рубежи, вела активные наступательные бои с целью улучшения занимаемого положения.
Связь взаимодействия. На театре военных действий в Заполярье 14-я армия взаимодействовала с Северным флотом и пограничными частями. Связь взаимодействия осуществлялась при помощи проводных средств и радиосредств. На каждую операцию составлялась таблица радиосигналов для взаимодействия с флотом и погранчастями. Кроме того, составлялись специальные радиосигнальные таблицы для связи с подчиненными штабами и частями гарнизонов полуостровов Средний и Рыбачий. Взаимодействие по фронту осуществлялось также при помощи про- водных средств связи и радиосвязи. Большое внимание уделялось вопросам взаимодействия подразделений пехоты, пехоты с артиллерией и авиацией.
Для этой цели на каждую операцию разрабатывались специальные таблицы. Сигналы подавались винтовкой, флажками, ракетами. Практика применения этих сигналов указывала на большую их жизненность. Как правило, сигналы в период проведения операции не изменялись.
Связь по линии оповещения. Сигналы оповещения ПВО и ПХО передаются по системе проводной и радиосвязи вне очереди по сигналу «Воздух» или «Газы».
Для обозначения своего положения войска по требованию авиации выкладывают опознавательные полотнища размером 5×1 м. Применяют зимние полотнища красного цвета, летние – белого. Каждый стрелковый полк имеет по 27 опознавательных полотнищ. Связь земли с возду-
Общество
хом осуществляется при помощи полотнища Попхэм и путем сбрасывания вымпелов1. В распоряжении Скарма имеется один самолет У-2 [1, л. 3 об.].
Вместе с тем, в организации связи взаимодействия были и существенные пробелы. Так в приказе командующего 14-й армией генерал-майора Щербакова № 01596св от 30 сентября 1942 года отмечалось:
«Установлено, что опознавание своих войск и авиации в частях и соединениях армии организовано плохо, личный состав не знает отличительных знаков самолетов
Общество. Среда. Развитие № 4’2022
и путает свои самолеты с самолетами противника.
Выделенные в ротах сигнальщики плохо обучены и сигналы выкладывают медленно и неумело, установленные сигналы не всегда своевременно доводятся до войск.
Эти недостатки приводят к тому, что взаимодействие между авиацией и наземными войсками нарушается. Имелись безобразные случаи обстрела войсками своих самолетов.
Приказываю:
-
1. Всем командирам соединений немедленно организовать четкую службу обозначения своих войск опознавательными сигнальными полотнищами и другими сигнальными средствами, согласно прилагаемого плана и инструкции.
-
2. Проверить выделение в каждом стрелковом батальоне специальных отделений сигнальщиков, степень их обученности и обеспеченности сигнальными средствами.
-
3. Принять меры к практическому обучению сигнальщиков выкладывать полотнища и давать сигналы авиации в условиях дня и ночи, согласно спущенного плана начальникам Штабов соединений.
-
4. Командирам соединений о принятых мерах донести к 5.11.42 г. Таблицу ввести в действие с 00 час. 3.11.42 г.» [7, л. 2].
Приказ подписали командующий 14-й армии генерал-майор Щербаков и член Военного совета 14-й армии дивизионный комиссар Крюков.
К приказу были разработаны приложение № 1: Инструкция по обозначению переднего края своих войск, подписанная начальником штаба 14 армии генерал-майором Скоробогаткиным и таблица сигналов для обозначения положения войск на ноябрь месяц 1942 года, подписанная на- чальником связи 14-й армии подполковником Екимовым [7, л. 5].
Подвижные средства связи. Подвижные средства связи в условиях Крайнего Севера играют большую роль. Ежедневно сотни пакетов доставлялись в Штарм из штабов фронта, дивизий и бригад. Кроме того, в целях разгрузки шифр. органов оперативные сводки, разведсводки, тыловые сводки и политдонесения доставлялись с офицером связи, который следовал вместе с фельдсвязью. Доставка пакетов производилась комбинированным способом по следующей схеме:
-
1. Ежедневно из штаба фронта прибывала на поезде или самолете фельдъегерская машина. Экспедиция армии встречала фельдъегеря, после чего происходил обмен почтой между штабами фронта и армии.
-
2. Экспедиция Штарма два раза в сутки отправляла почту мотоботом на западный берег Кольского залива и один раз в сутки в район Западное Озерко для гарнизона полуостровов Рыбачий и Средний.
-
3. С левого берега Кольского залива почта на машине следовала до 1-го эшелона Штарма, где производилась вторичная ее разбивка по дивизиям и бригадам.
-
4. Из первого эшелона Штарма почта два раза в сутки на машинах отправлялась в обменные пункты.
-
5. В обменных пунктах производился обмен почтой между фельдъегерями и офицерами связи.
Существовали два обменных пункта – селение Ура-Губа для правофланговой дивизии и 51 км грунтовой дороги для всех остальных передовых частей.
Зимой почта доставлялась на оленьих упряжках и лыжниками. Офицеры связи и фельдъегеря следовали с пакетами, имея при себе вооруженного сопровождающего.
При Штарме всегда дежурила машина с фельдъегерем для отправки срочных пакетов. Доставка и прием пакетов от отделов штаба производилась специально выделенным фельдъегерем.
Фельдсвязь за все время войны работала четко, случаев утраты пакетов или несвоевременной их доставки не было [1, л. 4].
Почтовая связь. Всей почтовой связью армии руководило специальное отделение полевой связи (ОПС).
При армии имелась военно-почтовая база и полевая почтовая станция, которые обслуживали штаб армии и все армейские части, склады и учреждения. При каждой дивизии, бригаде имелись свои полевые почтовые части, были две полевые почтовые станции для обслуживания авиачастей. Почта поступала на базу из Москвы в
Почтовом вагоне, который прибывал ежедневно, часть почты (преимущественно газеты) поступала на базу самолетом. Из базы почта поступала на соответствующие ППС, откуда она доставлялась адресатам войсковыми почтальонами.
Деятельность почтовой связи подробно освещалась газетой Карельского фронта «В бой за Родину». Приведем несколько примеров.
Техник-интендант 1-го ранга Брандт 10 февраля 1942 г. писал: «В подразделении тов. Бусловского должность письмоносца исполняет сержант Киц. Регулярно снабжая все подразделения письмами, газетами и литературой, он завоевал доверие и уважение бойцов и командиров. Его всегда здесь ждут с большим нетерпением.
И в любую погоду, в метель и сильный мороз шагает тов. Киц с огромной кипой газет и писем, не считаясь ни с расстоянием, ни с трудностями пути.
Бойцы знают: их письмоносец всегда доставит почту в срок» [2].
Секретарь бюро ВЛКСМ Ю. Горевой в заметке «Экспедитор Горшков» писал: «Когда он прибыл в нашу часть, всем казалось, что ему, хрупкому юноше, будет трудно в условиях армейской жизни, особенно в суровые дни войны. Но все опасения оказались напрасными.
Митя Горшков назначен был на должность экспедитора. Он возмужал, окреп.
Ему часто приходится приносить письма и газеты на передовые позиции во время боя. Но это его не смущает. И точно в тот час, когда это положено, он является на передовую линию фронта с кипой газет и писем.
Все, кто сталкивался с Митей Горшковым, любят и ценят его за самоотверженную работу» [3].
О значении писем для фронтовиков, связи фронта с домом рассказывал на страницах газеты гвардии лейтенант И. Верижни-ков 16 сентября 1942 года: «Красноармеец Болотов – храбрый, дисциплинированный воин. Недавно политрук написал его родителям письмо, в котором от имени командования поблагодарил их за то, что они воспитали такого стойкого защитника Родины.
На днях в часть прибыл ответ от отца тов. Болотова.
«Я Вам благодарен за оказанное мне внимание, – говорится в письме. – Мне, как отцу, приятно получить такой отзыв о сыне, который показал себя отличным бойцом Красной Армии. Я думаю, что и в дальнейшем он будет так же стойко и мужественно бороться с немецкими захватчиками до их полного уничтожения.
Со своей стороны, работая в тылу, мы быстрее соберем обильный урожай и полностью обеспечим наших героических защитников всеми продуктами. Мы верим, что Вы, воины Красной Армии, проявите еще больше бесстрашия и мужества для быстрейшего разгрома врага.
С приветом, В.Е. Болотов ».
Прочитав это письмо, красноармеец Болотов взволнованно заявил:
– Я оправдаю доверие отца. Отдам все силы для полного разгрома фашистской банды» [4].
По отзывам руководителей почтовой связи, а также личного состава 14-й армии, почта работала хорошо, с обязанностями справлялась успешно. Из самых отдаленных концов, например, из Томска письма доставлялись через 12–15 дней. Центральные газеты и журналы поступали через 3–4 дня после их выхода [1, л. 4 об.].
Вопросы снабжения и ремонта имущества связи. Этим вопросом ведал старший помощник начальника связи по снабжению 14-й армии, который сумел организовать четкую работу склада и армейской мастерской. В деле специального снабжения широко были использованы местные ресурсы, в частности, местный судоремонтный завод наладил небольшое производство радиостанций 6-ПК, взято на учет и продуктивно использовано: линейная проволока, изоляторы, крючья, телеграфно-телефонная аппаратура местного главного телеграфа полностью использована для нужд армии.
Армейская мастерская и склад выделили свои филиалы, которые были приближены к войскам. Специальные ремонтные бригады непосредственно выезжали для ремонта имущества связи в дивизии и полки. Имеющийся в начале войны большой недостаток полевого кабеля полностью был покрыт импортным американским полевым кабелем. На вооружении в войсках имелись такие же американские фоноиндукторные аппараты типа ЕЕ-8.
Армейская мастерская наладила изготовление деревянных катушек для полевого кабеля, изготовила 100 шт. сигнальных приборов Рафле, ведет большие работы по ремонту радио и т/т имущества. В общем все части армии имуществом связи полностью укомплектованы, и все это имущество находится в исправном состоянии [1, л. 4 об.].
В полной мере проявлялись таланты воинов.
Лейтенант А. Давидович рассказывал о любителе-рационализаторе своего подразделения: «Красноармейцу Забирану, любителю-рационализатору, командир предложил сделать телефонный аппарат.
Общество
Общество. Среда. Развитие № 4’2022
Для этой цели тов. Забиран использовал имевшиеся в подразделении остатки старого телефонного оборудования и разные металлические отходы, вплоть до консервных банок.
Инициатива, знания и серьезное отношение к работе помогли Забирану справиться с этим делом. Через несколько дней он собрал телефонный аппарат, оказавшийся вполне пригодным для эксплуатации» [5].
А комсомолец сержант Дмитриев, отлично справляясь с основными своими обязанностями, оказывал большую помощь в боевой учебе молодым бойцам.
«Недавно он смонтировал учебный звуковещательный аппарат, который дал возможность его товарищам овладевать теорией и практикой телефонного дела непосредственно в землянках.
– Мой звуковещательный аппарат, – заявил сержант Дмитриев, – только один из скромных подарков матери-родине.
Сейчас он работает над новыми рационализаторскими предложениями и еще энергичнее передает свои знания красноармейцам» [6].
Особенности организации и работы связи в условиях Заполярья. Оборона на широком фронте, относительно большая удаленность штабов друг от друга требовали наличия на территории 14-й армии развитой постоянной телефонно-телеграфной сети.
Трассы линий часто проходили вне дорог и для наблюдения за техническим состоянием линии в среднем через каждые 10–12 км приходилось устанавливать контрольные телефонные посты.
Для поддержания непрерывности связи были организованы вспомогательные узлы связи, которые оборудовались телефонными и телеграфными коммутаторами.
Широко применялась двухпроводная система связи.
Строительство постоянных линий проводилось более медленными темпами, чем это было предусмотрено наставлением. В среднем ОТСР четырехвзводного состава строили постоянную линию емкостью в два провода со скоростью не более 2 км в сутки [1, л. 5].
В процессе строительства линии широко применялся тол для подрывания ям под столбы. Конструкция постоянных линий в основном ничем не отличалась от обычных постоянных линий, но в условиях весенней распутицы через каждый километр один столб, а также все угловые и окончательные столбы приходилось дополнительно укреплять камнями, укладываемыми на одну треть высоты столба.
Шестовые линии связи, как правило, устраивались в качестве временных линий связи сравнительно небольшой протяженности, в большинстве случаев для подачи соединительных линий на ось. Применять шестовые линии приходилось из-за недостатка в частях полевого кабеля. Вообще же пересеченный рельеф местности сильно ограничивал применение шестовых линий связи.
Специальные машины для строительства постоянных линий связи и прокладки полевого кабеля в условиях Крайнего Севера были совершенно не пригодны. Обоз частей связи летом должен был быть исключительно вьючным, зимой имущество связи перевозилось на санях-волокушах, на оленьих упряжках и на специальных лыжных установках.
Лес под столбы приходилось заготавливать в районе Кандалакши (за 300–400 км) и доставлять в складские пункты по железной дороге и автотранспортом. На отдельных участках строительства постоянных линий, лес под столбы сплавлялся по реке.
Службу технической эксплуатации приходилось организовывать с учетом доставки отдельным контрольным постам продуктов питания и всего необходимого технического имущества только на самолетах.
К таким постам относились все посты, обслуживавшие обходную цепь на трассе Воронинский погост – Ловозеро – Зашеек – Умба. На этой трассе встречались места, куда в условиях весенней распутицы можно было добраться только на лодке.
В течение года необходимо было два раза проходить все линии и проводить профилактический ремонт. Эти работы проводились в апреле месяце перед наступлением весенней распутицы и в сентябре – перед наступлением полярной ночи. В полярную ночь никаких крупных работ по строительству и ремонту не производились. Невозможно было заниматься ремонтом в период таяния снегов и разлива бурных рек [1, л. 5 об.].
Постоянная сеть проводов от Мурманска на юг была построена вдоль Кировской железной дороги, которая ежедневно подвергалась налетам неприятельской авиации. В связи с этим потребовалось специальное строительство обходов по- стоянных линий в местах крупных железнодорожных станций и железнодорожных мостов и дамб. Кроме того, на участке Мурманск – Кандалакша, вне Кировской железной дороги, была построена специальная обходная постоянная линия связи емкостью в два провода.
Радиосвязь в условиях работы на Крайнем Севере приобретала исключительно важное значение. В течение более года связь с гарнизонами полуостровов Рыбачий и Средний поддерживалась исключительно только по радио. В ходе проводившейся с 28 апреля по 13 мая 1942 г. Мурманской наступательной операции связь с отдельными бригадами, наступавшими на левом фланге армии, осуществлялась преимущественно по радио.
На Мурманском направлении велась повседневная воздушная война, противник стремился точно разведать места расположения командных пунктов, поэтому вопросам рассредоточенного размещения элементов КП и узлов связи, а также их маскировки уделяется большое внимание.
Обычно для армейского узла связи приходилось строить две землянки под телеграф, одну землянку под телефонный коммутатор, одну землянку под ПС, несколько землянок под армейские радиостанции, одну-две землянки для размещения работников отдела связи.
Землянки приходилось строить облегченного типа в виде легких шалашей, так как грунт не позволял глубоко закапываться. Землянки тщательно маскировались своими силами, ежедневно маскировка освежалась. Площадь размещения Командного пункта по своим размерам составляла 2×2 км. В соответствии с указаниями приказа НКО № 0338 проводились работы по сокращению числа работников, включаемых в состав 1-го эшелона штаба. Фактически была произведена разбивка всего штаба армии не на два, а на три эшелона. В первый эшелон включалось командование, оперативный, разведывательный, 8-е отделы и отдел связи вместе с узлом связи. От остальных отделов в 1-й эшелон выделялись только представители.
Список литературы Особенности организации и работы связи 14-й армии при обороне Заполярья в 1942 году
- Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). - Ф. 10 р. Оп. 1. Д. 64.
- В бой за Родину. - 1942, 10 февраля, № 41 (169).
- В бой за Родину. - 1942, 13 февраля, № 44 (172).
- В бой за Родину. - 1942, 16 сентября, № 259 (387).
- Давидович А., лейтенант. Сконструировал телефонный аппарат // В бой за Родину. - 1942, 10 сентября, № 253 (381). - С. 4.
- Сушков К. Звуковещательный аппарат // В бой за Родину. - 1942, 16 февраля, № 47 (175).
- Центральный архив Военно-морского флота Российской Федерации (ЦА ВМФ РФ). - Ф. 768. Оп. 22. Д. 22.