Особенности перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕАЭС
Автор: Непарко М.В., Семененкова В.А., Баранова Ю.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-1 (90), 2024 года.
Бесплатный доступ
Защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечивается государством при трансграничном их перемещении. В статье рассматриваются полномочия таможенных органов по обеспечению мер зашиты объектов интеллектуальной собственности. Особенно эффективно таможенные органы предотвращают нарушения исключительных прав тех правообладателей, чьи объекты включены в реестры. Но, не все результаты интеллектуальной деятельности могут быть включены в соответствующие реестры. В статье рассматриваются проблемы гражданско-правовых отношений, связанных с перемещением объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу, а также предлагаются меры по их решению.
Объект интеллектуальной собственности, таможенные органы, реестр, исключительные права, правообладатель, гражданско-правовые отношения
Короткий адрес: https://sciup.org/170203410
IDR: 170203410 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-3-1-112-115
Текст научной статьи Особенности перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕАЭС
Объектом интеллектуальной собственности (ОИС) является результат интеллектуального труда человека и средства индивидуализации, охраняемые законом. В отличие от других видов собственности, ОИС позволяет получать прибыль от его использования в течение длительного периода времени [1].
В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сформировалась многоуровневая система таможенной защиты интеллектуальной собственности. Способы защиты интеллектуальной собственности весьма разнообразны: признание права, пресечение нарушения, возмещение убытков.
При этом Таможенным кодексом ЕАЭС регулируется:
-
- порядок контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
-
- сроки применения мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров;
-
- ведение реестра ОИС.
Меры контроля ОИС включены в ЕАЭС из международной практики, основывающейся на Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС), подписанном 15 апреля 1994 года в рамках Соглашения о Всемирной торговой организации [3].
При осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, таможенные органы приостанавливают выпуск помещенных под таможенные процедуры товаров от 7 до 10 дней включительно. Правообладатель и декларант уведомляются о приостановке выпуска. В этом случае правообладатель (представитель правообладателя) может инициировать защиту своих прав, обратиться с заявлением в таможенный орган о продлении срока выпуска товаров ещё на 10 рабочих дней. В этот период проводится осмотр декларируемых товаров, являющихся объектом таможенного контроля.
Статьёй 384 Таможенного кодекса ЕАЭС определяются случаи, когда таможенные органы не применяют меры, связанные с приостановлением выпуска товаров:
-
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру уничтожения и, в некоторых иных случаях;
-
- при перемещении товаров, принадлежащих членам правительства, представителям дипломатического корпуса, консульских учреждений, иным организациями или их представительствами определенных таможенным законодательством.
Кроме того, согласно ст. 124 ТК ЕАЭС, не применяются меры таможенного контроля ОИС в отношении:
-
- товаров, перевозимых физическими лицами через таможенную границу для собственных нужд, не связанных с коммерческой деятельностью;
-
- перемещения припасов или транспортных средств международной перевозки [5].
В настоящее время возникла необходимость расширения перечня изъятия товаров содержащих ОИС. Причина заключается в том, что государственные органы охраняют публичные правоотношения в сфере защиты интеллектуальной собственности. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ указывает на то, что ст. 14.10 КоАП России охватывает такие нарушения, как: введение товара в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если на нем (и/или на этикетках, упаковке, в документации) содержится не верная информация, не точное воспроизведение средства индивидуализации [4].
Как следует из разъяснений постановления, понятия введения товаров, содержащих ОИС, в гражданский оборот на территории РФ – нет. Введение в оборот товаров – это производство товаров внутри государств-членов ЕАЭС либо выпуск товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в свободное обращение, т.е. помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления).
Из чего следует, что меры по контролю товаров, содержащих ОИС, в части регулирования публичных правоотношений не должны применяться при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие введение товаров в гражданский оборот на территории ЕАЭС. Например, Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 16.12.2020
№ С01-1364/2020 по Делу № А41-11864/2020 было отказано в удовлетворении требований таможенного органа и правообладателя о привлечении к ответственности ООО по ст. 14.10 КоАП. Поводом для судебного разбирательства послужило привлечение ООО к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.10 КоАП при помещении иностранного товара под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Иностранные товары после выпуска в этой таможенной процедуре сохраняют свой статус иностранных товаров и продолжают находиться под таможенным контролем, следовательно, не могут находиться в гражданском обороте на таможенной территории ЕАЭС (РФ) [4].
Владелец магазина беспошлинной торговли (ООО) в данном случае не нарушил установленные публичные правоотношения. Более того, ввозимый им иностранный товар правомерно находился в обороте на территории европейского государства. Торговый знак, находящийся на товаре, был включён в реестр Всемирной организации объектов интеллектуальной собственности. Исходя из примера, для целей контроля со стороны таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо руководствоваться, в первую очередь, тем, попадает ли товар в свободное обращение после его выпуска, находится ли он после выпуска под таможенным контролем или нет. Таким образом, возникает необходимость разделить гражданско-правовые отношения, которые возникают между декларантами товаров и правообладателями (их представителями) в отношении того или иного охраняемого товарного знака – ОИС, и публичные правоотношения, которые охраняются компетентными государственными органами власти.
С учётом вышеизложенного необходимо внести поправки в ст. 384 Таможенного кодекса ЕАЭС, а именно по контролю товаров, содержащих ОИС, добавить таможенные процедуры беспошлинной торговли и таможенного склада. В этих таможенных процедурах иностранные товары не вводятся в гражданский оборот на таможенной территории ЕАЭС.
Ещё одной проблемой является легализация «параллельного импорта» в РФ, согласно которому допускается ввоз определённых товаров без разрешения правообладателя. Следовательно, в отношении таких товаров меры, связанные с приостановлением выпуска, не применяются. Но здесь необходимо отметить некоторые особенности.
В настоящее время многие производители товаров ушли с российского рынка, некоторые приостановили ввоз новых партий товара. Теперь любая компания может купить товар за рубежом, официально ее растаможить и продавать. Такая мера заявлена как временная – конечно, с точки зрения соблюдения авторских право она весьма сомнительна. Для каких категорий параллельный импорт разрешен
Сегодня импорт может идти через третьи страны. Например, через Казахстан или Китай. С ними логистика отлажена и работает без сбоев. Таким образом, легально произведённая продукция, выпущенная в оборот вне таможенной территории ЕАЭС, может ввозиться в РФ без разрешения правообладателя. Поэтому при таможенном декларировании товаров с ОИС таможенные органы в рамках права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании вправе проводить формы таможенного контроля к товарам и (или) принимать меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
Список литературы Особенности перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕАЭС
- Непарко, М.В. Меры по защите объектов интеллектуальной собственности при пересечении таможенной границы / М.В. Непарко, И.А. Совин, Н.Д. Степин // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 5(58). - С. 231-234. EDN: CUSZLY
- Международная торговля в условиях 2020-2022 годов: состояние, проблемы, новые тренды / И.А. Брулев, И.А. Дзирун, Д.Д. Шкуропатов, А.А. Мигел // Вектор экономики. - 2023. - № 11(89). EDN: CMHWTC
- Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29 мая 2014 года) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/.
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
- "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
- Приказ Минпромторга России от 15.11.2023 № 4324 "Об утверждении перечня продукции с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которой не применяются положения пункта 6 приложения № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/23a04324/.