Особенности полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства

Автор: Кудрина Е.Н.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 11 (39), 2019 года.

Бесплатный доступ

ГрК РФ, закрепив в виде основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы данного участия, ответственность органов местного самоуправления и органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, реализацию градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2), определяет несколько организационно-правовых форм учета интересов местного населения при принятии градостроительных решений, к которым можно отнести информирование населения, внесение предложений заинтересованными лицами, проведение публичных слушаний и так далее (статьи 24, 28, 31, 33 и другие).

Еще

Нормативное регулирование, градостроительная деятельность, муниципальное регулирование

Короткий адрес: https://sciup.org/140285262

IDR: 140285262

Текст научной статьи Особенности полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства

Надо отметить, что в контексте отечественного Градостроительного кодекса правовая охрана граждан в форме надзора за градостроением со стороны самого социума не отмечается. Это отличает его, к примеру, от таких образцов законодательства федерального уровня, как Земельный кодекс, или Закон «Об охране окружающей среды».

В связи с этим, повышается важность общественных слушаний, принимаемых в ходе их решений. Необходим широкий диапазон возможностей местного самоуправления, органов, реализующих представительные функции. Такие меры позволяют, в определенной степени, заполнить названный выше пробел.

Тем не менее, даже с этой точки зрения, контроль рассматриваемого типа деятельности со стороны общества оставляет желать лучшего, и с течением времени, ситуация эта ухудшается.

В немалой степени такому положению вещей, вероятно, способствует практическая сторона судопроизводственной деятельности (2, c. 12). Именно в данной области можно наблюдать, как уровень важности общественных собраний постепенно понижается. Представительный уровень власти так же теряет свои возможности, что хорошо видно на примере крупных городов.

В Определении КС РФ от 15.07.2010 года № 931-О-О «По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями ст. ст. 39 и 40 Градостроительного кодекса РФ, ст. 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», ст. ст. 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» отмечено, что публичные слушания по смыслу статьи 3 Конституции РФ и федерального законодательства, регулирующего их проведение, не выступают как реализация народных властных полномочий. В данной ситуации, следует указать на недостаточную аргументированность подобной интерпретации Конституции (3 ст.). Так же имело место обращение к законам федерального значения. Они попадают в поле зрения КС РФ как предмет изучения с точки зрения согласованности с Основным Законом.

Урезание общественных полномочий в области контроля деятельности рассматриваемого типа связано с посягательством на право жить в чистой экологической среде. В качестве очередного случая игнорирования таких прав населения выступает Постановление КС РФ от 28.03.2017 года № 10-П «По делу о проверке конституционности ч. 4.1 ст. 63 ГрКРФ и ст. 23 ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий муниципальных органов и государственных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее - Постановление). В свете данного акта, органы власти представительного уровня не имеют никакого влияния на принципы, согласно которым осуществляется строительство на земельных участках в данных субъектах Федерации. Причем, Суд совершенно справедливо указал, что правила застройки и землепользования так же, как и документы территориального планирования, разрабатываются с целью обеспечения при реализации градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения отрицательного воздействия хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду и обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов в интересах будущего и настоящего поколений. Следовательно, Суд определил, что и правила застройки и землепользования, и документы территориального планирования призваны обеспечить осуществление конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ), что является одним из основных прав в экологической сфере.

В контексте отечественного Градостроительного кодекса не отмечается, согласно каким правилам должно утверждаться использование земельных участков, а так же осуществление на них строительной деятельности, при прямом участии народной власти. Однако с позиции статьи 3 Конституции утверждение акта, устанавливающего такие правила при непосредственном фигурировании органов исполнительной ветви власти есть законное выражение общественного волеизъявления.

Постановление многократно отмечает принцип разделения власти, обозначенный в 10 статье Конституции, особенно в свете правового регламента. С точки зрения данного принципа, главенство в сфере такого регулирования принадлежит именно власти представительного уровня. Таким образом, урезание возможностей представительной ветви власти в рассматриваемой сфере недостаточно обосновано с правовых позиций. В такой ситуации КС РФ отмечает, что законодательная деятельность федерального значения в отношении представительной, а так же исполнительных ветвей власти в целом, и в пределах некоторых общих зон компетентности, отталкиваясь от разумных представлений о том, как будет обеспечен максимальный общественно полезный эффект, имеет право с помощью принятия на основании части 2 статьи 76 Конституции РФ федерального закона избирать самые эффективные механизмы реализации полномочий органами государственной власти и должностными лицами, касаемо которых соответствующий порядок прямо не предусмотрен в Конституции РФ (пункт 2 Постановления).

Фактически КС РФ данным Постановлением отметил особую роль на сегодняшний день положений части 2 статьи 77 Конституции РФ о том, что в рамках ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ, а так же позицию органа, ответственного за конституционное судебное производство, согласно которой передача приоритета власти исполнительного уровня обнаруживает свои причины в отечественной Конституции [1, c. 126].

Так же нужно помнить, что Суд обозначил определенные оговорки в отношении полномочий представительных органов в сфере использования участков, а так же осуществления на их территории строительной деятельности. В частности, говорилось о частичном влиянии данной ветви власти на правила осуществления выше обозначенных видов деятельности. Эти обстоятельства позволяют говорить о некоторых переменах в рассматриваемой сфере. Прежде всего, это касается населенных пунктов федерального значения, однако не исключено, что в дальнейшем эти принципы распространятся и на прочие города (ст. 72 Конституции РФ).

Обозначенный в Постановлении взгляд в отношении дифференциации влияния на правила, согласно которым осуществляется строительная деятельность, оставляет население в совершенно пассивном правовом положении. Надо отметить, что такая ситуация предполагает правовую защиту гражданина исключительно на судебном уровне. Это, пожалуй, единственная правовая возможность при таком подходе.

Следует отметить важность соотношения интересов государства, а так же прав населения в рассмотренной области. Принимая во внимание повышение уровня влияния и значения власти исполнительного уровня в сфере законодательных норм, регулирующих осуществление строительной деятельности, надлежит реализовать общественную форму надзора за данным типом деятельности. Аналоги этому, на сегодняшний день, существуют в земельном, а так же экологическом законодательстве. Отечественный Градостроительный кодекс может учесть публичный контроль в виде проверок, экспертиз, мониторинга. Все это будет развитием принципов, обозначенных в Законе Федерального значения «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ст. 18). Следует также повысить значение публичных слушаний, проводимых в процессе подготовки правил землепользования и застройки, предусмотрев возможность при определенных условиях (категорической и массовой оценки) императивное значение проведенных слушаний.

Осуществление указанных мер в градостроительном законодательстве будет служить целям обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и прочей деятельности на окружающую среду и послужит делу охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений граждан Российской Федерации.

Список литературы Особенности полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства

  • Медведев И.Р. Общественные обсуждения градостроительных проектов в свете Закона N 455-ФЗ // Закон. 2018. N 3. С. 126 - 137.
  • Харьков В.Н. Цели и задачи земельного законодательства как основа содержания земельных правоотношений // Экологическое право. 2013 год. № 2. С. 8 - 12.
Статья научная