Особенности правового статуса государственных автономных учреждений
Автор: Воробьева М.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-2 (61), 2021 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрена специфика правового положения ГАУ в гражданских правоотношениях, обусловленная необходимостью достижения целей, в которых ГАУ было создано. Это влияет на допустимые способы распоряжения собственностью ГАУ, но, в пределах деятельности, соответствующей целям, ГАУ вправе свободно распоряжаться имуществом, предоставленным на праве оперативного управления. Автономия ГАУ проявляется в имущественной ответственности и порядке использования прибыли, которая может быть получена в пределах профильной деятельности, но созданные за счет прибыли активы принадлежат на праве собственности самому ГАУ. В отношении ГАУ также действуют специальные правила осуществления закупок.
Гау, право оперативного управления, имущественные права, наблюдательный совет, крупная сделка
Короткий адрес: https://sciup.org/170188341
IDR: 170188341 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-10-2-164-166
Текст научной статьи Особенности правового статуса государственных автономных учреждений
Разнообразие осуществляемых современным государством функций определяет необходимость передачи части практической деятельности контролируемым лицам, которыми являются государственные организации различного рода, правовой статус которых обусловлен целью, состоящей в достижении желательных для общества результатов. Реализация данной цели ограничивает сферы деятельности подобных организаций, помимо этого, определяет особый порядок участия в имущественных правоотношениях, специфику принятия корпоративных решений. Влияет она и на применимое к ряду правоотношений, в которых участвуют подобные организации, право.
Одной из разновидностей организаций, действующих под государственным контролем в осуществление социально значимых функций, являются государственные автономные учреждения (далее – ГАУ). Их статус в наиболее общем виде урегулирован положениями ст. 123.22 ГК РФ [1] и Законом «Об автономных учреждениях» [2].
Само понятие автономии как признак ГАУ, относится к имущественным правам данного учреждения, поскольку оно наделяется собственностью, в отношении которой всей полноты правомочий собственника не возникает, но, в пределах осу- ществления целевой деятельности, владение и распоряжение этой собственностью допускается. Содержание оперативного управления в отношении ГАУ не отличается от других государственных учреждений, за исключением указания на связь с целевым характером деятельности.
Законом это требование прямо не установлено, но следует из положений о недействительности сделок, подтверждается практикой. ГАУ провело реконструкцию переданного ему комплекса для выполнения требований ГО, собственник потребовал признания сделки недействительной, сославшись на несоответствие подобных действий целям ГАУ. В удовлетворении требования было отказано, поскольку деятельность ГАУ, исходя из содержания, предполагала необходимость проведения мероприятий в рамках ГО [3]. Пример подтверждает необходимость понимания принципа имущественной автономии ГАУ в широком содержании.
Этот принцип последовательно проявляется и в обязательственных правоотношениях, поскольку, в силу п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ответственность несет само ГАУ, исключение сделано только в отношении активов, переданных собственником и обладающих значительной ценностью, это недвижимость и «особо ценные» движимые вещи. Действуют ограничения на суб- сидиарную ответственность, кроме возмещения вреда личности. Правила об ответственности ГАУ ориентированы на создание возможности принятия обязательств в гражданских правоотношениях, с практической стороны позволяют учитывать разнообразие ситуаций осуществления деятельности ГАУ, как следствие, возникающей из ее осуществления потребностей.
Целевой характер деятельности ГАУ проявляется в имущественных отношениях в виде ограничений на сферы деятельности и возможность получения прибыли, которая может создаваться только за счет направлений, соответствующих основному профилю ГАУ. Примером служат спортивные ГАУ, в которых тренировки, исходя из социальной ориентированности этих учреждений, проводятся бесплатно, что не ограничивает права спортивных ГАУ также проводить платные тренировки вне государственного задания. Ограничения действуют те же, что и в отношении распоряжения имуществом, касаются только соответствия целям учреждения, при этом для ГАУ, в силу п. 2 ст. 298 ГК РФ, прибыль выступает источником приращения собственности, в отношении которого учредитель правами не наделен, хотя этой собственностью ГАУ отвечает по обязательствам.
В отношении собственности, созданной благодаря прибыли ГАУ, не действуют положения п. 2 ст. 296 ГК РФ о возможности изъятия излишней собственности учредителем, поскольку она выступает объектом права собственности самого ГАУ, хотя, с учетом статуса, ограничения на сферы деятельности продолжают действовать и в отношении созданной независимо от учредителя собственности.
Действие принципа автономии в отношении собственности, созданной за счет прибыли ГАУ, подтверждается практикой. ГАУ приняло участие в инвестиционном проекте, предполагаемое использование создававшейся недвижимости соответствовало целям этого учреждения, поэтому в удовлетворении требования учредителя о признании долевого участия в проекте было отказано [4].
Пример подтверждает право ГАУ участвовать в создании недвижимости, находящейся в долевой собственности, что отличает правовой режим этих объектов от первоначальной недвижимости, предоставленной учредителем, которая, как правило, представляет собой отдельный объект либо комплекс, как в случае спортивных ГАУ. По существу, в отношении создаваемой за счет прибыли ГАУ собственности действует только целевое ограничение, но не дополнительные требования к способам участия в гражданских правоотношениях. Поскольку организация является некоммерческой, учреждение ей других организаций невозможно.
Имущественные отношения ГАУ определяются особым правовым режимом оперативного управления, что предполагает специальные требования к принятию решений, а также контролю за распоряжением собственностью. В силу п. 1 ст. 10 Закона «Об автономных учреждениях», в ГАУ должен создаваться наблюдательный совет, компетенция которого определена п. 1 ст. 11 Закона, включает одобрение сделок, существенно влияющих на имущественное положение ГАУ, либо направленных на участие в других организациях. Особенностью корпоративного управления ГАУ с точки зрения участия в имущественных отношениях выступает право инициативы в отношении сделок, подлежащих обсуждением наблюдательным советом, поскольку им наделены только руководитель ГАУ либо учредителя. К сделкам ГАУ, совершенным в нарушение требований об обсуждении наблюдательным советом, применяются последствия недействительности, поскольку наблюдательный совет выполняет функции одобрения сделки. С учетом требований к составу наблюдательного совета, такое нарушение следует понимать одновременно как отсутствие согласия органа самого ГАУ и третьего лица в виде учредителя.
Для ГАУ действуют корпоративные правила об одобрении крупных сделок, они установлены ст. 14 Закона «Об автономных учреждениях», дополняются положениями п. 2 ст. 298 ГК РФ о необходимости одобрения учредителем решений в отношении недвижимости. Иначе говоря, для ГАУ действуют два критерия одобрения, это вид собственности либо критерий крупной сделки, включающий, помимо распоряжения собственностью, также имущественные обязательства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ [5], на ГАУ распространяется требование о проведении конкурентных закупок, причем оно действует независимо от источника финансирования, требования действу- ют, в том числе, на закупки, осуществляемые за счет прибыли.
Следовательно, в основе правового статуса ГАУ лежит принцип автономии, в силу которого оно вправе распоряжаться предоставленной ему собственностью, но только в пределах достижения основной цели деятельности. Последовательно этот также возможности распоряжения прибылью. Право собственности в отношении активов, созданных за счет прибыли, принадлежит ГАУ, но существуют ограничения на связь между этими активами и целями деятельности учреждения. Специальные требования действуют для ГАУ в отношении порядка одобрения сделок, они охватывают как распоряжение недвижимостью, так и крупные сделки, для осуществления контроля в отношении распоряжения собственностью, переданной ГАУ, создается наблюдательный совет. Особенностью правового положения ГАУ также следует считать действие специальных требований о проведении закупочных же принцип проявляется в отношении процедур.
имущественной ответственности ГАУ, а поисковая система].
Список литературы Особенности правового статуса государственных автономных учреждений
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021)//СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
- Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021)//СЗ РФ. - 06.11.2006. - № 45. - Ст. 4626.
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2019 № Ф09-23/19 по делу № А60-70688/2017 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2021 № Ф01-22/2021 по делу № А43-14123/2020 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [справочно-поисковая система].
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021)//СЗ РФ. - 25.07.2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.